На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества обучающихся с интеллектуальными нарушениями и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, отклонениях от норм поведения, трудностях взаимоотношений с окружающими.
Одной из причин, препятствующих включению в социум учащихся с интеллектуальной недостаточностью,является низкий уровень развития речевой культуры. Речь учащихся и выпускников коррекционных школ примитивна, шаблонна, недостаточно точна, особенно беден и ограничен их словарный запас. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствуют самореализации ребенка, его личностному росту, процессам адаптации и интеграции. Выпускники не умеют использовать имеющиеся знания, не могут найти себя в жизни, выстроить общение с окружающими.
Развитие, совершенствование и обогащение речи умственно-отсталых учащихся - одна из серьезнейших и всегда актуальных задач преподавания русского языка и чтения в коррекционных классах. Здесь обучаются дети с нарушением интеллектуальной деятельности, часто осложненной недоразвитием слухового и речедвигательного аппаратов. Все это приводит к значительным затруднениям в овладении ими речью. Речи таких учащихся не свойственны слова различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия. Очень редко они употребляют наречия, глаголы с приставками, союзы, имена прилагательные, но зато часто можно услышать слова он, она, тут, там, вот, ну, как его там, ага и другие.
Бедный запас слов, неправильное понимание и неточное употребление слов детьми препятствует и изучению ими орфографии, т.к. обучать орфографии невозможно без учета взаимодействия лексического и грамматического значения.
Развитая речь предполагает владение достаточно большим запасом слов, умение использовать арсенал фонологических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средств языка в соответствии с нормами правильной речи, а также умение правильно пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учетом задачи точной передачи информации, задачи быть понятым собеседником и задачи воздействия на собеседника.
Как организовать работу по овладению учащимися нормами развитой речи, какие виды упражнений дают более ощутимые результаты, какие методы и приемы работы дают более ощутимые результаты, какие методы и приемы работы, применяемые в общеобразовательных классах, возможно использовать и в коррекционных. Как обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в работе по развитию речи умственно-отсталых учащихся?
В практике своей работы на уроках русского языка я использую практически все методы и формы работы: рассказ, объяснение нового, беседы различного характера,работа с книгой, метод упражнений, практической и самостоятельной работы.
Исследовательская, поисковая активность не чужда и детям с умственными отклонениями. Именно поисковая активность порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое и умственное развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Работу исследовательского характера в коррекционных классах удобно проводить при работе над словом:
- это и знакомство с новыми словами;
- составление и анализ словарных статей к изучаемому слову;
- словарно-орфографическая работа на уроке;
- работа со словарем.
В зависимости от того, какие цели ставит учитель при работе над словом, словарная работа должна быть разной по своему содержанию:
- может быть направлена на изучение лексического значения слова и тем самым на расширение и углубление словарного запаса,
- может исследовать грамматические цели;
- может проводиться с целью обучения детей правильному произношению отдельных слов.
На первый план выдвигается семантический компонент, т.к. только понимание ребёнком значения слова формирует у него умение сознательного выбора слов и словосочетаний. Поэтому в уроки и в учебники включены упражнения по подбору синонимов, антонимов, слов с обобщённым значением, работа с многозначными словами, ритмом и рифмой.
* замена слова в словосочетании -
- прозрачный воздух - свежий, чистый
- любимое дело - увлекательное дело…
* подбор наиболее точного слова по смыслу:
- Несмотря на … погоду, дети пошли гулять.
- Несмотря на … час, во дворе ещё играли дети.
* составление предложений со словами синонимического ряда:
- помощь - первая, неотложная, скорая
- грязный - руки, овощи, улица
* нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках:
- русский язык - язык во рту
- носить очки - набрать очки
- месяц года - месяц на небе
Работа над образным сравнением.
Вставьте вместо точек подходящие по смыслу существительные.
- Горячий, как огонь.
- Легкий, как ... .
- Черный, как ... .
- Острый, как ....
- Красный, как ....
Слова для справок: рак, пух, игла, уголь.
Все указанные направления работы объединены в один вид - комплексный анализ словарного слова с опорой на схему.
Групповая работа со словарным словом
Комплексный анализ слова.
Схема.
1. Прочитай слово выразительно.
2. Поставь ударение, подчеркни безударную гласную, которую необходимо запомнить в слове.
3. Произнесите слово по слогам. Обозначьте графически.
4. Назовите 1,2 и т.д. букву и звук, фонетическая запись слова /балото/.
5. Подумай, что обозначает данное слово. Попробуй сформулировать определение самостоятельно. Сверка по толковому словарю. Запись значения под диктовку учителя или с образца.
6. Подберите однокоренные слова. Обозначьте корень.
7. Подберите словосочетания с данным словом.
8. Составьте предложение.
9. Выбор лучших предложений, запись на доске либо каждый ученик записывает свой вариант, затем он корректируется, уточняется, исправляется.
10. Можно ли использовать слово в переносном значении? Пример.
Комплексная работа со словарным словом дисциплинирует школьников, приучает к определенной структуре знакомства с новым словом, позволяет быстро ввести новое слово в активный словарь ребенка, а также развивает абстрактное мышление.
