Особенности преподавания иностранного языка учащимся с дислексией

Разделы: Иностранные языки, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: дислексия


Для детей с дислексией научиться читать и писать на родном языке может оказаться непростой задачей. Когда приходит время изучать современные иностранные языки в школе, многие считают, что повторное овладение навыками грамотности не стоит потраченного времени и усилий. В некоторых странах учащиеся с дислексией могут быть освобождены от изучения иностранного языка. В России все школьники изучают иностранный язык. Насколько успешен ребенок, зависит от конкретного школьника, применяемого подхода и, в некоторой степени, от языка, который студенты выбирают для изучения.

Что такое дислексия? Дислексия - это языковая трудность в обучении, которая влияет на способности к чтению и правописанию на родном языке ребенка. Хотя у двух людей с дислексией не бывает одинаковых симптомов, 75% дислексиков борются с разделением языка на составляющие его звуки. Это затрудняет расшифровку слов, что является неотъемлемой частью раннего чтения. Это также затрудняет написание и может повлиять на память и скорость обработки информации. Это не значит, что учащиеся с дислексией всегда находятся в невыгодном положении, когда речь заходит о языке. Напротив, они могут обладать острыми аналитическими способностями, быть очень творческими и хорошо нестандартно мыслить и решать проблемы. Все это очень важные качества, когда ребенок сталкивается с новой лингвистической системой и незнакомой грамматикой, которые нужно сопоставить и изучить.

Учащиеся с дислексией, изучающие языки, могут испытывать трудности со слухом, связыванием этих звуков с буквами, произнесением слов и запоминанием нового словарного запаса. Они также могут испытывать больше трудностей при чтении и письме. Чтобы улучшить навыки грамотности на родном языке, детям с дислексией иногда рекомендуется "переучивать" слова. Это может помочь им распознавать термины «в лицо», повысить их навыки чтения и помочь им улучшить правописание. То же самое относится и к изучению иностранного языка. Кроме того, фонологический подход к обучению очень эффективен. Такой подход полезен при изучении второго языка даже для людей, не страдающих дислексией. Это происходит из-за того, что новые фонемы, которых нет в родном языке, будет труднее как услышать, так и воспроизвести. Младенцы рождаются со способностью слышать любой звук, но к тому времени, когда им исполняется 1 год, их мозг уже настроен на окружающий их язык. Когда школьник начинает изучать, например, французский или испанский, ему нужно время, чтобы ознакомиться с наиболее частыми звуками и звукосочетаниями, чтобы он мог разбирать речь.

Учитель, работающий с детьми, страдающими дислексией, должен использовать повторение изученного материала: учащихся следует просить повторять отдельные слова и целые выражения столько раз, сколько это необходимо. Используемые материалы должны быть дружественными с точки зрения цветов и подачи. Детям с дислексией полезно использовать красочные картинки, глянцевую бумагу, цветные карандаши и т.д. Поскольку объем внимания детей с дислексией ограничен, учителям следует делать много коротких перерывов во время уроков, чтобы дети с дислексией могли расслабиться.

При обучении иностранному языку ребенка с дислексией лучше всего начинать с говорения и аудирования. Независимо от наличия дислексии, сосредоточение внимания на разговорной речи с 1-го дня поможет свободно владеть языком. Советская школа с лексико-грамматическим подходом доказала, что годами изучая грамматику и лексику в школе, выпускники не могли поддерживать беседу на иностранном языке. Учащимся, страдающим дислексией, не только легче овладевать навыками говорения и аудирования, но и они являются наиболее полезными навыками для беспрепятственного общения на языке. Большое внимание стоит уделять звучанию слова. Проблемы с чтением и правописанием часто являются результатом неспособности точно сопоставлять звуки с буквами. Отличный способ развить этот навык - посмотреть иностранный фильм с субтитрами на языке оригинала. Таким образом, укрепляется звуко-буквенное сопоставление, слушая и читая одновременно иностранную речь.

Учащиеся с дислексией, успешно изучающие иностранный язык, часто испытывают огромный прирост уверенности в себе, который может распространяться и на другие области в обучении. Языки также предоставляют им прекрасную возможность укрепить когнитивные навыки, включая память.

Исследования показывают, что билингвы более динамично мыслят, лучше решают проблемы и даже обладают большими социальными навыками. У учащихся старшего возраста овладение иностранным языком также может помочь бороться с деменцией (приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых). Это из-за то, что изучение языка - это укрепление мозга, а не его атрофия.

В заключение необходимо подчеркнуть, что очень часто школьники, страдающие дислексией, воспринимаются как те, "кто ничего не будет знать". В результате слишком часто дислексики считаются ленивыми, медлительными и безнадежными учениками. Процесс обучения детей с дислексией можно сделать эффективным и приятным как для учителей, так и для учащихся. Дислексия не должна рассматриваться как ограничение, а скорее, как вызов, подчеркивающий важность коллективной работы, выполняемой учителями, родителями и учащимися с дислексией. В настоящее время ситуация начинает меняться из-за исследований, проводимых в области неспособности к обучению, а также ее типов и природы. Природа дислексии и трудности, к которым она приводит, тщательно изучаются и обсуждаются. В результате, дислексики, а также их учителя оснащены знанием того, как успешно с этим бороться.

Список используемой литературы

  1. Kormos J., & Kontra, H.E. Language learners with special needs: An international perspective. Clevedon, UK: Multilingual Matters, (2008)
  2. Kormos, J., & Smith, A.M. Teaching languages to learners with specific learning difficulties. Bristol : Multilingual Mattters, (2012)