Дидактические игры на уроках письма и развития речи в 5-м классе школы для обучающихся с ОВЗ

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 5

Ключевые слова: ОВЗ, дидактическая игра


На уроках письма и развития речи в средних и старших классах коррекционной школы мною используются различные виды дидактических упражнений, которые позволяют повысить интерес учеников к изучаемому предмету, позволяют работать с детьми с различным уровнем интеллекта, повышать качество обучения. Использование дидактического материала разнообразит урок, даёт возможность перенести центр тяжести в работе определённого момента на необходимые вопросы.

«Здесь ребёнку приходится оперировать с какими-то пособиями объёмными или графическими, и благодаря этому осуществляется наглядность, вовлекается в работу сенсомоторная сфера ребёнка», - писал А.Н.Граборов, учёный, педагог, посвятивший свою жизнь изучению особенностей умственно отсталых детей.

В коррекционной школе как методический приём может быть использована дидактическая игра: различные карточки, лото, загадки, пословицы и т.д. Успех урока в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в значительной мере зависит от того, насколько грамотно и уместно на том или ином этапе урока учитель использует дидактический материал.

За многолетний период работы в школе мною накоплен по данной теме большой опыт, которым я хочу поделиться с коллегами. Привожу примеры дидактических игр, используемых в работе с пятиклассниками на уроках письма и развития речи.

Тема «ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»

Группировка слов

Цель: развитие умения выделять группы однокоренных слов.

Оборудование: у каждого ученика в конверте карточки со словами: вода, водичка, водный, водяной, водянистый, земля, земляной, заземление, землица, подземелье, земляника, свет, светить, светло, светлый, рассвет в произвольном порядке.

Ход игры: по сигналу учителя ученики достают из конверта карточки и группируют их в три столбика. Кто первый правильно сгруппирует слова, тот считается победителем.

Полминутки для шутки

Цель: умение выделять на слух однокоренные слова.

Оборудование: фишки (количество определяет учитель) для каждого ученика.

Ход игры: до ее начала учитель выразительно прочитывает стихотворение. Затем стихотворение читается еще раз медленно, а ученики откладывают фишку каждый раз, как услышат родственное слово, стараясь запомнить его. С целью уточнения правильности выполнения задания стихотворение может быть прочитано повторно. Далее подсчитывается количество фишек и объявляется предположительное количество родственных слов в стихотворении. Слова называются и записываются на доске (можно в тетрадях). Стихотворение прочитывается последний раз, выявляется истинное количество слов, дописывается пропущенное слово, если такое оказывается ближе всего к правильному количеству родственных слов в стихотворении. Учитель выявляет победителя.

Тема «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

Назови один предмет

Цель: отработка способа проверки безударных гласных.

Ход игры: учитель называет имена существительные во мн.ч., а ученики по порядку называют образованные от этих слов существительные в ед.ч.

Примерный материал: враги, дожди, столы, грачи, кроты, мосты, моря, сады, плоды, леса, меха, мечи, следы, листы, грибы, хлеба, ножи, винты, дворы.

Подпиши картинку

Цель: закрепление правописания безударных гласных и способов их проверки.

Оборудование: для каждого ряда набор предметных картинок.

Ход игры: учитель говорит, а класс повторяет за ним:

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
То ее немедленно
Ставь под ударение.

Работу начинают представители всех рядов. Ученики берут из своей стопки верхнюю картинку, записывают ее название на доске в специально отведенном для группы месте и ставят ударение в слове. Если в слове встречается безударная гласная в корне, рядом необходимо записать проверочное слово. После этого мелок передается следующему ученику ряда. В конце игры производится взаимопроверка записанных слов и подсчитываются штрафные очки за каждую допущенную ошибку. Выигрывает ряд, получивший наименьшее количество штрафных очков.

Комментарий для учителя: картинки распределяются с учетом возможностей каждого ученика. Поэтому в работу могут быть включены слова, написание которых не расходится с произношением, и слова из словарика.

Тема «ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ»

Игра с мячом

Цель: умение дифференцировать звонкие и глухие согласные, правильно их произносить.

Оборудование: мяч.

Ход игры: учитель называет слог со звонкой или глухой согласной и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч учителю.

Игра оценивается по количеству правильных ответов в каждом ряду.

Комментарий для учителя: эти игры способствуют исправлению недостатков фонематического слуха.

Тима и Дима

Цель: та же.

Ход игры: дети делятся на две группы. Каждая группа выбирает командира. Одного из них зовут Тима, а другого - Дима.

Командиры становятся лицом к своей команде. Учитель говорит следующее: «Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Они никогда не ссорились, но никогда не делали ничего одинаково. Однажды решили братья заняться гимнастикой».

Далее учитель объясняет. Что он будет называть упражнения, которые делали братья, а Тима и Дима вместе со своими командами будут повторять те движения, о которых говорится в рассказе: Тима - свои, а Дима - свои. Выиграет команда, которая не ошибется.

Учитель продолжает рассказ: «Тима поднял руки вверх, а Дима - в стороны. Дима стал махать руками, а Тима - хлопать. Дима опустил руки, А Тима поставил руки на пояс. Тима присел, а Дима поднялся на носки» и т.д.

Комментарий для учителя: игра может повторяться несколько раз, имена командиров меняются, например, Саша и Даша, Боря и Поля, Веня и Феня.

