Конспект занятия по развитию зрительного восприятия с элементами логики для детей с ОВЗ

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ


Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под редакцией Л.И.Плаксиной (подготовительная специализированная группа 4 вида).

Актуализация ранее полученных знаний.

Тема: "Веселое путешествие"

Цель: упражнять детей в умении выполнять задания на развитие зрительного восприятия: цвета, формы, величины. Актуализировать математические знания детей.

Задачи:

  • развивать аналитико-синтетическую деятельность при дорисовывании цветовых узоров;
  • развивать цветоразличения основных цветов и оттенков
  • развивать умения создавать из фигур разных конфигураций квадрат;
  • развивать умения решать логические задачи на установление взаимосвязи между предметами по величине на вербальном уровне;
  • продолжать развивать зрительное восприятие;
  • формировать у детей умение визуализировать;
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • закрепить знания натурального ряда чисел в пределах десяти;
  • продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками.

Ресурсы:

  • геометрические фигуры, с обратной стороны которых написаны примеры;
  • д/и "Палочки Кюизенера";
  • лист с нарисованными бусинками, на которых написаны цифры;
  • лист, на котором изображен треугольник, разделенный линиями;
  • д/и "Сложи квадрат";
  • лист с изображенными на нем ленточками разной ширины;
  • магнитофон с записью звуков уходящего поезда.

Ход занятия

Этап занятия. Задачи

Содержание

1. Организационный момент

Эмоциональный настрой на занятие.
Активизация зрительных функций, укрепление мышц глаз.

Собрались все дети в круг:
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Руку правую свою
Я подальше отведу, (правую руку поднимают на уровень глаз и выпрямляют)
Пальчик кверху подниму. (поднимают палец вверх)
Я на пальчик посмотрю,
Взгляда я не отведу, (смотрят на палец)
А теперь смотрю в окно -
Высоко и далеко… (смотрят в окно)
Вновь - на пальчик, (смотрят на палец)
И в окно - высоко и далеко (смотрят в окно)
Раз-два, раз-два,
Продолжается игра! (весело хлопают в ладоши)
Мы закончили считать.

2. Основная часть

Развивать организационные умения: понимать цель задания, названную педагогом, работать по плану, предложенному педагогом.

1. Формулирование темы занятия
- Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие. Наше путешествие будет необычным. Во время этого путешествия мы будем помогать своим друзьям.
Задания направлены на актуализацию знаний о геометрических фигурах, оттенков цветов,
математических знаний.
Развивать целостность зрительного восприятия при выполнении задания на конструирование из частей целого.

2. Затруднения в игровой ситуации
- На чем мы отправимся путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок (поезд).
- Какие слова вам помогли отгадать загадку? (дети: братцы, друг за друга, дымок).
- Из каких частей состоит поезд? (паровоз, вагоны, колеса).

Развивать умение анализировать, выстраивать простейшую цепочку логических рассуждений.

3. Д/и "Паровоз"
а) - Сначала построим паровоз. Для этого надо решить примеры:
- найдите пример с ответом 1 (2,3,4);

- из каких геометрических фигур состоит наш паровоз? (квадрат, прямоугольник, трапеция, круги);
- из каких цветов составлен ваш паровоз, Таня? (желтый, оранжевый, красный, розовый);
- встаньте те, у кого паровоз состоит из таких же цветов?
- как назвать эти цвета одним словом? (теплые цвета);
- из каких цветов составлен ваш паровоз, Дима? (фиолетовый, голубой, синий, сиреневый);
- встаньте те, у кого паровоз состоит из таких же цветов?
- как назвать эти цвета одним словом? (холодные цвета).

б) - Д/и "Палочки Кюизенера"
- Наш поезд состоит из трех вагонов: белого, желтого, розового.
Желтый в середине, а розовый не является первым.
- В какой цветовой последовательности стоят вагоны? (белый, желтый, розовый).
- Сколько пассажиров село в белый вагон? (1)
- В желтый? (5)
- В розовый? (2)
- Сколько всего пассажиров село в поезд? (8)
- Как узнали? (1+2+5=8)
Молодцы! Теперь можно отправляться в путешествие.

