Выделение формы, величины и цвета - обязательный этап чувственного познания мира не только нормально развивающихся детей, но и детей с ограниченными возможностями здоровья. При знакомстве с этими свойствами расширяется поле восприятия - основа развития интеллекта.
Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.
Коррекционная работа с такими детьми делится на несколько этапов.
На первом этапе внимание детей привлекается к какому-либо конкретному свойству предмета - цвету или форме. Опираясь на восприятие данного свойства, дети учатся находить идентичные предметы, соотносить цвет или форму предмета с образцом - эталоном. При этом от детей не требуется словесного обозначения выделенного свойства. Итог деятельности детей подводит педагог.
На данном этапе можно предложить следующие игры:
"Разноцветные гаражи"
Цель: Развитие представлений об основных цветах спектра: красном, оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом.
Оборудование: Карточка, разделенная на 6 клеток, карточки шести цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового), набор мелких картонных силуэтов наземного транспорта тех же цветов.
Рекомендации к проведению.
Взрослый дает ребенку большую карточку, разделенную на 6 цветных квадратов, предлагая представить, что это цветные гаражи, в которые заедет разноцветный транспорт. Ребенок вместе со взрослым рассматривает разноцветные гаражи, называет, какого они цвета. Далее взрослый дает ребенку коробку с силуэтами транспорта шести цветов спектра, просит рассмотреть их, обращает внимание на то, что один и тот же транспорт может быть разного цвета (машинка зеленая и машинка желтая) и что разный транспорт может быть одного цвета (красная машина, красный трамвай, красный велосипед). Затем проводится игра: ребенок раскладывает силуэты транспорта по «гаражам», верно подбирая их по цвету.
Если задание выполнено правильно, на столе появляется многоцветный флажок. При появлении белого флажка ребенок ищет, какой транспорт «заехал» не в свой гараж.
Примечание. Количество силуэтов в коробках может меняться в зависимости от степени подготовленности ребенка.
ЛОТО «ЦВЕТ»
Цель: Развитие представлений об основных цветах спектра, подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов.
Оборудование: Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов шести цветов; маленькие карты с теми же изображениями.
Рекомендации к проведению.
В данной игре взрослый является и ведущим и играющим партнером. Он раздает карты лото (на первых порах ребенок может играть с меньшим количеством карт) и предлагает рассмотреть их. Затем проводится игра. Взрослый-ведущий достает из коробки по одной картинке и спрашивает: «У кого такая?» Если у ребенка есть такая же картинка, он отзывается, получает ее и закрывает картинку на карте. Взрослый действует аналогично, создавая в игре положительный эмоциональный настрой. Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все картинки на картах у взрослого и у ребенка.
Примечание. Если ребенок усвоил и запомнил 6 основных цветов спектра, ему можно дать две и более карт лото.
«СПРЯЧЬ МЫШКУ»
Цель: Закрепление знаний шести цветов спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, синий, фиолетовый и их названий.
Оборудование: Листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка («мышкин домик»), квадраты тех же шести цветов - дверцы, мягкая игрушка - кошка.
Рекомендации к проведению.
Взрослый предлагает ребенку поиграть в игру «Спрячь мышку». Сначала он знакомит ребенка с правилами игры, затем они играют вместе. Взрослый раскладывает на столе три домика, рядом кладет квадраты-дверцы шести цветов. Для того, чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей-квадратиком того же цвета, что и домик. Если дверца-квадратик будет другого цвета, отличного от цвета домика, придёт кошка и съест мышку.
Когда все дверцы закрыты, приходит кошка - «ловить мышей». Не найдя ни одной не правильно закрытой дверцы кошка уходит.
Затем ребенку даются три «мышкиных домика» и шесть квадратов всех цветов, предлагается спрятать мышек, пока кошка спит. Ребенок выбирает квадраты-дверцы тех же цветов, что и «мышкины домики», лежащие перед ним, и закрывает их. (Если ребенок ошибается, взрослый вместе с ним ищет нужную дверцу, чтобы надежно спрятать мышку от кошки.) Затем количество домиков можно увеличить.
