Развитие памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития по средством мнемотехники

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: мнемотехника, ЗПР


Введение

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с задержкой психического развития, поэтому проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики и психологии.

Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в последствии не удаётся реализовать его в полной мере. Важными особенностями детей с задержкой психического развития является недостаточность общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, временное отставание познавательной сферы. Память детей с задержкой психического развития относится к тем психическим процессам, которые нарушаются вместе с вниманием и определяют структуру данного отклонения в развитии. У детей данной группы отмечается своеобразие развития как образной, так и словесной памяти.

Формирование произвольности запоминания является важнейшим возрастным новообразованием на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. Обеспечение психолого-педагогических условий для достижения детей с ЗПР определённого уровня произвольного запоминания - важнейшая задача коррекционно-развивающего обучения.

Вопросами развития произвольной памяти у детей с ЗПР занимались следующие педагоги и психологи: Н.Г.Поддубная, Т.А.Власова, М.С.Певзнер, Ю.Г.Демьянов, Т.В.Егорова и др. Ученые выделили особенности памяти у детей с ЗПР: уменьшение объема и скорости запоминания, недостаточное развитие зрительной и слуховой памяти, неумение рационально организовывать и контролировать свою работу и т.п.

Без достаточного уровня сформированности произвольной зрительной и слуховой памяти невозможно полноценное обучение, так как учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти. Т.А.Власова, М.С.Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у детей с задержкой психического развития как на одну из главных причин их трудности в обучении.

Проблемы развития памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, поиск наиболее эффективных средств развития памяти определили выбор темы реферата: «Развитие памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития по средствам мнемотехники».

1. Понятие и сущность памяти как психического процесса

Каждая человеческая деятельность базируется на том, что образ воспринятого всегда хранится в памяти. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы в памяти не хранилась связь между отдельными фактами и событиями. Проблема развития памяти всегда вызывала дискуссии среди исследователей. Было выдвинуто большое количество теорий о развитии памяти в дошкольном возрасте, данный вопрос до сих пор остается актуальным и по нему нет единого мнения среди ученых.

В XX веке формулировалось большое количество разнообразных концепций памяти - психологических, физиологических, биологических, химических, кибернетических. Но до сегодняшнего дня не существует ни одной общепризнанной теории памяти [19].

Память - это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания [1, с. 21].

Память определяется как способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения [2, с. 547].

Отличное от этого определение дает Е.Н.Соколов. Память есть отражение того, что было в прошлом опыте. Основано это отражение на образовании достаточно прочных связей на их актуализации и на функционировании в дальнейшем [3, с. 92].

Память - сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

А.Р.Лурия определяет память следующим образом: «Каждое наше переживание, впечатление или движение оставляет известный след, который сохраняется на достаточно продолжительное время и при соответствующих условиях проявляется вновь и становится предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызывающие их явления исчезли. [4, с. 119].

Л. С.Выготский рассматривал проблему памяти с позиций культурно-исторической теории развития психики. Одной из первых попыток Л.С.Выготского конкретизировать общую теорию культурно-исторического развития психики человека является разработанная им концепция развития памяти. «Высшие специфические человеческие формы памяти, активное запоминание с помощью знаков точно так же, как и другие формы поведения, первоначально рождаются в социальном общении между людьми» [5, с. 55].

Л.С.Выготский раскрыл возникновение высшей формы памяти, развивающейся в процессе активной мыслительной деятельности ребенка, опирающейся на ряд вспомогательных средств. Этим обеспечен подход к памяти как к сложной деятельности ребенка, формирующейся под влиянием общения со взрослыми [5, с. 57].

Благодаря памяти осуществляется накопление индивидуального и общественного опыта, обеспечивается целостность человеческой личности. О значении памяти в жизни человека выдающийся деятель отечественной психологической науки С.Л.Рубинштейн писал: «Благодаря этому значительно расширяются возможности отражения действительности - с настоящего оно распространяется и на прошлое. Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть» [6, с.258].

