Сопровождение образовательного процесса воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включенных в общеобразовательную школу показывает, что в настоящее время большинство учеников испытывают либо огромные трудности при обучении, либо не в состоянии овладеть даже минимальными требованиями образовательной программы.
Таким образом, одним из главных направлений деятельности учителя-дефектолога в центре является решением задач по вопросам обучения и воспитания детей начальных классов, трудности которых носят стойкий характер и требуют постоянной специализированной помощи и предоставление специальных условий.
Основная цель деятельности учителя-дефектолога: максимальная образовательная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья к школьной среде, а также обеспечение своевременной помощи воспитанникам, которые испытывают выраженные трудности в обучении в условиях общеобразовательной школы.
Основное содержание дефектологической работы с различными категориями детей с ОВЗ:
Содержание работы с детьми с задержкой психического развития:
- нормализация ведущей деятельности;
- преодоление трудностей в овладении учебными знаниями, умениями и навыками
Содержание работы с детьми, имеющие нарушение речи:
- расширение и обогащение словарного запаса;
- развитие познавательной деятельности;
- развитие пространственного восприятия и зрительно-моторной координации;
- развитие мелкой моторики.
Содержание работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата:
- развитие познавательной деятельности;
- развитие ориентировки в пространстве;
- развитие зрительно-моторной координации и моторики;
- коррекция коммуникативной функции.
Содержание работы с детьми с расстройствами аутистического спектра:
- организация поведения;
- развитие коммуникативной функции общения;
- сенсорное и сенсомоторное развитие;
- развитие познавательной деятельности;
- развитие пространственной ориентировки.
Формы работы:
- групповые занятия - работа с группой учащихся, объединенных
- общими коррекционно-образовательными потребностями, выявленными в ходе диагностического обследования;
- индивидуальные занятия - наиболее предпочтительная форма работы с учащимися, которые имеют выраженные нарушения развития.
В своей работе учитель-дефектолог ориентируется на дифференцированный подход внутри каждой категории детей с ОВЗ с целью определения индивидуальных методов и способов коррекционной работы.
Также необходимо помнить, что успех коррекционно-педагогического воздействия основывается на комплексном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Таким образом, обязательной задачей учителя-дефектолога является привлечение к процессу коррекционно-развивающего обучения родителей, педагогов, специалистов сопровождения и администрации образовательного учреждения.
Сопровождение детей с ОВЗ различных категорий учителем-дефектологом реализуется в следующих направлениях:
1. Диагностическое:
Цель - определение уровня актуального развития ребенка, выявление причин и механизмов трудностей в обучении, а также определение мер коррекционного воздействия. Данное направление предполагает:
а) предварительную беседу с воспитателями по выявлению детей, нуждающихся в специализированной помощи;
б) педагогическое наблюдение за воспитанниками во время режимных моментов;
в) проведение индивидуальной диагностики с использованием специальных методов, способов и приёмов;
г) проведение этапной диагностики (с целью выявления динамики развития ребенка, а также правильности выбора методик и стратегий оказания специализированной помощи);
д) проведение текущей диагностики с целью корректировки индивидуальной коррекционной программы и выявления возможных дополнительных трудностей;
е) проведение итоговой диагностики. Проводится в конце учебного года и определяет результативность и эффективность коррекционной работы на развитие учебно-познавательной деятельности детей.
На каждого воспитанника, нуждающегося в сопровождении учителем-дефектологом составляется заключение и рекомендации по составлению индивидуального коррекционного маршрута. Все результаты обсуждаются на заседаниях ПМПК образовательного учреждения, в результате которого разрабатывается компонент индивидуальной образовательной программы. Данные обследования сообщаются воспитателям ребенка, совместно обсуждается план предстоящей работы.
2. Коррекционное:
Цель - определение содержания и форм коррекционно-развивающей работы; а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении.
Задачи:
- нормализация ведущей деятельности;
- сенсорное и сенсомоторное развитие;
- формирование пространственно-временных отношений;
- развитие познавательной деятельности в соответствии с возрастом и программой обучения;
- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала;
- формирование универсальных учебных действий, нормализация ведущей деятельности возраста;
- формирование и расширение представлений об окружающей действительности;
- развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром;
- формирование школьных компетенций (школьное поведение, навыки учебной деятельности);
- формирование навыков социального взаимодействия.
Данное направление предполагает:
а) изучение заключений и рекомендаций специалистов ПМПк образовательного учреждения с целью составления индивидуального образовательного плана и индивидуальной коррекционной программы для учащихся, нуждающихся в сопровождении;
б) составление индивидуальной коррекционной программы с указанием целей, задач и сроков реализации;
в) реализация коррекционно-развивающей работы посредством индивидуальной или групповой формы работы. Занятия проводятся не меньше, чем два раза в неделю.
Коррекционная работа учителя-дефектолога строится на основе программ для общеобразовательных учреждений, с использованием коррекционных методик по каждому направлению работы.
3. Аналитическое
Цель - проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия специалистов
Данное направление предполагает:
а) проведение анализа по созданию специальных условий для обучения и развития детей с ОВЗ;
б) проведение анализа качества взаимодействия специалистов сопровождения с другими участниками образовательного процесса;
в) анализ коррекционно-развивающей работы с целью внесения изменений и дополнений в индивидуальную программу;
г) осуществление (на основе проделанного анализа) работы по преодолению недостатков процесса психолого-педагогического сопровождения в рамках образовательного учреждения.
4. Консультативно-просветительское
Цель - обеспечение сотрудничества и взаимодействия между всеми участниками коррекционного и образовательного процесса.
Данное направление предполагает:
а) выявление запроса педагогов на оказание методической помощи, на основании которого проходит:
- наблюдение учебного процесса;
- совместное обсуждение проблем развития и образования учащихся с ОВЗ;
- совместное составление индивидуального учебного плана и индивидуальной программы обучения;
- разработка методических рекомендаций по вопросам развития и обучения детей с ОВЗ;
- информирование об инновационных разработках в сфере помощи детям с трудностями в обучении, а также проведении различных мероприятий;
- проведение открытых занятий, совместных уроков, методических объединений, профессиональных встреч;
- рекомендации по использованию методической литературы и интернет-источников.
б) оказание помощи родителям по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка:
- проведение личных встреч с целью информирования и расширения представлений о психофизических особенностях ребенка, а также по предотвращению вторичных нарушений;
- информирование родителей о школьных проблемах ребенка;
- участие в родительских собраниях;
- разработка методических рекомендаций по оказанию коррекционной помощи в рамках семьи;
- совместное составление индивидуального учебного плана и индивидуальной программы обучения;
- информирование об источниках дополнительного сопровождения и оказания психолого-педагогической помощи;
- информирование о мероприятиях, организованных для родителей;
- проведение открытых занятий.
Деятельность учителя-дефектолога не только оценивается как компонент психолого-педагогического сопровождения, но максимально включается и непосредственно в разработку индивидуальной образовательной программы, является базисом для адаптации в соответствии с возможностями ребенка.