Открытый урок по функциональной грамотности. Тема урока: «Решение задач. Дроби. Основное свойство дроби»

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Классы: 5, 6

Ключевые слова: дроби


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (440 кБ)


На уроке рассматриваются задачи, формирующие функциональную грамотность ученика в разрезе темы «Дроби. Основное свойство дроби».

Цель: формировать умение решать практические задачи с использованием основного свойства дроби.

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить учеников с практическими задачами, выработать навык смыслового чтения, научить детей задавать вопросы к задаче, отметать лишнее, отвечать четко на поставленный вопрос, научить применять основное свойство дроби при решении задач.
  • Развивающие:
    • формировать умение выделять главное, анализировать и делать выводы;
    • формировать умение ставить задачи и планировать познавательную, деятельность;
    • развивать качества личности - трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении цели.
  • Воспитательные:
    • формировать умение слушать и вступать в диалог;
    • вырабатывать объективность оценки своих достижений;
    • повышать мотивацию учащихся к обучению.

Эпиграф к уроку: «Большинство жизненных задач решаются как алгебраические выражения: приведением их к самому простому виду.» Л.Н.Толстой

1. Организационный момент

Обращение к классу:

- Математика в первую очередь нужна нам для решения практических задач из жизни. В древности математика как наука формировалась под влиянием запросов практики и сейчас развитие математики определяется практическими приложениями. Ключевые умения, которые вы должны приобрести использовать математические методы для решения задач из жизни. Зачастую, даже столкнувшись с незнакомым контекстом, зная математику, мы с легкостью решим задачу. Сталкиваясь с такими задачами, мы должны в первую очередь внимательно прочитать условие задачи, вроде бы очевидное замечание, но пропуская какие-то мелочи, или ответив не на тот вопрос, мы неверно решим задачу. Из-за таких мелочей происходят такие события как крушение космических кораблей или самолетов

- Ребята как вы думаете какая у нас сегодня будет тема урока?

- Правильно, «Решение задач». Давайте запишем в тетрадь число и тему урока.

- Какая цель у нас должна быть достигнута на уроке?

- Правильно, формировать умение решать практические задачи на основное свойство дроби.

- Ребята, какие задачи мы должны поставить на урок?

- Правильно, познакомится с практическими задачами на дроби, использовать основное свойство дроби при решении задач.

2. Мотивация. Создание проблемной ситуации

Первые задачи, которые мы с вами рассмотрим, это задачи, требующие внимательного чтения текста, даже незнакомого и нахождения в нем ответа на вопрос задачи. Каждая задача оценивается в один балл. Далее более сложные задачи в 2 и 3 балла. В конце урока баллы суммируются, и выставляется оценка за урок.

  • 9-10 баллов - оценка 5,
  • 6-8 баллов - оценка 4,
  • 3-5 баллов - оценка 3,
  • меньше - оценка 2.

Обсудим задачу-шутку, которая хорошо иллюстрирует, как важно внимательно читать условие.

Задача 1. Представьте, что вы капитан круизного лайнера, на котором путешествуют 500 пассажиров. Этот лайнер плывёт со скоростью 20 узлов в час (один узел равен 1,852 км/ч), предполагаемое время путешествия 7 дней. Сколько лет капитану корабля?

Рассмотрим ещё один пример задачи, требующей вдумчивого чтения условия. Эту задачу предлагают школьникам, поступающим в Президентский физико-математический лицей №239 г. Санкт-Петербурга.

Задача 2. Братья Андрей и Миша Ивановы играют в игру. Андрей загадывает число n, имеющее ровно 7 простых делителей. Миша придумывает гладкое пятимерное многообразие, описываемое формулой степени не более чем n2. Андрей указывает 5 точек на этом многообразии и объявляет длины не более чем 7 отрезков, соединяющих эти точки в пространстве R25. Если выбранные точки вместе с указанными Андреем отрезками образуют жёсткую структуру второго порядка, то побеждает Миша. В противном случае мальчики меняются местами: Андрей придумывает другое гладкое многообразие, проходящее через эти 5 точек, и Миша указывает 5 точек на нём. Игра продолжается, пока либо у кого-то из мальчиков не получилась жёсткая структура, либо не прошло 1003 хода - в этом случае побеждает Миша. В зависимости от n назовите фамилию победителя при правильной игре.

Задача отпугивает своим громоздким условием и сложными терминами, но на самом деле для решения задачи не требуется знаний топологии. Чтобы дать верный ответ на задачу, достаточно прочитать только первое и последнее предложения из условия.

3. Актуализация опорных знаний

Устно (1 балл).

Миша разделил 12 солдатиков на две равные части - для себя и брата. Сколько наклеек приходится на одну часть в этом случае?

А) на сколько равных частей нужно разделить 12 солдатиков, чтобы на одну часть приходилось 2 солдатиков?

Б) в одной части 3 солдатика. Сколько частей приходится в этом случае на 12 солдатиков?

В) А сколько солдатиков будет приходиться на 1 часть, если 12 солдатиков Миша поделит на 3 равные части? На 12 частей?

Г) Если же у Миши будет 24 солдатика и он разделит их на 3 части, сколько солдатиков в этом случае будет приходиться на 1 часть?

4. Изучение нового материала

Обращение к классу

- Часто информация представлена не только в виде текста, но и в виде графиков, диаграмм, схем и таблиц. Нам нужно научиться находить необходимую информацию в схемах, таблицах, графиках, диаграммах и использовать ее для решения задач.

Графическое представление информации бывает в виде графиков, диаграмм, схем и таблиц.

Задачник 299 (2 балла)

Задача № 4 (2 балла)

В таблице указано число деревьев каждой из четырёх пород, которые имеются в парке.

Порода дерева

Число деревьев

Сосна

200

Ель

100

Дуб

50

Берёза

50

1) На какой из следующих круговых диаграмм правильно представлены данные, указанные в таблице? (Детям предлагается посчитать долю каждого дерева от общего количества деревьев)

2) Постройте столбчатую диаграмму по этим данным.

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала

Задача № 5 (3 балла)

Лена спросила у 20 одноклассников о том, какой сок им нравится больше всего: апельсиновый, сливовый или вишнёвый. Полученные данные она представила на столбчатой диаграмме, изображённой ниже.

Кроме того, она эти же данные представила на круговой диаграмме.

1) На какой диаграмме изображены эти данные? (Дети считают долю учеников любящих каждый из напитков от общего числа опрошенных)

2) Проведите такой же опрос среди одноклассников. Данные запишите в таблицу и составьте круговую диаграмму.

Сок

Апельсиновый

Яблочный

Виноградный

Персиковый

Морковный

Число учащихся

7. Итог урока. Рефлексия

Подведите итог вашей работы на уроке и просуммируйте полученные баллы. Поставьте себе оценку по критериям.

Вернемся к началу урока.

  • Что вы можете сейчас дописать к своим мыслям, что можете изменить, используя полученные знания?
  • С какими мы сегодня познакомились задачами?
  • Какой алгоритм действий необходим при решении задачи?
  • Что важно при решении задач?
  • Все ли цели достигнуты на уроке?
  • Что вызвало трудности?
  • Что было интересно?
  • Какое впечатление от урока?

8. Домашнее задание

Придумайте задачу из жизни с использованием дробей.