Методика организации различных видах деятельности, общения и обучение детей с нарушением интеллекта

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Работа с родителями, Коррекционная педагогика, Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ, дети с нарушением интеллекта


Специфика обучения детей дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальной сфере заключается в организации учебного процесса, а также, в подборе разнообразных специальных методов и приемов. Педагоги должны помнить, что независимо от степени нарушения интеллектуальной деятельности, дети с ОВЗ (особыми возможностями здоровья) развиваются в процессе обучения и задача педагога - обеспечить максимальное развитие ребенка.

Рассмотрим основополагающие принципы построения занятий, учет которых необходим для наиболее полного и оптимального усвоения учебных знаний, умений, навыков:

- Повторяемость учебного материала. У ребенка с нарушениями интеллектуальной сферы отмечаются нарушения свойств памяти. Пример: для усвоения представлений о геометрической форме требуется более 20 повторений ее названия и свойств).

- Смена видов деятельности. Дети младшего возраста неспособны продуктивно сосредоточить внимание дольше 4-5 минут, поэтому с такой же частотой должна происходить смена предметов или смена действий. Пример: занятие по развитию речи, 1 год обучения, тема «Овощи», длительность занятия 15-20 минут, задачи - узнавать и называть реальные овощи, соотносить их с картинкой, учить составлять простую фразу из 3-4 слов по речевому образцу используя прилагательные и глаголы, формировать коммуникативную функцию речи. Виды деятельности на данном занятии:

1) рассматривание и называние реальных овощей - что это? какого цвета? формы? вкуса? где растет?

2) игра «А что у тебя?». У меня репа, а что у тебя? Репа желтая, а у тебя?

3) игра «Попроси у товарища». Саша, попроси у Кати огурец. Саша, попроси Лену положить огурец к картинке. Вася, узнай у Саши, какой огурец?

4) игра «Узнай овощ по тени на картинке, найди его в корзине». На картинке помидор, он маленький, круглый и в корзинке помидор, он маленький, круглый.

5) игра «Чего не стало»? Прячем овощи по одному в корзинку. - На столе не стало моркови.

Чем старше дети, тем более длительное время они могут заниматься одним видом деятельности, до 7-10 минут. Пример: занятие по развитию речи, 2 год обучения, тема «Овощи-фрукты», длительность занятия 25-30 минут, задачи - узнавать и называть овощи и фрукты на муляжах, описывать их с опорой на карту-схему, классифицировать овощи-фрукты, учить пользоваться сложно подчиненным предложением по речевому образцу, развивать монологическую речь. Виды деятельности на данном занятии:

1) вступительная беседа, рассматривание сюжетной картины «Сад и огород», предметных картинок овощей и фруктов.

2) игра «Что продается в магазине?» Дети, выполняя роль «продавца», поочередно, с помощью опорной карты-схемы, описывают свой овощ или фрукт не называя его, оборачивают картинку на столе изображением вниз, другие дети угадывают.

3) игра-классификация с использованием интерактивной доски «Что где растет?» Это капуста, посажу ее на грядку, потому что это овощ.

Формирование переноса полученных знаний, способа действий из одной ситуации в другую, повторение одного и того же программного материала в новых ситуациях и по отношению к новым объектам. Пример: Формирование у детей 1 года обучения представлений о величине - большое и маленькое. Виды работы по данной теме:

1) собираем шарики в корзинки - большие в большую корзинку, маленькие в маленькую;

2) складываем разнообразные пирамидки;

3) собираем кубы-вклады;

4) строим башни из кубиков разной величины;

5) проталкиваем кубики 2-х величины в квадратные окошечки 2-х величин;

6) строим для большой матрешки большой дом и мебель из крупного строителя, для маленькой из мелкого;

7) одеваем на прогулку большую и маленькую куклу подбирая им одежду двух величин;

8) устраиваем для кукол комнаты, подбирая мебель по величине и т.п.

Игровая форма проведения занятия. Цель ее - создать у ребенка положительное эмоциональное отношение к заданию, мотивировать к его выполнению. Необходимо обратить внимание на то, что у старших детей возможно придать заданию игровую форму, а детям младшего возраста нужно дать игровую задачу. Пример: игра «Сделай, как у меня», 2 год обучения. Задача - соотносить плоские и объемные формы, называть их. Инструкция: у меня на карточке фигуры, положите у себя на столе похожие формы в том же порядке, выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок выполнит задание. Игра «1,2,3 к домику беги», 1 год обучения. Задача для педагога - различать и находить по слову геометрические фигуры, называть их. Задача для ребенка - найти свое место в нужном домике. Инструкция: раз, два, три к домику с круглым окном беги (квадратным и т.д.)

Дошкольная олигофренопедагогика использует разнообразные, в том числе, и специфические методы и приемы обучения, обусловленные особенностями развития психической деятельности у детей с нарушением интеллектуальной сферы.

