Урок истории в 7-м классе. Тема: «Обычаи восточных славян»

Разделы: История и обществознание, Коррекционная педагогика

Класс: 7

Ключевые слова: восточные славяне


Цель урока:

  • формировать представление о традициях и обычаях восточных славян;
  • познакомить с их древними поверьями.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: рассказать о традициях и обычаях восточных славян, дать представление о некоторых моральных нормах и установках восточных славян.
  • Коррекционно-развивающие: развивать коммуникативные умения учащихся.
  • Коррекционно-воспитательные: пробудить стремление размышлять о проблемах морали, вырабатывать в себе высокие нравственные качества.

Оборудование и материалы: проектор, экран, ноутбук, презентация к уроку, индивидуальные карточки с заданиями, обереги, каравай.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный этап

Здравствуйте, ребята, проверить готовность к уроку.

Ребята, прежде, чем мы начнем урок я хочу пожелать каждому из вас

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говори все четко, внятно,
Чтобы все было понятно,
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать,
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о восточных славянах.

- Скажите, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Давайте проверим, как вы усвоили тему прошлого урока

II. Повторение изученного материала

1. Заполните пропуски: Каждая женщина умела … пряжу, … одежду. Мужчины … сети для рыбной ловли, … земледельческие инструменты, … посуду из дерева. Самыми уважаемыми мастерами были … и … Слайд 1

2. Следующее задание, игра «Расшифруй» Слайд 2

Индивидуальная работа:

1. Распределить последовательность возделывания земли (славяне рубят деревья, сжигают срубленные деревья, пашут землю, сеют зерно)

2. О каком занятии здесь идет речь? Славянин оставлял отметку на дереве с дуплом, чтобы затем вернуться.

III. Подготовка учащихся к усвоению материала

- Сегодня мы продолжим говорить о наших далеких предках - славянах. Тема сегодняшнего урока называется «Обычаи восточных славян». Слайд 3

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

IV. Сообщение нового материала

Так у славян существовала традиция отмечать праздники. Праздник - это день радости и торжества, установленный в честь или в память кого или чего-либо. Другими словами - это когда люди или семья собираются вместе и отмечают какое-то радостное событие. Например, праздник Масленица - встреча весны; летний праздник Ивана Купала.

Какие праздники принято отмечать в вашей семье? (Новый год, День рождения, Пасха, свадьба). А что обычно делают на празднике? (веселятся) Например, в семье праздник.

- А что такое праздник?

- Когда бывает весело?

- Что происходит на празднике?

- Праздник - это традиция, которая соблюдается в каждой семье, т.е. в ней соблюдаются свои обычаи.

- Дадим определение этому слову. Слайд 4

Обычаи - традиции, ритуалы и правила поведения в обществе, которым следуют все и которые передаются из поколения в поколение. (запись в тетрадь)

- Славяне умели не только хорошо трудиться, но и веселиться.

- Как вы думаете, как славяне веселились?

Славяне часто водили «Хоровод».

- Найдите в учебнике стр.73 определение слова хоровод.

Хоровод - старинный танец, который танцевали взявшись за руки в круг, с песнями и музыкой. Слайд 5

Физминутка (хоровод)

Звучит музыка.

- Ребята, славяне не только веселились, но еще и горевали. Горевали славяне тоже с песнями

- Найдите в тексте предложения, которые рассказывают о похоронах.

- Как называется погребальная песня? Слайд 6

Звучит плач.

- Какая эта песня по настроению?

- Как называется прощальный пир? Слайд 7

Демонстрация иллюстрации «Тризна». Слайд 8

Тризна - прощальный пир.

- Как сейчас мы называем погребальный пир?

- А в чем помогали славяне друг другу? Зачитайте из текста учебника стр. 71-72.

- Докажите, что они были добрыми и гостеприимными.

- Что считалось главным продуктом питания?

- Хлеб славяне называли жито от слова «жить», потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания. Слайд 9

Ребята, у нас до сих пор сохранился обычай встречать гостей караваем.

Сюрпризный момент. (инсценировка «Угощение караваем»)

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Вы примите, дорогие, этот круглый каравай.

Рассказ учителя по иллюстрации. Слайд 9 Славяне уважительно относились к пище. На столе стояла большая чаша. Старшие сидели на почетном месте. Начинал есть первым старший, а потом остальные. Когда он клал ложку, то остальным можно было выйти из-за стола.

- Славяне считали, что предметы и рисунки обладают чудодейственной силой. Они называются оберегами. Слайл 10

Оберег - предмет или рисунок, обладающий по представлению славян чудодейственной силой против зла и несчастья. На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Слайды 11-13. Некоторые учащиеся подготовили сообщения, давайте их послушаем. Демонстрация оберегов.

V. Закрепление материала (разгадывание кроссворда)

1) Погребальная песня.
2) Песни, танцы, взявшись в круг.
3) Прощальный пир.
4) Предмет или рисунок, обладающий по представлению славян, чудодейственной силой.
5) Круглый хлеб. Слайд 14

VI. Подведение итогов урока

- Итак, подведем итоги нашего урока.

  • Ребята, что нового вы узнали на уроке?
  • Что понравилось на уроке?

Объявление оценок.

Домашнее задание

  • Пересказ стр. 73-74,
  • Рефлексия.

Творческое задание «Раскрась подкову-оберег»

- А ещё я предлагаю раскрасить подкову-оберег на память о нашей беседе. Благодаря своим волшебным свойствам она будет оберегать, охранять, защищать твой дом от проявления зла, а также принесет удачу и счастье. (Ученик выбирает подкову и при помощи взрослого раскрашивает рисунок карандашами).

Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что умеете дружно трудиться,
И знание точно уж вам пригодится.