Примечание: Количество домиков у ребенка варьируется от 3 до 6. Игру можно повторять несколько раз.
Постепенно задача усложняется. На втором этапе дети выполняют задания на идентификацию предметов с образцом - эталоном, а взрослый комментирует их действия. Постоянно называя цвет предметов, использует названия геометрических фигур, направляет процесс обучения на устойчивое закрепление эталонной системы в сознании детей.
«Крышечки и коробочки»
Для игры можно использовать пустые пластиковые баночки с крышечками из-под гуаши, они обычно разноцветные. Внутрь поместите карточки под цвет коробочки. Для старших деток можно поместить бусины иди другие маленькие предметы монохромной расцветки. Задачи: тренируем умение соотносить цвета, находить одинаковые, анализировать и систематизировать. Попутно тренируем моторику, обучаясь открывать крышечки. Упражняем умение различать форму.
Взрослый постоянно комментирует действия ребенка, называя цвет и форму.
На третьем этапе изменяется словесная инструкция педагога. Если раньше педагог показывал предмет и сам называл его цвет или форму, то теперь он ставит перед детьми задачу подобрать предмет определённого цвета или формы. Основной тип инструкции - «Дай жёлтое колечко, покажи зелёный кубик, найди все квадраты и т.д.». Слово способствует актуализации представлений о цвете и форме. Очень важно создавать игровую мотивацию деятельности детей, поощрять их успехи.
ЛОТО «ЦВЕТ»
Цель: Развитие представлений об основных цветах спектра, подбор предметов по словесному описанию.
Оборудование: Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов шести цветов; маленькие карты с теми же изображениями.
Рекомендации к проведению.
В данной игре взрослый является и ведущим и играющим партнером. Взрослый не показывает карточку, а только называет предмет и его цвет. Например: «У кого зеленая машина?», «У кого синее ведро?» и т.д. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на карте лото. Таким образом ребенок ориентируется на название цветов предметов.
Примечание. Игра проводится тогда, когда ребенок начнет свободно ориентироваться в 6 цветах спектра.
В СТРАНЕ ФИГУРОК «ЧЕЛОВЕЧКОВ»
Цель: Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями.
Оборудование: картонные квадрат, круг, треугольник с нарисованными лицами - фигурки - «человечки»; у ребенка - однотонные, без рисунка, круги, квадраты, треугольники такого же размера.
Рекомендации к проведению.
Взрослый приглашает ребенка в страну фигурок - «человечков», рассказывает о ее необычных жителях: достает из коробки круг, квадрат, треугольник (фигурок-«человечков»), обводя контуры фигур пальцем и называя их: «Эту фигурку зовут круг, эту квадрат» и т. д. Затем предлагает ребенку обвести контур каждой фигурки пальцем. Далее проводится игра «Найди такую же». Взрослый поочередно показывает круг, квадрат, треугольник; ребенок выбирает среди фигур, лежащих перед ним на столе, точно такую же, проверяет себя, совмещая выбранную им фигуру с образцом.
Примечание. Для групповых занятий в более сильной подгруппе у детей по две фигуры каждой формы, в более слабой - по одной фигуре каждой формы.
Главной задачей четвёртого этапа работы является закрепление умения словесно обозначать цвет или форму предметов. В этот период важно, чтобы весь прежний опыт восприятия соединился со словом и закрепился в слове.
На пятом этапе основное внимание уделяется совершенствованию умения группировать предметы по какому - либо сенсорному признаку. Детям важно предлагать задачи на классификацию по цвету или по форме, на исключение лишнего предмета, на сравнение двух предметов. Результаты мыслительной деятельности должны быть представлены в словесных высказываниях детей о выполненных действиях. Следует учить детей выделять нужное свойство и абстрагироваться от «лишних» признаков.
