Методическая разработка по развитию зрительного и слухового внимания у детей с задержкой психического развития

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: ЗПР


Игры и игровые упражнения для развития слухового и зрительного внимания

1. «Слушай хлопки!»

Цель игры: развивать активное внимание.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

2. «Что слышно?»

Цель игры: развивать умение быстро сосредоточиваться.

Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

3. «Будь внимателен!»

Цель игры: стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Затем на слове «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны «аист» - стоять на одной ноге.

4. «Канон для малышей»

Цель игры: развивать волевое внимание.

Играющие стоят по кругу. Дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т.д.

5. «Кто что делал?»

Цель игры: развивать наблюдательность.

Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Они делают по очереди различные движения и повторяют эти движения

4 раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.

6. «Зеваки»

Цель игры: развивать волевое внимание.

Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.

7. «Четыре стихии»

Цель игры: развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

8. «Запомни порядок!»

Цель игры: развивать наблюдательность.

4-5 играющих выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

9. «Вот так позы!»

Цель игры: развивать наблюдательность.

Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.

10. «Тень»

Цель игры: развивать наблюдательность.

Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок - это «тень» первого. «Тень» должна повторить точно все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т.п.

11. «В магазине зеркал»

Цель игры: развивать наблюдательность.

В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

12. «Разведчики»

Цель игры: развивать наблюдательность.

1-й вариант. В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т.д.

2-й вариант. Начало игры такое же, как в первом варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел разведчик и привести туда, откуда вышел разведчик.

13. «Запретный номер»

Цель игры: развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Начинается игра, когда первый ребенок скажет: «Один», следующий продолжает счет и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши пять раз. Шестой говорит: «Шесть». И т.д.

14. «Стоп!»

Цель игры: развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Дети идут по залу. Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!»

15. «Замри!»

Цель игры: развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Дети прыгают (ноги в стороны - вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается - играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка в музыке. Снова звучит музыка - оставшиеся продолжают игру. Играют до тех пор, пока останется только один играющий, который признается победителем.

16. «Скучно, скучно так сидеть»

Цель игры: развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Играющие сидят на маленьких стульях. У противоположной стены стоят стулья, но их на один меньше. Ведущий говорит:

Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?

Как только ведущий кончит говорить, дети должны быстро бежать и сесть на стулья, стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.

17. «Запрещенное движение»

Цель игры: развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку И. Дунаевского «До чего же хорошо кругом» на начало каждого такта повторяют движения для рук, которые показывает ведущий.

Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

18. «Сколько звуков?»

Цель игры: стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Ведущий стучит несколько раз карандашом по столу. Ребенок должен показать на пальцах, сколько звуков.

19. «Вот он какой!»

Цель игры: развивать наблюдательность.

Ребенок должен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит отчетливые жесты, которые характеризуют предмет: маленький, большой, заостренный, крупный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.

20. «Назови слово»

Цель: развивать зрительное внимание, сообразительность, быстроту мышления.

Дети по очереди называют слова. Тот, кто не назовет - выбывает. Игра продолжается пока не останется один участник.

21. «Запрещенное движение»

Цель: развивать зрительное внимание, координацию движений.

Запрещенное движение - нельзя топать. Ведущий показывает движения, дети повторяют. Когда ведущий топает, дети стоят.

22. «Где гремит?»

Цель: формирование внимания к неречевым звукам. Развитие слухового восприятия.

Оборудование. Сюжетная картинка «Семья», погремушка.

Описание: педагог демонстрирует картинку, показывает и называет изображение, а на ней людей: «Папа, мама, Катя, Вова». Затем задает детям вопросы: - где папа? Покажи, где мама?» И т.п.

Если дети могут, то они не просто показывают, но и называют изображенных на картинке. Педагог обращает внимание детей на Вову: «Вова маленький. У Вовы игрушка». Достает погремушку, показывает ее детям, дает послушать, как она гремит. Каждый ребенок должен подержать погремушку в руках и погреметь ею. Затем логопед ходит по кабинету и гремит погремушкой то у окна, то у двери, то рядом с детским столиком. Потом предлагает детям отвернуться, послушать и показать, где прогремела погремушка.

23. «Где позвонили»?

Цель: развитие слухового внимания, умения определить направление звука.

Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.).

Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребёнок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встаёт и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

24. "Скажи, что ты слышишь?"

Цель: развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

25. «Что звучит?»

Цели: формирование внимания к неречевым звукам, различение двух звучащих игрушек.

Оборудование. Сюжетная картинка «Семья», погремушка, собачка-пищалка, ширма.

Описание. Педагог демонстрирует детям картинку, предлагает показать (и назвать) тех, кто на ней изображен. Отмечает, что у Вовы - погремушка, а у Кати - собачка. Достает погремушку и собачку-пищалку, предлагает детям рассмотреть, потрогать и послушать, как звучат игрушки. Затем убирает игрушки за ширму и гремит погремушкой. Дети показывают узнанную по звуку игрушку на рисунке. Аналогично проводится работа с собачкой-пищалкой.