Цель: Развитие познавательного интереса воспитанников к миру профессий.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Показать значение трудовой деятельности в жизни человека;
- Вызвать интерес к труду взрослых разных профессий;
Коррекционно-развивающие:
- Активизация речевой деятельности детей;
- Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания;
- Развивать логическое мышление, память;
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и ответственность
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания
- Воспитывать интерес к миру профессий, желание выбрать профессию и стремление учиться
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки.
Орг. момент. Мотивационно-ориентировочный этап
- Здравствуйте, ребята! Слуховые аппараты у всех есть? Садитесь.
- Читаем все вслух (на слайде)
«У меня растут года.
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?»
- Прочитали, кто написал эти стихи?
Дети отвечают: - «Владимир Владимирович Маяковский, стихотворение « Кем быть»»
- Молодцы, верно.
- А кто изображён на слайде?
Дети отвечают: «Строитель, врач, повар».
- Верно, люди разных профессий. Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить?
Дети отвечают: - «О профессиях»
- Да, ребята, будем говорить о профессиях.
Тема занятия: «Все профессии важны, все профессии нужны!»
- Прежде чем начать наше занятие, проведём фонетическую гимнастику. Смотрим на доску, говорим вместе со мной, соблюдая ударения.
Фонетическая гимнастика
- Спасибо. Ребята у вас на столах лежат разноцветные карточки. Поднимите ту, которая вам больше нравится.
Те, кто выбрал зеленый цвет, стремятся к успеху; к одобрению и похвале.
Те, кто выбрал красный, - активны, энергичны, напористы.
Желтый - имеют богатую фантазию, но не готовы активно действовать.
Синий - спокойные и уравновешенные люди.
- Вижу, что большинство из вас выбрали зелёные, значит вы энергичные, стремитесь к успеху, одобрению. Это поможет вам в будущем при выборе профессии.
- Ребята, на прошлом занятии вы участвовали в тестировании по предмету труда, он показывает в какой из 5 сфер, вы будете успешны.
«Человек-человек» - это сфера основана на взаимодействии людей (медицинские работники, педагогические работники, юристы, инспекторы, инструкторы).
«Человек-техника» - сюда относятся все профессии, связанные с техникой (водитель, машинист, бурильщик, ткач, раскройщик ткани, сталевар, фрезеровщик).
«Человек - знаковая система» - это профессии, связанные с обработкой информации (переводчик, корректор, летчик, бухгалтер, океанолог).
«Человек - художественный образ» - это группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда (модельер, реставратор, скульптор, актер, певец).
«Человек-природа» Для людей этой сферы характерны любовь и интерес к природе (цветовод, хлебороб, лесник, ветеринар).
Девочки отдали предпочтение по предмету труда: «Человек - человек», «Человек - художественный образ», мальчики - «Человек-техника», «Человек-природа».
- Поднимите, пожалуйста, руки, кто уже выбрал профессию и какую? Кто ещё не определился?
(Дети поднимают руки, отвечают)
- Мне нравится профессия столяра.
- А почему ты выбрал именно эту профессию, что привлекает тебя в ней?
- Мы на уроке технологии строгаем, пилим, мастерим и это мне нравится.
- А я выбрал профессию овощевода, потому что мама овощевод, и я ей помогаю.
- А я буду парикмахером. Мне нравятся красивые причёски.
- Ребята, вы ещё не все определились, кем хотите стать, но у вас есть ещё время подумать и выбрать профессию по своему желанию.
А сейчас расскажите, кем работают ваши родители. (Дети дают ответы)
- Молодцы! Все знают профессии своих родителей.
- А какие профессии есть у нас в школе? Посмотрите вокруг себя, и вам все станет ясно.
(Дети отвечают на поставленные вопросы педагога.)
- Кто участвовал в строительстве здания школы?
Ответы детей (строители, штукатуры, маляры, сантехники, электрики, уборщики помещений)
- Кто работает в школьной столовой? (повар, кондитер)
- В медицинском кабинете, кто работает? (врач, медсестра)
- А кто ещё работает в школе (Учителя, воспитатели, директор…)
- Молодцы, хорошо.
Игровая разминка - «Угадай профессию»
Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Присутствующие должны угадать, какую профессию им демонстрируют. (Карточки раздаются всем, дети выполняют задания)
- Молодцы! Справились с заданием. Продолжаем.
Прочитайте задания на слайде и подумайте (Формирование понимания значимости профессий)
- Что будет, если:
- Учителя перестанут учить?
- Все будут безграмотные.
- Воспитатели не будут воспитывать?
- Все будут невоспитанные.
- Повара перестанут готовить пищу?
- Будут все голодные.
- Врачи перестанут лечить людей?
- Люди будут болеть.
- Все водители откажутся сесть за руль?
- Невозможно будет добраться до школы, работы.
- Молодцы! Правильно думаете. А почему нам ещё необходимо трудится? (дети отвечают)
- Кто трудится, тот зарабатывает деньги.
- А на деньги можно сделать покупки.
- Можно куда-то съездить, отдохнуть.
-Дети, а учёба - это труд?
- Да, труд.
- Труд школьников - это учеба. Вы должны получить знания в школе, а в дальнейшем, получить профессию в колледже.
- Ребята, люди работают, чтобы приносить пользу.
- Скажите, а вы, знаете, где работают выпускники нашей школы? (Дети отвечают)
- Работают на авиационном заводе.
- Парикмахерами работают.
- Слесарями…
- Хорошо. Посмотрите слайд (Выбор наших выпускников)
Выбор выпускников нашей школы
- Штукатуры-маляры,
- Плиточники,
- Швеи,
- Медсёстры,
- Водители,
- Художники,
- Повара,
- Строители,
- Автослесарь,
- Продавец,
- Уборщик помещений,
- Мастер салона красоты (парикмахер)
Физ.минутка
- А сейчас, отдохнём (слайд с музыкальной разминкой)
- Продолжим занятие.
- На рынке труда востребованы следующие профессии (слайд)
- Маркетолог,
- IT (айти специалисты),
- Разнорабочий на газовую промышленность,
- Бухгалтер,
- Юристы,
- Стоматологи,
- Хирурги,
- Шеф-повар,
- Финансист,
- Много других профессий …
- Помимо желания и умения трудиться людям разных профессий необходимы и другие качества. Давайте с вами выберем те, которые необходимы людям в любой профессии. (Слайд, дети выбирают и объясняют)
(Доброта, добросовестность, внимательность, терпение, грубость, лень, ответственность, небрежность, трудолюбие, неряшливость)
- Всё верно, вы справились и с этим заданием.
- После окончания нашей школы, вы будите учиться дальше. Дети с нарушением слуха обучаются у нас в Иркутске и других городах нашей большой страны.
Давайте, посмотрим, каким профессиям обучают у нас в Иркутске в профессиональном училище для инвалидов на Володарского 1 (смотрим слайд, каким профессиям обучают)
и в профессиональном техникуме №17 (смотрим слайд, каким профессиям обучают)
На следующих занятиях поговорим о профессиях, которые можно получить, обучаясь в образовательных заведениях разных городов России.
Заключительная часть. Подведение итогов занятия
- На этом наше занятие подходит к своему завершению, и мне бы хотелось узнать: О чем мы говорили на занятии?
Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
Дети отвечают: - «Мы говорили о профессиях, их важности»
- Ребята от вашей целеустремлённости выбора жизненного и профессионального пути зависит облик нового 21 века.
Рефлексия
- Мне было интересно, я узнал много нового.
- Мне было интересно, но многое я уже знал раньше.
- Мне было неинтересно, я всё это знаю.
- Спасибо всем за работу!