Методы социальной адаптации на уроках столярного дела

Разделы: Технология, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: столярное дело


Одним из важнейших принципов обучения является принцип социализации. В конвенции ООН о правах ребѐнка подчѐркивается значимость подготовки ребѐнка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечение его свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и самоутверждения. Подготовка к самостоятельной жизни детей, коррекционной школы, требует усиленного внимания со стороны государства и общества. Наибольшую остроту приобретают проблемы, возникающие после выпуска из учреждения. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему, усвоении общепринятых норм поведения, овладении навыками общения.

Несомненно, что расширению социальных связей воспитанников должна способствовать вся коррекционно-воспитательная работа с ними.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни производственного коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.

Особое значение в подготовке детей с ограниченными возможностями к общественно-полезной практической деятельности, их успешной социализации имеет трудовое обучение и воспитание, привитие учащимся положительного отношения к труду. В коррекционной школе в решении данных задач особое место занимают уроки столярного дела. На таких уроках главной целью является подготовить работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива, подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, обеспечение успешной социальной адаптации.

Основная цель моей деятельности в процессе обучения детей столярному делу направлена на коррекцию и социальную адаптацию учащихся, социализацию выпускников в обществе после окончания школы в условиях рынка. Большая часть моих выпускников, благодаря профориентационной работе на уроках, в дальнейшем продолжают своё обучение в системе ПУ.

Занятия столярным делом формируют у детей не только общетрудовые умения, но и специальные умения обрабатывать дерево различными инструментами. Значительное место в процессе трудового обучения школьников с интеллектуальными проблемами отводиться развитию образного мышления, воображения, элементарных творческих способностей для формирования у них умения приспосабливаться к изменяющимся трудовым условиям.

Включение детей в изучение столярному делу необходимо осуществлять с учетом физиологии детей школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда.

На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества. Формирование отношений в процессе изучения столярного дела углубляет экологическое, нравственное воспитание учащихся, создает условия для развития эстетической культуры личности. В результате возникающих отношений школьников к самому процессу труда формируется понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности. Отношение учащихся к работе с деревом имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность.

Занятия столярным делом способствуют гармоничному развитию личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом. Отношения к средству труда возникают в результате применения технологии, техники, орудий труда для обработки предмета труда, с целью создания изделия. На основе возникающих отношений к средству труда у школьников формируется бережное отношение к инструментам, личным вещам, школьному имуществу, общественной собственности.

Процесс обработки дерева с помощью средств труда завершается вещественным результатом, содержательная ценность которого определяется его целесообразностью, удобством в использовании и красотой. Формирование отношения к результату труда имеет особое значение для развития у школьников аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, бережного отношения к результатам человеческого труда.

Возникающее в труде отношение к себе как субъекту трудовой деятельности развивает у старших школьников уверенность в себе, ответственность. Труд даёт возможность проверить и получить объективное отражение существующих у учащихся возможностей, осознать значимость процесса самовоспитания в формировании личностных качеств. Трудовая деятельность обеспечивает самовоспитание и саморазвитие сил и способностей учащихся, формирует их сознание и самосознание, выступая при этом важнейшим фактором становления «я» личности ребенка . Обучение столярному делу значительно расширяет кругозор умственно отсталых учащихся, пополняет их знания о материалах, инструментах, о профессиях плотника и столяра.

Выбор профессии - это выбор каждого человека, который он делает осознанно. По окончанию школы перед ребятами стоит трудная и порой не решаемая задача куда же пойти учиться, какую специальность выбрать?

Перед педагогами профессионально трудового обучения стоит задача, убедить ребят, после окончания школы поступать именно по тому профилю, который они изучают в школе. Так как показывает опыт, умственно отсталые дети плохо переучиваются, для них это оказывается очень болезненно и в конце - концов у них пропадает желание учиться и овладевать профессией.

Наша задача - помочь им в самоопределении, в оказании помощи в выборе трудового пути. Учить жизни - учить труду.

Задачи трудового обучения я бы разделила на следующие составляющие:

  • Выработка сознательного отношения к труду, воспитание трудолюбия;
  • Формирование трудовых умений и навыков;
  • Знакомство с рабочими профессиями, побуждение к сознательному выбору одной из них;
  • Развитие творческих способностей учащихся;
  • Подготовка к выполнению практических операций.

Значимость обучения детей столярному делу, заключается в овладении учащимися жизненными компетенциями. Они должны овладеть практическими навыками, которые пригодятся им в дальнейшей жизни.

В своей работе я создал систему по организации обучения столярному делу детей, которая предусматривает реализацию обучающих целей через использование специальных методов, приёмов и средств обучения, учитывающих психофизические возможности каждого ученика. Главными задачами урока являются овладение учащимися системой технологических знаний, умений и навыков, воспитание у них общей готовности к труду, формирование коммуникативной активности, подготовку работников физического труда способствующей успешной адаптации учащихся в социуме.

Обучая детей трудовой деятельности, я стараюсь внедрять такие методы и приёмы, которые помогают учащимся коррекционной школы не только овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развивать их творческие способности, активизировать познавательную деятельность детей и эпизодически интегрировать их в общество сверстников для успешной социализации.

Одним из важнейших приемов работы столяра является умение экономично и правильно разметить и раскроить пиломатериалы и древесные материалы. На своих уроках я пытаюсь прививать эти знания и умения.( Смотри приложение)

Важная роль в обучении столярному делу отводится формированию самоконтроля за счёт формирования у учащихся образа конечного и промежуточных результатов работы, а также за счёт формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий. При целенаправленной работе учителя в этом направлении, учащиеся в старших классах могут перейти от развёрнутой помощи к краткому инструктажу, что является очень важным для дальнейшего овладения профессией.

В процессе обучения учащиеся знакомятся с материалами, используемыми для изготовления столярных изделий, разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые инструменты и приспособления изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Также при обучении столярному делу является обязательным обучение составлению и чтению чертежей, планированию последовательности выполнения трудовых операций. Уделяется внимание формированию оценивать результаты своей и чужой работы.

Решая задачи социализации, особое внимание уделяется формированию положительной мотивации к труду. Для этого создаются специальные ситуации успеха. В школе существует периодически обновляемая выставка лучших работ учащихся. Ребятам очень приятно показать то, что сделано своими руками, продемонстрировать достижения одноклассникам, учителям, родителям. Поэтому с самых первых уроков нацеливаю ребят на то, что в конце учебного года состоится подведение итогов, демонстрация готовых изделий. Проводим конкурсы «Лучший по профессии». Победитель участвует в конкурсе в следующем этапе.. Для того чтобы в будущем было легче адаптироваться в новых условия обучения, девятиклассники посещают экскурсии в техникуме, знакомятся с условиями поступления, производственными мастерскими, организацией учебной деятельности. На сегодняшний день выпускники имеют возможность продолжить образование по следующим направлениям в учебных заведениях начального профессионального образования г.Дмитрова, Сергинва-Посада. Для обмена опытом на встречи с девятиклассниками приглашаются наши выпускники, ныне студенты Дмитровского колледжа. Ребята делятся впечатлениями, отвечают на вопросы, помогают определиться с выбором профессии. Мастера колледжа отмечают устойчивую сформированность трудовых навыков выпускников школы, хорошую сплоченность детских коллективов, готовность к общественно-полезному труду, многие из наших выпускников активно участвуют в различных профессиональных конкурсах и занимают призовые места.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей: Сборник научных трудов. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1983.

2. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М.: Педагогика, 1988. С. 23-35.

3. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. 1994. №3. С. 28.

4. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. 1997. №6. С. 3.