Для формирования культуры мышления и речи и развития умения и навыков исследовательского поведения ребенка можно использовать различные методики .Для развития речевых способностей умственно-отсталых учащихся на уроке письма целесообразно проводить речевые упражнения исследовательского характера.
«ПОСМОТРИ НА МИР ЧУЖИМИ ГЛАЗАМИ»
Читаю учащимся неоконченный рассказ:
«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»
Предлагаю продолжить и закончить рассказ несколькими способами:
- Представь, что ты гуляешь во дворе с друзьями - как ты отнесешься к появлению первого снега?
- Представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге.
- Представь, что ты летчик, отправляющийся в полет.
- Представь, что ты ворона, сидящая на ветке.
- Представь, что ты зайчик в лесу и т.д.
Аналогичные рассказы можно давать на разные темы. Подобная работа позволяет смотреть на явления, события с разных точек зрения.
Игры-НАБЛЮДЕНИЯ можно использовать перед уроком развития речи «Описание по наблюдениям».Эффективным заданием для развития умения наблюдать может стать предложение рассмотреть осенние листья, деревья, яблоки и т.д. Их можно взять в руки, внимательно рассмотреть, определить форму, цвет. Поговорить о том, почему листья опадают или как созревают плоды, а затем знания, полученные в ходе наблюдения, использовать в сочинениях или устных высказываниях.
Так при изучении темы «Прилагательное» я предлагаю детям образцы овощей, фруктов или других предметов и предлагаю описать их по схеме:
1. Цвет, возможные варианты цвета.
2. Форма.
3. Степень зрелости. Вкусовые качества.
4. Назначение. Применение.
5. Как еще нетрадиционно можно использовать предмет.
Такие задания очень нравятся учащимся, развивают исследовательские способности, наблюдательность.
На уроках чтения при изучении сказок предлагаю детям описать сказочного героя или сказочный предмет именами прилагательными. На карточках или методом нашептывания на ухо каждый получает определенного героя. Другие дети не видят задания. Ученик описывает героя после минутной подготовки, остальные дети по описанию должны узнать его. В конце года при обобщении прочитанного за год подобную работу провожу не только по сказкам, но и другим изученным произведениям.
Чтобы повысить уровень работоспособности на уроке, заинтересовать учащихся, заставить работать. Необходимо найти такой «ключик» в душе ребенка, который позволит приоткрыть способность к творчеству, поиску.
Возможно, использовать на уроках следующие виды работ исследовательского характера:
1. Составь как можно больше предложений из данных слов.
Пример: яблоко, блюдечко, окно.
Варианты детских ответов: Девочка увидела на окне блюдечко с яблоком..
Мама положила на окно блюдечко с яблоком.
2. Расскажи другими словами.
Пример: Муха села на варенье. (Летающее животное с прозрачными крылышками и хоботком спикировало на вещество, сваренное из ягод и сахара). И т.п.
3. Назови аналоги предмета.
Пример: лодка (корабль, танкер, подлодка, крейсер и т.д.)
На уроках чтения игра «Скажи по-другому» помогает в речевом анализе текста, уточнении лексического значения слов в контексте.
Пример: «Ворона и лисица» И.А.Крылов - «взгромоздясь», «позадумалась»,
«близехонько».
4. Игра «Ассоциации».
Эта игра позволяет лучше узнать внутренний мир ребенка, взаимоотношения в подростковой группе, одновременно развивает ассоциативное мышление, образность речи.
Называю слово «море». Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
5. При подготовке к обучающему сочинению с элементами рассуждения использую метод неоконченных предложений:
- Осенние каникулы я провела (провел) хорошо, потому что …(«Как я провел каникулы»)
- Я люблю свою маму, потому что…(«Мама слово дорогое»).
- Мне нравится учиться, потому что…(«Наш главный труд - учеба»).
Подобные шаблонные задания позволяют учащимся усвоить развернутые, сложные схемы построения предложения. При регулярном их использовании шаблоны постепенно входят в речевой резерв, становятся нормой.
Исследовательская работа, проводимая на уроках русского языка и чтения в коррекционном классе, сложна и многообразна. В работе над развитием речи учащихся приучаем их выявлять и решать проблему, делать выводы и обобщения, наблюдать, экспериментировать, полученные знания применять на практике, помогая тем самым решать главную проблему речевого развития учащихся - пользоваться тем даром, которым наделен человек - даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, наблюдать.
В начале 5 класса на уроках чтения дети знакомятся с понятиями: ТЕМА и ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ. Работу над каждым произведением мы начинаем с вопроса: о чём говорится в произведении? А заканчиваем вопросом: чему учит автор читателя? Таблички с определениями терминов ТЕМА и ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ всегда находятся перед глазами детей. Параллельно с этим ведём работу по закреплению навыка пересказа. Учим составлять простой план. В большинстве случаев это коллективная работа под руководством учителя. В работе над планом используем памятки: как составить простой план? Как пересказать прочитанное произведение. Такие памятки существуют и в виде большого плаката на доске, и в виде раздаточного материала для каждого ученика. Тетрадей по чтению у нас не предусмотрено, поэтому такие памятки - единственный выход. Коллективный план записываем на доске, иногда делаем подписи карандашом прямо в учебнике чтения, на листочках, мы постепенно подходим к воспроизведению диалога по памяти.