Тема: «БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ»

Большая - маленькая

Цель: дифференциация имен собственных и нарицательных.

Оборудование: тексты небольших стихотворений, записанных на карточках.

Ход игры: соревнующиеся ряды (команды, группы) получают по одному стихотворению. Учителем отводится время - 1 мин. Дети в группах выполняют коллективное задание: найти одинаковые слова в тексте, объяснить их значение и правописание. Представитель от ряда, группы делает сообщение.

Я. Козловский
Собирала Маргаритка маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка маргаритки во дворе.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка,
Прибежал, постучал в окошко:
- Отыскалась твоя сережка!

На виду честного люда
Трусит с горки ехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.

Вставь слово

Цель: та же.

Оборудование: на доске написаны предложения с пропусками.

1. Маленький_______________ сорвал синий__________.

2. Тетя_____________ вернулась с ____________ вечером.

3. Коля_____________ принес пять спелых____________ .

4. Витя_____________ мастерил домик для____________ .

У ребят на карточках восемь слов, сгруппированных по два слова, к каждому предложению: Василек, василек; Поля, поля; Арбузов, арбузов; скворцов, Скворцов.

Ход игры: Ученики читают предложения, а затем по команде учителя выкладывают на парте по два слова к каждому предложению в том порядке, в каком они записаны на доске. Выигрывают первые 3 ученика, верно выполнившие задания.

Пять ответов на одну букву

Цель: расширение словарного запаса детей, умение правильно писать имена собственные и нарицательные.

Оборудование: плакат или запись на доске (варианты могут быть различные).

М

К

Имя мальчика

Имя девочки

Название города

Название реки

Название растения

название инструмента

Фамилия писателя

Название учебной вещи

Название цветка

Кличка животного

Ход игры: представитель каждого ряда одновременно записывает название предмета согласно заданию. Выигрывает тот ряд, кто правильнее и быстрее закончил работу. Дополнительно оценивается оригинальность подобранных названий предметов.

Тема «ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ»

Соревнование

Цель: умение различать предлоги и приставки.

Оборудование: на доске записаны два-три стихотворения по числу рядов или команд.

Ход игры: ученики читают стихотворение по одной строчке по порядку с каждого ряда. Кто нашел в прочитанной строчке знакомый предлог, выходит к доске и подчеркивает его. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее справится с работой.

Н. Матвеева
Я с утра в лесу гуляю.
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
Про березку и про мох.

С. Смирнов
На ветру, на первом холоде
Старый дуб роняет желуди.
А в саду за нашей школою
Иней сел на ветки голые.

Под березами широкими
Галки ссорятся с сороками.
Пруд застыл, и речка скована,
Но по льду ходить рискованно.

Тема «МЯГКИЙ ЗНАК В КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА»

Лото

Цель: развитие фонематического слуха, умение определять в слове последний согласный по твердости и мягкости.

Оборудование: карточки лото с буквами в шести квадратиках у каждого ученика и пять фишек.

Н

НЬ

РЬ

Л

ЛЬ

Р

Ход игры: учитель называет слова с мягким и твердым согласным на конце слова. Ученики закрывают соответствующие квадратики. После того, как карточка лото, кроме одного, закрыта фишками, ученики вспоминают, какие слова названы учителем, определяют, какой квадратик остался открытым. Называются победители.

Примерный материал: пень, пыль, сухарь, комар, пенал, кран.

Ромашка

Цель: закрепление правописания слов с мягким знаком, умение объяснять орфограмму.

Оборудование: ромашка, сделанная из цветной бумаги и картона, у которой лепестки легко отрываются. С обратной стороны лепестков приклеены картинки, в названиях которых пишется мягкий знак (в конце или середине слова).

Ход игры: ромашка прикрепляется к доске. Ученики по порядку выходят к доске, отрывают один лепесток ромашки, называют картинку и объясняют орфограмму.

При правильном выполнении задания ответивший ученик забирает лепесток к себе на парту. Выигрывает тот ряд, у которого больше лепестков.

Тема «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Кино

Цель: умение строить предложение по картинке.

Оборудование: двойной кусок картона, на котором вырезано квадратное окошко, полоска бумаги с наклеенными на нее сюжетными картинками, вставленная в окошко между картинками.

Ход игры: учитель обращается к ученикам: «Сейчас я буду вам показывать кино, а вы внимательно посмотрите и сделайте говорящим каждый кадр».

Учитель протягивает через окошко полоску бумаги с наклеенными на нее картинками. Дети составляют предложения по картинкам. Оценивают предложения ряды-соперники с точки зрения правильного порядка слов, их связи, количества.

Полминутки для шутки

Цель: умение составлять предложения, опровергающее высказывания стихотворения.

Ход игры: учитель читает стихотворение. Ученики, опровергая высказывание, обосновывают ответ. Лучшие ответы оцениваются фишками. Предложения, составленные этими учениками, записываются в тетради.

А. Дуйсенбиев
Кто подскажет мне ответ?
Это правда или нет,
Кто из всех лесных зверей
Всех ленивей - муравей?
Это правда или нет,

Что, почуяв зайца след,
Волк от страха без оглядки
Мчится прочь во все лопатки?
Это правда или нет,
Что съедает на обед
Мышь, помимо разных кошек,
Двух котов и восемь кошек?