Наглядные методы

1. Подражание действиям взрослого, показ, расчлененный на последовательные звенья. Известно, что, подражая действиям взрослого, ребенок овладевает действиями с предметами, бытовыми навыками, речью, но и это для ребенка с ОВЗ оказывается слишком сложным, так как ребенок не может самостоятельно уловить всю последовательность действий. Показ должен проходить в медленном темпе, сопровождаться комментирующей речью взрослого. Пример: рисование гуашью «Яблоки на тарелке», 1 год обучения. Задача - учить рисовать округлые формы путем кругового накручивания, учить пользоваться кистью. Инструкция: - взяли кисточку с подставки за «рубашку» - обмакнули ее в гуашь - поставили на тарелке точку - «зернышко» - увеличиваем его по кругу, зернышко растет, вырастает яблоко - вымыли кисточку в воде - промокнули ее - положили на подставку. Не всегда ребенок может на начальном этапе подражать действиям взрослого даже при расчлененном показе, в этом случае используются совмещенные действия - педагог берет руку ребенка в свою и выполняет действия вместе с ним.

2. Жестовая инструкция. Педагог показывает жестом последовательность выполнения действий. Пример: - указующий жест на кисточку - «возьми» - на краску «макни сюда» и т.д.

3. Образец. Имеет разные формы применения. Пример: Игра «Парные картинки», 1 год обучения. Задача - учить находить по образцу и называть предметы окружающего мира Инструкция: найди такую же картинку, как у меня (выбор из 4-6) Игра «Сделай постройку, как у меня», 2 год обучения. Задача - выполнение конструкции по образцу. Инструкция: сделай такую же башенку, как у меня. Для детей с нарушением интеллекта это может быть достаточно сложным, так как слабость анализа их характерная черта. В процессе конструктивной деятельности нужно вычленить - какой это предмет? из чего сделан? какая форма использовалась? какого цвета? ее количество? расположение частей, для чего нужен этот предмет и каким образом его можно сделать? Именно поэтому подобный образец используется, когда у детей уже сформированы элементарные знания, умения, навыки.

Практические методы

Особенно важны на первоначальном этапе обучения. Практический метод - это организация детской деятельности и детского опыта от простого к сложному. Пример: «Почтовый ящик» Задача - в этом доме «живут» разные фигуры, нужно каждой из них найти свое окошечко, похожее на фигуру. Ребенок вначале пытается действовать силой, но результата не получает, затем примериванием и, наконец, соотносит зрительно.

Словесные методы

1. Словесные объяснения, словесные инструкции. Включаются постепенно, используются простые фразы из 2-3 слов, вначале односложные, а затем 2-х и 3-х ступенчатые речевые конструкции. Сплошной речевой поток ребенок с нарушением интеллекта воспринимает, как посторонний шум. Пример: 3-х ступенчатая словесная инструкция - возьми машину, посади в нее маленького мишку, увези мишку на диван.

2. Прием фиксации. Педагог фиксирует в речи сам ход деятельности, полученный результат и обобщает полученный детьми опыт. Пример: Игра с пирамидкой из 3-х колец одного цвета, 1 год обучения. Инструкция: словесное объяснение с одновременным показом способа выполнения - взяла большое колечко, надела его, взяла среднее колечко, надела его, взяла маленькое колечко, надела его. Сложила пирамидку. Сложила правильно - сначала большое колечко, потом среднее и маленькое. Получилось красиво.

3. Речевой образец. Используется на всех годах обучения. Пример: Развитие речи, 1 год обучения, тема «Фрукты». Задача - учить обращаться с вопросом, отвечать на него, формировать коммуникативную функцию речи. Инструкция: Катя, спроси у Алеши - «Алеша, что лежит у тебя на тарелке?», Алеша, скажи Кате - «У меня на тарелке лежит лимон». Развитие речи, 2 год обучения, тема «Осень», составление описательного рассказа по сюжетной картине. Задача - учить анализировать рассказы товарищей, давать им оценку. Инструкция: речевой образец педагога анализа рассказа - «Мне понравился этот рассказ, потому что Ваня говорил громко, по порядку, ничего не пропустил, придумал много нового, слушать его было интересно, рассказывал сам, без помощи».

4. Хоровое и индивидуальное проговаривание. Используется также на всех годах обучения. Пример: ФЭМП, 1 год обучения, тема «Количество и счет». Цель - учить пересчитывать предметы в горизонтальном расположении в пределах 3-х, подводить итоговое число. Инструкция: Послушайте, как я посчитаю машины - «Один, два, три. Всего три машины. Давайте все вместе посчитаем, сколько машин». ФЭМП, 3 год обучения, тема «Количество и счет». Цель - учить считать до 10 и обратно с использованием наглядного материала. Инструкция: Послушайте и посмотрите, как я пересчитываю и отгибаю пальцы до 10 и обратно. Давайте посчитаем до 10 и обратно вместе со мной, смотрите на меня и делайте, как я.

Необходимо помнить, что в процессе обучения должны сочетаться все методы и приемы - наглядные, словесные, практические. При этом важно правильно подбирать их в соответствии с уровнем развития каждого воспитанника. В случае, если ребенок затрудняется выполнить предложенное задание - опуститься к более низкому уровню способа обучения, например, от образца к поэтапному обучению. И, напротив, нельзя задерживать ребенка в развитии обучая способом подражания, если он может действовать по образцу.

Список литературы

  1. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., 1987.
  2. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. - М., 1991.
  3. Соколова Н.Д. Развитие игровой деятельности умственно отсталых дошкольников в процессе целенаправленного обучения. / В сб.Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. // Под ред. Л.П.Носковой. - М., 1984. - С. 30-46.