Таким образом, память связывает прошлое человека с его настоящим и лежит в основе приобретения знаний, умений и навыков и, таким образом, в основе развития и обучения человека.

Чтобы определить, какая у человека память и для чего она нужна, следует вывести показатели по следующим характеристикам этого свойства. Общая характеристика и классификация памяти в сфере психологии будет зависеть от параметров.

Вот основные их виды, характеристика и общая классификация [7, с. 38]:

  • Объем. Измерить общий объем памяти взрослого человека очень сложно, поскольку в жизни мы используем ресурсы нашего мозга лишь на 4-10%. В среднем емкость кратковременной памяти может составлять 7 единиц информации. Однако возможности человека гораздо больше, как утверждают в психологии. Исследователь Л.И. Куприянович подсчитал, что объем памяти человека 125 миллионов мегабайтов и более. Но только 1% человечества использует свою память в более полном объеме. Таких людей причисляют к гениям. Например, Моцарт мог прослушать музыкальное произведение только раз и затем записать без ошибок его партитуру. Александр Македонский мог назвать всех своих воинов по именам. Но поразительно то, что объем памяти любого человека позволяет проявлять такие же феноменальные способности.
  • Скорость запоминания. Зависит от степени тренировки памяти. У всех людей она разная.
  • Точность. Зависит от того, насколько правильно человек может воспроизвести факты, которые он запомнил.
  • Длительность. Некоторые люди запоминают быстро, но помнят в течение короткого времени, а другие на всю жизнь. Длительность памяти также индивидуальна. Также следует учитывать, что есть разные виды памяти по длительности хранения информации. Кратковременная память - это вид, позволяющий запоминать информацию на непродолжительное время. Долговременная память как вид отличается тем, что позволяет запоминать информацию надолго, порой на всю жизнь. В зависимости от того, какую память человек больше использует и тренирует, этот вид и определяет длительность запоминания.
  • Готовность воспроизвестись. Иногда бывает так, что человек учил, переживал, запоминал, но в нужный момент не может вспомнить уже известные факты. Память есть, но она не воспроизводит события.

Есть основные виды памяти в зависимости от характеристики [8, с. 99]:

Классификация по характеру цели: произвольная и непроизвольная. Используя непроизвольную память, мы запоминаем автоматически. При участии произвольной памяти необходимо прикладывать усилия, применять волю.

Классификация по способу запоминания и характеру психической деятельности: двигательная (или кинетическая), эмоциональная, образная, зрительная, слуховая, осязательная, словесно-логическая и логическая. Эти виды памяти соответствуют определенному способу запоминания: с помощью движений, слов, логических вычислений, зрительного восприятия, образов и т.д.[8, с. 100]

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания информации здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.

Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Функции и назначение долговременной памяти прямо противоположные. Долговременная память хранит информацию неограниченное время. Но чтобы надолго сохранить определенный объем информации, нужные сведения необходимо постоянно воспроизводить. Между сохранением информации и ее воспроизведением существует прямая взаимосвязь. Поскольку многие сведения отдалены от настоящего момента, необходимо сделать так, чтобы они постоянно находились «под рукой». Только так долговременная память сможет их сохранить [9].

Есть еще один вид памяти - оперативная. Ее функции и назначение состоят в хранении информации в течение определенного срока, ограниченного поставленной задачей. Если задача выполнена, и информация больше не нужна, она удаляется. Например, студент, который учит материал к экзамену, после сдачи мало что вспомнит из выученного. Это объясняется действием оперативной памяти: задача была выполнена, информация удалена.