На шестом этапе закрепляется умение видеть цвет и форму предметов, передавать их в продуктивной деятельности. Расширяется словарь признаков, дети самостоятельно называют основные и промежуточные цвета, их оттенки, форму предметов и их частей.
«Магазин игрушек»
Цель: Учить выбирать объемные формы по плоскостному образцу, отвлекаясь от функционального назначения предмета.
Оборудование: игрушки разной формы (мяч, воздушный шар, пирамидка, дом из двух кирпичиков, часы, телевизор, кубики и др.), карточки с изображением плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе игрушки, называет их и говорит, что у него магазин игрушек и он продавец. Потом достает карточки с геометрическими фигурами: «Это будут деньги. Кто захочет купить в магазине игрушку, должен найти такую же форму. Например, я хочу купить мяч. Мне нужны такие деньги (показывает карточку с изображением круга)». Далее ребенок выбирает себе игрушку и подает продавцу карточку с изображением соответствующей фигуры. В дальнейшем роль продавца выполняет ребенок.
«ПОСТРОИМ ДОМИКИ ДЛЯ ФИГУР»
Цель: Развитие представлений о геометрических фигурах с целью их самостоятельного воспроизведения.
Оборудование: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; счетные палочки; толстая нитка (для круга и овала).
Рекомендации к проведению.
Взрослый показывает ребенку геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник), просит вспомнить, как они называются, предлагает построить для них домики. Ребенок вместе со взрослым строит домики для фигур из палочек и «поселяет» туда фигуры.
Затем взрослый показывает ребенку круг и овал, ребенок называет их. Домики для круга и овала строятся из ниток.
После этого ребенку предлагается самостоятельно построить домики для фигурок.
Работа по закреплению понятий величины также проводится в несколько этапов.
На первом этапе закрепляется умение работать с образцом: прикладывать и накладывать предметы, примеривать их к образцу. На этом этапе в ряд целесообразно включать не более пяти элементов.
Дидактическая игра «Собери пирамидку»
Цель: развивать восприятие ребёнка, умение сравнивать по величине.
Оборудование: две одинаковые пирамидки. Одна пирамидка предназначена для работы ребёнку, а вторая будет выступать в роли эталона.
Ход игры:
- Предложить ребёнку собрать последовательно сужающуюся кверху пирамидку по готовому эталону.
- Организовать сложное конструирование по эталону, то есть собирание неправильной пирамиды, башни необычной конфигурации.
«Построим жилище для животных» (башню)
Цель: Ознакомление со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), определение величины предмета по отношению к другим: "большой", "средний", "маленький".
Оборудование: Картинки с изображением животных: коровы, овцы, кошки; 3 квадрата постепенно убывающей величины (большой, поменьше, самый маленький); у ребенка - по три квадрата (большой, поменьше, самый маленький).
Рекомендации к проведению.
Взрослый вместе с ребенком рассматривает изображенных на отдельных картинках животных, располагая их по порядку: самая большая (корова), поменьше (овца), самая маленькая (кошка).
Далее ребенок и взрослый строят жилище (башню) для животных из квадратов: внизу - самый большой квадрат, затем - поменьше, затем - самый маленький. Ребенок определяет величину квадратов, накладывая их друг на друга. Ребенок и взрослый обсуждают, где удобнее будет жить корове (внизу), где - овце (чуть повыше), а где - кошке (на самом верху).
После этого ребенок самостоятельно строит такую же башню из квадратов (жилище для животных) используя способ наложения.
Примечание. Игра может проводиться повторно с большим количеством животных и квадратов.
«Матрешки»
Цель: Познакомить ребенка с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в большую); вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке и действиям с нею.
Оборудование: Матрешки 3-6-местные.
Ход игры: Взрослый дает ребенку трехместную матрешку (пять элементов - четыре половинки и одна целая матрешка) и предлагает спрятать всех матрешек в одну большую. Если у ребенка осталась лишняя половинка, взрослый предлагает снова раскрыть матрешку и постараться правильно сложить ее, помогает ребенку разложить части на столе так, чтобы элементы одной величины не находились рядом.