Покажу отдельные этапы работы на примере изучения в 5 классе сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Для создания эмоционального настроя, развития воображения и коррекции эмоционально-волевой сферы изучение сказки начинаем с просмотра мультфильма «Серая Шейка». Затем традиционно работаем над каждой частью:
- чтение,
- определение темы,
- беседа по вопросам, элементы характеристики героев,
- определение главной мысли
- озаглавливание части,
- деление на части и составление коллективного плана,
- пересказ,
- во 2,3,5 частях чтение диалога по ролям,
- пересказ диалога.
Далее работу строим следующим образом: на основе реплик из текста, понимания характера героя, знания развития сюжета дети создают свои диалоги. Этот вид работы всегда пользуется успехом у детей, много желающих принять участие в коллективно создаваемой сказке или мультфильме. Учитель только направляет и исправляет недостатки речи учащихся. Диалоги небольшие по объёму, поэтому в данный вид работы на протяжении одного урока может быть вовлечён весь класс. Поскольку этот вид деятельности подготовлен кропотливой поурочной работой, он не вызывает у детей большого затруднения и позволяет каждому пережить ситуацию успеха, что делает процесс обучения наиболее эффективным.
В 6 классе на базе пересказа, умений определять тему и главную мысль, умения давать краткую характеристику героя можно провести занятия по обучению отзыву о прочитанном произведении.
Я это делаю на обобщающем уроке по сказке Г.-Х.Андерсена «Снежная королева». После повторения темы и главной мысли сказки, предварительной беседы и формулирования целей урока дети ещё раз повторяют сюжет сказки и настраиваются на её пересказ. После этого знакомлю детей со схемой отзыва. Схема - в виде плаката на доске и у каждого на парте памятки по пересказу и по отзыву о произведении. Работу ведём поэтапно по каждому пункту плана.
План-схема отзыва.
- Название произведения и его автор.
- Тема произведения.
- Главные герои и краткий пересказ.
- Главная мысль.
- Личное отношение.
На каждом этапе работу направляет, оказывает помощь и исправляет недостатки учитель. В итоге связный ответ - отзыв о прочитанном произведении - даёт наиболее сохранный ученик при помощи учителя. Затем этот ответ по схеме и при постоянной помощи учителя дают все ученики класса.
В 7 классе сквозным речевым умением - на базе пересказа - является СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА героев.
Материал для сравнительной характеристики героев дают нам повесть Л.Толстого «Кавказский пленник» (Жилин и Костылин), Повесть В.Г.Короленко «Дети подземелья» (Соня и Маруся, Валек и Вася).
По данному виду работы я разработала и напечатала индивидуальные таблицы: план - схема характеристики героев и материалы для их сравнения. Ученики дают связный ответ по таблице, приводя по памяти примеры из текста, используем элементы выборочного пересказа Учитель контролирует всю учебную деятельность, оказывает помощь, исправляет недостатки речи.
В конце характеристики делается совместный вывод. Вся работа строится по этапам в соответствии с планом, итог - целостная характеристика наиболее сохранным учеником.
На каждом уроке чтения и русского языка мы ставим не только общеучебные цели по формированию программных знаний, умений и навыков, но и цели развивающие коррекционные. Чтобы достичь всех поставленных задач, необходимо владеть разнообразными приёмами активизации мышления, памяти и внимания, которые, в свою очередь, и способствуют коррекции восприятия, воспроизведения и речи учащихся.
На уроках чтения и русского языка использую методику, которая состоит из синтеза нескольких психолого-педагогических и медицинских концепций:
- использование элементов интегрирования (через связь уроков чтения и русского языка с историей, географией, музыкой, рисованием). Такой вид работы способствует развитию речи, памяти, помогает переключить или активизировать внимание, учит работать в группе, способствует созданию оптимальной эмоциональной среды, коррекции логопедических отклонений;
- использование смежных видов искусства (живопись - рисование, музыка) как иллюстративный материал для урока, для расширения кругозора, коррекции моторики.
Естественно, чтобы все академические знания, умения и навыки по развитию и коррекции речи умственно отсталого ребёнка, сформированные поэтапной последовательной кропотливой работой из урока в урок, стали средством коммуникативной компетенции, нужны специальные условия, дополнительные занятия, на которых сформированные учебные знания переносятся за рамки обычного школьного урока.
Список использованной литературы
- А.И.Липкина «Работа над устной речью учащихся на уроках чтения». Издательство «Просвещение». - 1987.
- А.К.Аксенова. Методика обучения русскому языку в школе. Владос. 1999.
- М.Р.Львов. Развитие речи учащихся в начальной школе. Просвещение, Москва, 1965.
- Лысенкова, С.Н. Методом опережающего обучения: книга для учителя: из опыта работы / С.Н.Лысенкова. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.: ил. - (Творческая лаборатория учителя)