Открытый урок по развитию речи в коррекционной школе для детей с нарушениями слуха по теме "Весна"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Класс: 4

Ключевые слова: весна


Класс: 4.

Цель: Закрепить и расширить знания детей об изменениях в природе, которые происходят весной.

Задачи:

  • Способствовать развитию познавательного интереса, коррекция мышления.
  • Формирование умения четко формулировать свои ответы и составлять связный рассказ по опорам, обогащать и активизировать словарный запас детей.
  • Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.

Цели и задачи:

  • Организовать работу по обеспечению высокого уровня вовлеченности учащихся в учебную деятельность.
  • Обобщить и систематизировать знания детей о признаках весны с учетом климатических условий.
  • Расширить кругозор, устную речь, обогатить словарный запас по теме "Весна".
  • Закрепить знания и умения детей по грамматике.
  • Стимулировать слуховую память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, пространственно-образное мышление.
  • Воспитывать эстетические чувства.

Оборудование:

  • Картинки с изображением весны.
  • Мультимедийная презентация.
  • Профиль звука [с].
  • Экран.
  • Карточки с названием месяцев.
  • Таблички с вопросами и частыми речи.
  • Карточки со словами к тексту.
  • Тетради, ручки.
  • План о весне.

Структура урока

I. Организационный момент. (4 мин.)

II. Основная часть. Беседа. (20 мин.)

III. Составление деформированного рассказа. (13 мин.)

IV. Итоги урока. (3 мин.)

Ход урока

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.

Спросите у меня, какой будет урок?

- Будет урок развития речи.

Спросите у меня, что будем делать на уроке?

- Будем говорить, думать, составлять предложения, отвечать на вопросы.

Давайте поговорим о временах года. Всё написала я или о каком-то времени года забыла? - Весна!

Сегодня дежурный звук [с]. Посмотрите внимательно профиль. Давайте его правильно скажем.

Итак, тема сегодняшнего урока: "Весна". Напишите в тетрадь число, классная работа, тема.

Если снег уже растаял,
Лёд на реках тоже стаял,
Солнце ласково сияет,
Ветерок листвой играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла …..
- Весна!

- Будем работать по плану.

План о весне.

  1. Природа.
  2. Погода.
  3. Животные.
  4. Насекомые.
  5. Птицы.
  6. Люди.

- Какое это время года? Весна бывает ранняя/холодная, переходная, поздняя/тёплая. Как вы думаете, почему у меня 3 картинки весны? - Это три месяца: март, апрель, май.

Три весенних месяца приходят к нам по очереди. Отгадайте кто с чем!

(Дети составляют предложения:

Март с …..водой

Апрель с….травой

Май с ……цветами)

- Прочитайте, что у вас получилось? Это предложения?

- Нет?

- А почему?

- В конце нет точки.

- Верно! Запишите эти предложения в тетрадь правильно.

Давайте подберём предложения к каждому месяцу:

На деревьях набухли почки.
Ещё на земле лежит снег.
Прилетели с юга птицы.
С крыш капают сосульки.
Проснулись насекомые.
На деревьях появились зелёные листочки.
Снег почернел и тает.
На реке ледоход.
Люди работают на огороде и в поле.
Солнце светит, но мало греет.
На улице холодно, идёт снег.
На улице тепло, идёт дождь.
Текут ручейки.
Появляется зеленая трава.
В лесу появились первые подснежники.
Распустились одуванчики.

Фонетическая зарядка

распустились
рас-пус-ти-лись
рас_
распус_
распусти_
распустились
Распустились одуванчики.

Весна. Прочитайте признаки весны. Беседа по картинке.

Прочитайте приметы весны.

  • Снег растаял.
  • Солнце сильнее греет.
  • Сняли люди зимнюю одежду.
  • День стал длиннее, светлее и теплее.
  • Появилась зелёная трава, распустились цветы.
  • Деревья одели зелёный наряд.
  • Прилетели с юга перелётные птицы.
  • Проснулись звери от зимней спячки.
  • Закипела работа в поле и на огороде. - Какая из них самая главная, важная, первая? От какой приметы зависят все остальные?

- Солнце!

Продолжи фразу (сравнение).

Ласковое, как …….

Круглое, как………

Тёплое, как…….

Золотое, как…..

Яркое, как…..солнышко.

- Какая часть речи? Какой вопрос? Какой род?

Прочитайте слова: греет, светит, радует, блестит, улыбается, сияет.

- Какая часть речи? Какой вопрос?

Составьте предложение по схеме:

Отгадайте загадку.

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый
Кружевной и синий-синий! (Небо)

- Какое бывает небо?

серое, низкое, голубое, высокое, синее

- Какое небо весной?

безоблачное, чистое, голубое, ясное, высокое

- Какая часть речи? Какой вопрос? Какой род?

- Составьте предложение.

Давайте составим и прочитаем пословицы и поговорки о весне. Объясните, как вы их понимаете?

  • Весною снизу холодит, а сверху печёт.
  • Весна да осень - на дню погод восемь.
  • Осень красна пирогами, а весна - (картинка цветов).
  • Весна на дворе - (картинка грача) на горе.
  • Готовь телегу с осени, а (картинка саней) с весны.
  • Весною слышно как (картинка травы) растёт.

Весной меняется не только природа, но и жизнь животных, насекомых и птиц. Давайте разделим животных на группы, у которых происходят одинаковые изменения в весенний период. (Картинки зайца, лисы, белки, бурундука, волка, песца, медведя, ежа).

  • Просыпаются от зимней спячки.
  • Меняют окраску, чтобы быть незаметными.
  • Линяют - меняют тёплую шубку на лёгкую.

- Какие появляются насекомые?

Посмотрите, какие они пёстрые, нарядные, трудолюбивые.

- Какой вопрос? Какая часть речи?

Какие перелетные птицы возвращаются домой весной? Как меняется жизнь птиц весной? Что они делают? Давайте выберем правильные ответы:

  • Вьют гнёзда.
  • Выводят птенцов.
  • Улетают на юг.
  • Прилетают с тёплых мест.
  • Собираются в стаи.
  • Учат летать птенцов.
  • Кормят птенцов насекомыми.
  • Высиживают яйца.

Физминутка под музыку: «Птички».

А что делают люди весной? Объясните поговорку: Весенний день целый год кормит.

Итоги урока.

Мы правильно поработали по плану? Ничего не забыли? Молодцы.

Работа с деформированным текстом.

- А сейчас будем составлять рассказ. Оставьте строчку для заглавия рассказа, придумайте потом сами.

Кто разберёт на доске по составу слово: ПОДСНЕЖНИКИ?

Записываем с красной строки правильные предложения.

Уже, в, подснежники, лесу, появились.

В, ребята, воскресенье, пошли, в, лес, весенний.

Вот, пришли, лес, в, ребята.

На, полянах, лесных, много, подснежников, голубых.

В, хорошо, лесу, весной.

Дети, домой, радостные, и, вернулись, довольные.

Домашнее задание.

Вставь нужные слова:

……..мы ходили в парк. Погода была ………. . Там видели ……… белку. Мы кормили её ………… . Белка ……… орехи у нас из рук. Все остались ………. прогулкой.

(довольны, солнечная, орешками, весной, рыжую, брала)

Рефлексия.

  • У меня всё получилось.
  • Было скучно.
  • Я ожидал лучших результатов.

Оценки.

Конец урока.