Когда ребенок научится складывать трехместную матрешку, ему дают 4-6-местную. Желательно, чтобы расцветка матрешек была разнообразной, с разным орнаментом, чтобы, по возможности, ребенку давалась каждый раз новая матрешка, иначе он не будет учитывать величину, а просто запомнит последовательность складывания рисунка-узора на матрешке.
На втором этапе вводятся упражнения на соотнесение плоскостных и объёмных элементов: например, ребёнку предлагается образец из пяти различных по величине квадратов, расположенных в виде башенки, а он должен выполнить аналогичную постройку из кубиков.
Третий этап. Количество элементов в ряду увеличивается. Детям предлагаются упражнения на построение и соотнесение двух рядов. Например, предлагается к каждой чашке подобрать подходящую по величине ложку и т.д.
В процессе четвёртого этапа меняется направление и точка отсчёта элементов ряда. Например, дети выстраивают ряд от самого высокого столбика до самого низкого, а затем педагог предлагает им перестроить ряд таким образом, чтобы впереди оказался самый низкий столбик.
«ЕЛОЧКА»
Цель: Использование способа расположения предметов на листе бумаги в порядке убывания величины.
Оборудование: 4-5 треугольников постепенно убывающей величины, образец аппликации елочки (количество фигур варьируется в зависимости от возможностей ребенка)
Рекомендации к проведению.
Взрослый показывает ребенку образец аппликации елки и предлагает ему выложить такую же. Внимание ребенка фиксируется на том, как расположить элементы, чтобы получилась красивая, стройная елочка (в порядке убывания величины).
«Угости ежиков»
Цель: Использование способа соотнесения предметов по величине при установлении соответствия между 2-3 предметными рядами.
Оборудование: Картинка с изображением 6-8 ежиков, стоящих по росту, 6-8 мисочек постепенно убывающей величины; у ребенка - 6-8 мисочек убывающей величины.
Рекомендации к проведению.
Взрослый вместе с ребенком рассматривает ежиков, изображенных на картинке, отмечает, что они разных размеров. Ребенок говорит, какой еж самый большой, какой поменьше, еще меньше и т.д. Далее взрослый предлагает поиграть, представить, что ежики пришли из леса и хотят есть, каждому ежику надо дать ту мисочку, из которой он привык есть (самому большому ежу - самую большую миску, тому, кто поменьше - самую большую из оставшихся и т.д.). Взрослый сопровождает свой рассказ показом способа выбора мисочек. Затем ребенок самостоятельно раскладывает миски для ежей у себя на столе, подбирая их но величине от самой большой до самой маленькой, соблюдая принцип отбора, - выбирать самую большую из оставшихся.
Примечание. Игра может проводиться повторно с большим количеством животных и мисочек, а также с добавлением ложек в соответствии с размером и количеством мисок.
На пятом этапе выкладываются только крайние элементы ряда, а дети подбирают недостающие элементы и дополняют ряд.
На заключительном, шестом, этапе вводятся сложные задания, в которых требуется предварительно нарисовать, схематически изобразить и только потом построить ряд из предметов.
Необходимо отметить, что все дети, независимо от степени усвоения эталонов цвета, формы и величины, проходят все шесть этапов. Это связано с тем, что один из принципов обучения - принцип систематичности и последовательности - предполагает, что не только усвоение, но и закрепление учебного материала идёт в определённом порядке, системе. Повторение предусматривается в разнообразных формах, в различной по характеру деятельности. При таком повторении изучаемые объекты выступают в новом значении, что делает знания детей более глубокими и прочными.
Закрепление знаний о цвете, форме и величине осуществляется параллельно.
Переход от одного этапа к другому возможен только тогда, когда задания, предлагаемые на более раннем этапе, уже не вызывают у ребёнка затруднений в процессе их выполнения.