Конспект урока по русскому языку в 4-м классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Тема: «Предлоги. Употребление предлогов в речи и их правописание»

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, предлоги


Цель: учить употреблять предлоги в речи.

Задачи:

  • Формирование правильного письма предлогов со словами.
  • Развитие мышления на основе составления предложений по схемам.
  • Воспитание аккуратности при письме в тетради.

Оборудование и материалы к уроку: предметные картинки, индивидуальные карточки по группам, рабочие тетради.

Учебник: А.К.Аксёнова. Н.Г.Галунчикова. Русский язык. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение - 2009.

Тип урока: закрепление полученных знаний.

Ход урока

1. Организационный этап. 10 мин

  • Взаимное приветствие
  • Рапорт дежурного
  • Проверка готовности к уроку.

В школе прозвенел звонок -
начинается урок!
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?

Коррекционное упражнение - сядет за парту тот, кто составит предложение с предлогом по картине. (о весне)

- Ребята, вы такие молодцы, составили много предложений о Весне, и сегодня она пришла к нам на урок.

Весна пришла с подарками: цветами и музыкой веселой. За правильные ответы на уроке дарит цветок. А у кого в конце урока будет много цветов, получит оценку отлично!

Проверка домашнего задания

На доске записаны предложения с пропущенными предлогами.

Задание: вставьте предлоги.

Проверка, чтение вслух.

Индивидуальная работа с учащимися 2, 3 группы.

Разминка для кисти и пальцев рук (на доске висит картинка подсказка)

- Самый внимательный, кто услышит и назовет предлог из разминки, получит цветок от Весны.

Я очищу апельсин
На тарелке он один
Ну а после разломлю
Всем знакомым разделю.

Запись даты в тетради с комментированием.

Индивидуальная работа с учащимися 2, 3 группы.

Гимнастика для глаз «Найди глазами»

Повторение

Вопросы:

  1. над какой темой мы работали на прошлом уроке?
  2. что такое предлог?
  3. как пишутся предлоги
  4. узнайте и назовите предлоги, запишите их в тетрадь.
    В, сок, лук, до, ком, без, лес, под…
  5. как будете писать предлоги в тетрадь?

Самостоятельная работа в тетради.

Индивидуальная работа с учащимися 2,3 группы.

  1. что вы записали?
  2. что такое предлоги?
  3. для чего они нужны (для связи слов в предложении)
  4. что можно составить с помощью предлогов? (предложение)

2. Основной этап. 20 мин.

- Сегодня на уроке мы продолжаем работать над темой «Предлоги» и учимся правильно их употреблять в речи.

Составьте предложения по схемам.

----- домик ----- лес. (Около домика растет лес.)

----- озеро ----- лодка. (По озеру плавает лодка.)

----- деревья ---- чайки. (Над деревом летают чайки.)

----- цветок ---- бабочка. (С цветка улетела бабочка.)

---- пальма ---- бананы. (На пальме растут бананы.)

Первое предложение 1 учащийся записывает на доске, остальные - в тетради.

Индивидуальная работа с учащимися 2, 3 группы.

Задание: выделить предлоги.

Проверка.

Физминутка

Назвали все предметы по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки - раз, два, три.
Легкие прыжки - раз, два, три.
Мягкая посадка - раз, два, три.

Закрепление.

Вопросы: для чего нужны предлоги?

Гимнастика для глаз с использованием букв.

«Гласная горка».

Учащиеся «съезжают» по горке из гласных букв.

Задание: измени слово в скобках:

В (голубой) небе.

За (высокий) забором.

На (белая) березе.

По (широкая) реке.

Самостоятельная работа в тетрадях.

Индивидуальная работа с учащимися 2,3 группы.

Работа с учебником. Упражнение 18, стр. 150.

Индивидуальная работа с учащимися 2,3 группы.

3. Заключительная часть. 10 мин.

Итог.

Вопросы на понимание материала.

  1. что такое предлог?
  2. для чего нудны предлоги?
  3. как пишутся предлоги?
  4. можно ли к предлогу задать вопрос?

Домашнее задание. Индивидуальные карточки для 1, 2, 3 группы.

Весна благодарит детей, помогает посчитать цветы и объявляет оценки.

Прозвенел опять звонок
И закончился урок!