Развитие информационно-коммуникационной компетентности учителей-логопедов является в настоящее время одной из наиболее важных задач в области логопедии.
Информационно-коммуникационная компетентность учителя-логопеда - это совокупность знаний, умений, навыков, способность ориентироваться в современном информационном потоке, готовность к подбору адекватных информационных педагогических средств, а также к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в изменившихся условиях образовательной среды с помощью элементов ИКТ-технологий.
Коррекция недостатков устной и письменной речи учащихся требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у обучающихся. Большинство школьников, посещающих логопедические занятия, имеют особенности внимания, восприятия, мыслительной деятельности, памяти, пространственных представлений, особенности приёма и переработки информации. У этих детей наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать данных учащихся, сделать их обучение более осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития ВПФ, новые технологии. Подача материала на логопедическом занятии должна быть более индивидуализированной, чем на уроке и ИКТ-технологии помогают решить поставленную задачу.
Использование авторских коррекционно-развивающих программ и дидактического материала в работе учителя-логопеда
На наших логопедических занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение при диагностике, профилактике и коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся начальной школы. С этой целью была создана информационно-практическая база, включающая разнообразные компьютерные программы и развивающие и обучающие игры.
ИКТ-технологии в диагностике речи учащихся
В своей работе для углубленной диагностики речи учащихся начальной школы нами используется компьютерная программа "Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста", авторами которой являются Нурминский Евгений Владиславович, Безрукова Ольга Александровна и Каленкова Ольга Николаевна.
Данная программа позволяет оценить уровень сформированности речеязыковой компетенции учащихся по трем основным показателям:
- состояние лексикона (объем словарного запаса и его системная организация);
- грамматическая компетенция (словоизменительные, словообразовательные и синтаксические навыки и умения);
- фонетико-фонологическая компетенция (фонематический слух, просодика, слоговая структура слова, навыки звукового анализа и синтеза).
В итоге проведения диагностической процедуры должна сложиться целостная картина речевого развития ребенка, позволяющая спрогнозировать и оценить дальнейшую перспективу формирования его коммуникативной компетенции.
Данная программа позволяет оформить результаты диагностической процедуры в виде сводной таблицы, диаграммы и готового протокола обследования речи ребенка.
При проведении обследования устной речи, такого как чтение, мы используем, как дополнение к стандартным методикам, программу Зубрина Сергея Викторовича - "Проверка техники чтения". Данная программа позволяет проверить скорость чтения, исключив человеческий фактор и показать независимый результат учащемуся. Преимущество данной программы в том, что она разделена на классы (от 1 до 4 класса), и для проверки предлагаются тексты, как для начала учебного года, середины и конца учебного года.
Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся с использованием ИКТ-технологий на логопедических занятий
Для профилактики и коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся как элемент логопедических занятий мы используем следующие авторские программы:
- "Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе". Авторы: Варченко Виктор Иванович, Ларина Александра Борисовна.
- Интерактивный тренажер "Я пишу грамотно!".
- "Логопедические упражнения". Серия "В помощь логопеду".
- "Слоговая структура слова. Системный метод устранения нарушений". Н.С.Четверушкина.
Компьютерные программы и тренажеры имеют специальные опции, позволяющие прослушивать задание, следить за процессом и результатом деятельности учащегося: звуковые сигналы, обозначающие правильность действия, электронный счётчик правильных и ошибочных действий, индивидуальный рейтинг успешности выполнения заданий.
В процессе занятий происходит самооценивание не только хода и результатов конкретного занятия (задания), но и эволюции своих достижений по отношению к начальному уровню, предыдущему занятию. Учащийся может самостоятельно выбрать работу в паре с компьютером или другим учащимся.
Таким образом, виртуальная среда позволяет осуществлять самооценку, взаимооценку, оценку независимого эксперта (компьютера), оценку работы учителем-логопедом.
Визуализация заданий, оригинальная система поощрения, возможность контроля и проверки усвоенного материала делают занятия высоко результативными.
ИКТ-технологии в коррекции звукопроизношения учащихся
На индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения также используются следующие коррекционно-логопедические программы:
- "Игры для Тигры".
- "Учимся говорить правильно".
Материалы мультимедийных пособий направлены на формирование просодических компонентов речи, слухового восприятия, звукового анализа и синтеза, развития навыков правильного произношения звуков, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать предложения.
Использование самостоятельно разработанного дидактического материала на интерактивной доске во время логопедических занятий
В последнее время в логопедической работе особое место занимает интерактивная доска.
Интерактивная доска - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать и стандартное программное обеспечение, и презентации, тренажеры, видеоролики и т.д.
Использование интерактивной доски помогает сделать логопедическое занятие увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с учащимися.
Использование интерактивной доски на логопедических занятиях позволяет:
- повысить качество обучения детей с ОВЗ;
- развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения;
- развивать точность движений рук, артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки;
- увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений и повысить мотивацию
- создать психологический комфорт.
При работе с интерактивной доской у учащихся задействованы различные виды памяти (зрительная, слуховая, ассоциативная), активизируются процессы внимания (переключение, концентрация), совершенствуются графомоторные навыки, зрительно-пространственные отношения. С помощью ИКТ-технологий можно существенно повысить мотивацию ребенка с ОВЗ к трудной для него работе, научить его самооцениванию, осознанно ставить перед собой новые задачи.
Работа учащегося на интерактивной доске способствует облегчению процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, дает возможность учителю - логопеду самостоятельно подобрать учебный материал исходя их особенностей учащегося, темы занятия, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться максимального корригирующего эффекта.
Использование интерактивной доски в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает решать следующие задачи:
Образовательные:
- развитие связной речи;
- развитие навыков языкового анализа и синтеза;
- развитие орфографической зоркости;
- уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам;
- развитие грамматического строя речи.
Коррекционные:
- развитие тонкой и общей моторики;
- развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности;
- развитие психических процессов.
Воспитательные:
- воспитание взаимопонимания, сотрудничества, инициативности, доброжелательности, ответственности.
Нами были разработана программа, способствующая усвоению звукослогового анализа и синтеза и мультимедийные презентации, способствующие развитию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи.
Использование на логопедических занятиях интерактивной доски позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми рушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.
Преимущества использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях
Основные преимущества использования ИКТ-технологий на логопедических занятиях:
- развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
- создание психологического комфорта на занятиях;
- повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
- совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики, всех сторон речи;
- совершенствование познавательной деятельности (мышления, памяти, внимания);
- формирование личности ребёнка в целом;
- повышение качества обучения учащихся с ОВЗ.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что целенаправленное комплексное логопедическое воздействие, основанное на использовании компьютерных технологий (системный и деятельностный подходы к коррекции нарушений развития, использование интерактивной формы обучения, а также создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации) позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса в условиях ФГОС.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
- Целенаправленное использование компьютерных программ в процессе логопедического обследования детей с нарушениями речи позволяет более объективно и дифференцированно оценить возможности их устной речи.
- Система приемов дифференцированного и индивидуального компьютеризированного коррекционного-развивающего воздействия в сочетании с традиционными средствами составляет основу методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.
- Результаты обучения детей свидетельствуют о том, что специальные приемы логопедического воздействия с использованием ИКТ-технологий оптимизируют процесс коррекции звукопроизношения, устной и письменной речи, что в целом содействуют гармонизации развития личности.
Список литературы
- Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду - Л., 2006. - № 6 (13).
- Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: методические традиции и новаторство. - М., 2003.
- Нурминский Е.В., Безрукова О.А. Каленкова О.Н. Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста (программа для ЭВМ. Методическое пособие). - М., 2012.
- Интернет-ресурс http://www.logozavr.ru/