Общая характеристика памяти в области психологии упоминает о процессах памяти. Вот основные из них, их классификация и характеристика [9]:

  • Запоминание. Состоит в осмыслении, запечатлении, восприятии и переживании новых элементов. Главное для запоминания - установить взаимосвязь между элементами и связать их в одно целое.
  • Хранение. Эти особенности памяти позволяют сохранять полученный материал, перерабатывать его и осваивать. Благодаря хранящейся информации человеку удается ориентироваться в окружающей среде и не утрачивать полученный опыт. За это отвечает долговременная память, в чем и состоит ее роль и назначение.
  • Воспроизведение и узнавание. Эти особенности позволяют в нужный момент вспомнить информацию и применить ее на практике. В реальности ранее увиденный предмет или явление распознаются и относятся мозгом к событиям из прошлого опыта.
  • Забывание. Это потеря возможности воспроизведения. Функции и назначение забывания состоят в том, чтобы не перегружать мозг и периодически очищать его от ненужной информации.

Эти основные функции определяют способность памяти удерживать сведения на протяжении некоторого времени [9].

Общая характеристика памяти выделяет еще несколько ее разновидностей. Эта классификация связана с различной направленностью памяти [9]:

  • Зрительная - ее роль заключается в том, чтобы хранить зрительные образы.
  • Моторная - ее роль состоит в запоминании предыдущих физических действий.
  • Эпизодическая - может быть долговременная, но связана в основном с эпизодами из жизни.
  • Семантическая - также может быть долговременная, но связана со знаниями о фактах или словесных значениях. Именно благодаря ей таблица умножения держится в памяти человека практически всю жизнь.
  • Процедурная - это знания о том, как производить какие-то действия, или, проще говоря, алгоритмы.
  • Топографическая - позволяет ориентироваться в пространстве и запоминать места, в которых уже был человек [9].

Таким образом, память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Это важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Благодаря памяти человек впитывает опыт предшествующих поколений, приобретает новые знания, умения и навыки.

2. Особенности развития памяти у дошкольников с нормотипичным развитием и с задержкой психического развития

Дошкольным считается период с 4 до 6-7 лет. В этом возрасте дети хорошо говорят, способны к построению сложных предложений, их внимание, мышление активно развиваются, появляется способность к анализу. Мыслительные способности развиваются по мере подготовке ребенка к школе, особенно если родители готовят его целенаправленно, и в первый школьный год, чтобы осилить многократно возросшие умственные нагрузки. Особенности развития памяти в этот период заключаются в быстром формировании волевого компонента, произвольного запоминания [10, с. 58].

У младших дошкольников преобладает образная память: они запоминают то, что их наиболее сильно впечатлило. Выделяют несущественные, но яркие признаки предмета, а важные, но не столь заметные, могут оставить без внимания.

Формирование навыков мелкой моторики способствует развитию двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста. При частом выполнении определенных действий достигается их автоматизация. Будущий первоклассник учится шить, вырезать ножницами сложные детали из бумаги, рисовать, лепить. Развивается крупная моторика: малыш способен выучить игровые, танцевальные движения, успевая наблюдать за другими, координировать свои действия с ними [10, с. 59].

С большой продуктивностью происходит в этот период освоения речевой функции. В четыре-пять лет большинство детей умеют читать, слушают рассказы, сказки, воспроизводят услышанный текст своими словами, связно выражают свои мысли, читают наизусть небольшие стихи. Эта способность развивается в общении со взрослыми и сверстниками.

Развитие памяти у дошкольников начинается с непроизвольного запоминания. Если стишок или рассказ эмоционально окрашен, он легко запомнится ребенку. Все необычное, что встречается в жизни, быстро откладывается в голове на долгий срок. С четырехлетнего возраста малыш учится подключать к запоминанию волевой компонент, можно начинать развивать его произвольную память. Возникает самоконтроль, постепенно дошкольник сам учится запоминать информацию, которая пригодится в будущем [11, с. 5].

У подрастающего человека формируется личный опыт на основе запоминания событий и связанных с ними переживаний. Этим опытом малыш делится с другими, связно рассказывая о нем: интересное путешествие, поход в зоопарк, обида, болезненные ощущения при посещении врача - все подобные яркие впечатления сохраняются на долгий срок.

