Технология сопровождения ребенка с ОВЗ учителем-дефектологом

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика

Класс: д/с


Сопровождение образовательного процесса воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включенных в общеобразовательную школу показывает, что в настоящее время большинство учеников испытывают либо огромные трудности при обучении, либо не в состоянии овладеть даже минимальными требованиями образовательной программы.

Таким образом, одним из главных направлений деятельности учителя-дефектолога в центре является решением задач по вопросам обучения и воспитания детей начальных классов, трудности которых носят стойкий характер и требуют постоянной специализированной помощи и предоставление специальных условий.

Основная цель деятельности учителя-дефектолога: максимальная образовательная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья к школьной среде, а также обеспечение своевременной помощи воспитанникам, которые испытывают выраженные трудности в обучении в условиях общеобразовательной школы.

Основное содержание дефектологической работы с различными категориями детей с ОВЗ:

Содержание работы с детьми с задержкой психического развития:

  • нормализация ведущей деятельности;
  • преодоление трудностей в овладении учебными знаниями, умениями и навыками

Содержание работы с детьми, имеющие нарушение речи:

  • расширение и обогащение словарного запаса;
  • развитие познавательной деятельности;
  • развитие пространственного восприятия и зрительно-моторной координации;
  • развитие мелкой моторики.

Содержание работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата:

  • развитие познавательной деятельности;
  • развитие ориентировки в пространстве;
  • развитие зрительно-моторной координации и моторики;
  • коррекция коммуникативной функции.

Содержание работы с детьми с расстройствами аутистического спектра:

  • организация поведения;
  • развитие коммуникативной функции общения;
  • сенсорное и сенсомоторное развитие;
  • развитие познавательной деятельности;
  • развитие пространственной ориентировки.

Формы работы:

  • групповые занятия - работа с группой учащихся, объединенных
  • общими коррекционно-образовательными потребностями, выявленными в ходе диагностического обследования;
  • индивидуальные занятия - наиболее предпочтительная форма работы с учащимися, которые имеют выраженные нарушения развития.

В своей работе учитель-дефектолог ориентируется на дифференцированный подход внутри каждой категории детей с ОВЗ с целью определения индивидуальных методов и способов коррекционной работы.

Также необходимо помнить, что успех коррекционно-педагогического воздействия основывается на комплексном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Таким образом, обязательной задачей учителя-дефектолога является привлечение к процессу коррекционно-развивающего обучения родителей, педагогов, специалистов сопровождения и администрации образовательного учреждения.

Сопровождение детей с ОВЗ различных категорий учителем-дефектологом реализуется в следующих направлениях:

1. Диагностическое:

Цель - определение уровня актуального развития ребенка, выявление причин и механизмов трудностей в обучении, а также определение мер коррекционного воздействия. Данное направление предполагает:

а) предварительную беседу с воспитателями по выявлению детей, нуждающихся в специализированной помощи;

б) педагогическое наблюдение за воспитанниками во время режимных моментов;

в) проведение индивидуальной диагностики с использованием специальных методов, способов и приёмов;

г) проведение этапной диагностики (с целью выявления динамики развития ребенка, а также правильности выбора методик и стратегий оказания специализированной помощи);

д) проведение текущей диагностики с целью корректировки индивидуальной коррекционной программы и выявления возможных дополнительных трудностей;

е) проведение итоговой диагностики. Проводится в конце учебного года и определяет результативность и эффективность коррекционной работы на развитие учебно-познавательной деятельности детей.

На каждого воспитанника, нуждающегося в сопровождении учителем-дефектологом составляется заключение и рекомендации по составлению индивидуального коррекционного маршрута. Все результаты обсуждаются на заседаниях ПМПК образовательного учреждения, в результате которого разрабатывается компонент индивидуальной образовательной программы. Данные обследования сообщаются воспитателям ребенка, совместно обсуждается план предстоящей работы.

2. Коррекционное:

Цель - определение содержания и форм коррекционно-развивающей работы; а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении.

Задачи:

  • нормализация ведущей деятельности;
  • сенсорное и сенсомоторное развитие;
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • развитие познавательной деятельности в соответствии с возрастом и программой обучения;
  • формирование знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала;
  • формирование универсальных учебных действий, нормализация ведущей деятельности возраста;
  • формирование и расширение представлений об окружающей действительности;
  • развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром;
  • формирование школьных компетенций (школьное поведение, навыки учебной деятельности);
  • формирование навыков социального взаимодействия.

Данное направление предполагает:

а) изучение заключений и рекомендаций специалистов ПМПк образовательного учреждения с целью составления индивидуального образовательного плана и индивидуальной коррекционной программы для учащихся, нуждающихся в сопровождении;

б) составление индивидуальной коррекционной программы с указанием целей, задач и сроков реализации;

в) реализация коррекционно-развивающей работы посредством индивидуальной или групповой формы работы. Занятия проводятся не меньше, чем два раза в неделю.

Коррекционная работа учителя-дефектолога строится на основе программ для общеобразовательных учреждений, с использованием коррекционных методик по каждому направлению работы.

3. Аналитическое

Цель - проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия специалистов

Данное направление предполагает:

а) проведение анализа по созданию специальных условий для обучения и развития детей с ОВЗ;

б) проведение анализа качества взаимодействия специалистов сопровождения с другими участниками образовательного процесса;

в) анализ коррекционно-развивающей работы с целью внесения изменений и дополнений в индивидуальную программу;

г) осуществление (на основе проделанного анализа) работы по преодолению недостатков процесса психолого-педагогического сопровождения в рамках образовательного учреждения.

4. Консультативно-просветительское

Цель - обеспечение сотрудничества и взаимодействия между всеми участниками коррекционного и образовательного процесса.

Данное направление предполагает:

а) выявление запроса педагогов на оказание методической помощи, на основании которого проходит:

  • наблюдение учебного процесса;
  • совместное обсуждение проблем развития и образования учащихся с ОВЗ;
  • совместное составление индивидуального учебного плана и индивидуальной программы обучения;
  • разработка методических рекомендаций по вопросам развития и обучения детей с ОВЗ;
  • информирование об инновационных разработках в сфере помощи детям с трудностями в обучении, а также проведении различных мероприятий;
  • проведение открытых занятий, совместных уроков, методических объединений, профессиональных встреч;
  • рекомендации по использованию методической литературы и интернет-источников.

б) оказание помощи родителям по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка:

  • проведение личных встреч с целью информирования и расширения представлений о психофизических особенностях ребенка, а также по предотвращению вторичных нарушений;
  • информирование родителей о школьных проблемах ребенка;
  • участие в родительских собраниях;
  • разработка методических рекомендаций по оказанию коррекционной помощи в рамках семьи;
  • совместное составление индивидуального учебного плана и индивидуальной программы обучения;
  • информирование об источниках дополнительного сопровождения и оказания психолого-педагогической помощи;
  • информирование о мероприятиях, организованных для родителей;
  • проведение открытых занятий.

Деятельность учителя-дефектолога не только оценивается как компонент психолого-педагогического сопровождения, но максимально включается и непосредственно в разработку индивидуальной образовательной программы, является базисом для адаптации в соответствии с возможностями ребенка.