Эмоциональный настрой.

4. Тренировачное упражнение
Звучит магнитофонная запись со звуком уходящего поезда. Дети встают друг за другом, изображая поезд:

Торопиться поезд,
Колеса стучат,
А в поезде этом
Ребята сидят.

Развивать зрительное и слуховое внимание; аналитико-синтетическую деятельность.

5. Первая остановка "Бусинки"
- Надо помочь детям собрать бусинки, которые рассыпались. Собрать надо в определенной цветовой последовательности:

- раскрасить синим цветом число, последующее 6-ти (число 7);
- раскрасить зеленым цветом число, предыдущее 9-ти (число8);
- раскрасить красным цветом число на 1 меньше, чем 6 (число 5);
- раскрасить синим цветом число, стоящее между 5 и 7 (число 6);
- раскрасить красным цветом число, на 1 больше, чем 8 (число 9).
- В какой цветовой последовательности раскрашены бусы? (красный, синий, синий, зеленый, синий)
- В какой цвет надо раскрасить следующую бусинку? (синий).
Продолжить раскрашивать дальше в той же последовательности.

Продление периода высокой зрительной работоспособности, улучшение кровоснабжения глазодвигательных мышц.
Развивать умение выполнять различные движения руками и отдельными пальцами.
Снятие статического напряжения.

6. Зрительная гимнастика и физпауза

а) Упражнения на улучшение кровообращения:

Крепкое зажмуривание глаз.
Широко открыть рот, потом крепко сжать (4 раза).
Нажать на верхние веки (5 раз).
Круговой массаж век.
Моргание с усилием.
Вращать глаза по кругу: вниз-влево-вверх-вправо (3 раза).
Посмотреть вверх - вниз - вправо - влево, не поворачивая головы .

б) Дыхательная гимнастика "Ветерок":

Поднять голову вверх, вдохнуть.
Опустить голову вниз, выдохнуть (тихий ветерок).
Поднять голову вверх, вдохнуть.
Опустить голову вниз, выдохнуть (нежный ветерок).
Поднять голову вверх, вдохнуть.
Опустить голову вниз, выдохнуть (сильный ветерок).
в) Пальчиковая гимнастика
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(пальцы рук соединяются ритмично в "замок")
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
1,2,3,4,5,
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца).
Начинаем счет опять.
1,2,3,4,5,
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями).

Развивать зрительное восприятие; наглядно-образное мышление; формировать у детей умение визуализировать.

7. Остановка "Строим дом"
- Надо помочь мальчикам построить дом. Из каких геометрических фигур состоит самый простой дом? (из треугольника и квадрата)
а) Детям выдаются листы с заданием:

- Посчитайте и напишите в кружок, сколько треугольников вы видите на картинке (5 треугольников).
Проверка этого задания на плакате с помощью лазера.

б) Д/и "Сложи квадрат" (д/и Никитина)
У каждого ребенка на столе фигуры разной конфигурации. Им необходимо из этих фигур составить квадрат.
Затем к составленному квадрату подставляют треугольник, чтобы получился домик.

Снятие зрительного напряжения 8. Пальминг
Дети снимают очки и закрывают глаза руками так, чтобы не проникал свет.
Развивать умения решать логические задачи на установление взаимосвязи между предметами по величине на вербальном уровне 9. Остановка "Ленточки"
- Помогите девочкам разобраться в ленточках.
Детям выдаются листы, на которых изображены ленты разной ширины.
Читается задание:
Зеленая лента уже голубой, голубая - уже красной. Какая лента шире всех?
(дети: красная лента шире всех).
Раскрасьте ленты нужным цветом.

Упражнение на расслабление аккомодации

10. Итог
Наше путешествие закончилось. Вы были дружными, внимательными, сообразительными, поэтому все задания выполнили.
Проговариваем, какие задания выполняли, что интересного узнали.
Подойдите к окну. Посмотрите на небо, деревья, на окна соседней группы.
Что-нибудь необычное вы там заметили? Что это? (конфета)
На окно группы напротив прикрепляется конфета из картона.
Детям вручается сладкий приз.