Непроизвольная память развивается в результате регулярных наблюдений, например, за живой природой, поэтому желательно акцентировать внимание на таких вещах. Произвольная быстрее формируется, если часто побуждать дошкольника воспроизводить накопленный опыт: учить играть, сочинять и рассказывать истории, запоминать стихи, песни, сказки.

Произвольное запоминание у детей до 7 лет зависит от следующих факторов [12, с. 78]:

  • содержания предложенного материала: насколько он интересен, вызывает ли эмоции, как подается;
  • процесса обучения: должна быть определенная логика, понятная для сознания ребенка и легко откладывающаяся в голове надолго;
  • мотивация: необходимо объяснить, для чего эти знания понадобятся в будущем;
  • контроль долговременного запоминания: нужно проверять степень усвоения материала по прошествии времени.

Задержка психического развития (ЗПР) - темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе.

У дошкольников с задержкой психического развития отмечают особенности как произвольной, так и непроизвольной памяти, причем и долговременной, и кратковременной.

Т.А.Власова, М.С.Певзнер указывают специфические особенности памяти детей с ЗПР [13, с. 65]:

  • снижение объема памяти и скорости запоминания;
  • непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме;
  • механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме;
  • преобладание наглядной памяти над словесной;
  • снижение произвольной памяти;
  • нарушение механической памяти.

Одни из основных особенностей - это недостаточный объем развитие памяти у детей с ЗПР и слабое запоминание. Именно эти особенности отражаются на способности детей с ЗПР запоминать материал, причем как словесный, так и наглядный, что, в свою очередь, влечет за собой снижение успеваемости в школе [13, с. 66].

Главная причина сбоев в развитии непроизвольной памяти у детей с ЗПР - это дефицит познавательной активности. Таким ребятам сложно запоминать учебный материал, для понимания и усвоения им требуется время, значительно превышающее время, необходимое для этого здоровым одноклассникам.

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.

Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.

Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности.

В исследовании Т.В.Егоровой эта проблема была подвергнута специальному изучению. Одна из применявшихся в работе экспериментальных методик предусматривала использование задания, цель которого состояла в раскладывании картинок с изображениями предметов на группы в соответствии с начальной буквой названия этих предметов. Было выявлено, что дети с задержкой развития не только хуже воспроизводили словесный материал, но и тратили на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники [17, с. 16].

Главное отличие заключалось не столько в неординарной продуктивности ответов, сколько в разном отношении к поставленной цели. Дети с ЗПР самостоятельно почти не предпринимали попыток добиться более полного припоминания и редко применяли для этого вспомогательные приемы. В тех случаях, когда это все же происходило, зачастую наблюдалась подмена цели действия. Вспомогательный способ использовался не для припоминания нужных слов, начинающихся на определенную букву, а для придумывания новых (посторонних) слов на ту же букву.

Дети с ЗПР обнаружили затруднения при усвоении инструкции к сериям, требующим самостоятельного подбора существительных, подходящих по смыслу к предъявленным экспериментатором картинкам или словам. Многие дети не поняли задание, но стремились побыстрее получить экспериментальный материал и начать действовать.

При этом они, в отличие от нормально развивающихся дошкольников, не могли адекватно оценить свои возможности, и были уверены, что знают, как выполнять задание. Выявились отчетливые различия, как по продуктивности, так и по точность и устойчивости непроизвольного запоминания. Количество правильно воспроизводимого материала в норме было выше в 1,2 раза. [12, с. 78]

Недостаточная продуктивность непроизвольной памяти у детей с ЗПР объясняется несколькими причинами. Основная из них - пониженная познавательная активность. Это отчётливо проявляется на стадии воспроизведения, когда ребёнка просят припомнить тот или иной материал, хотя задача запомнить этот материал не ставилась.

Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в среднем дошкольном возрасте. С помощью взрослых ребенок усваивает различные мнемические приемы: учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. Постепенно дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать в них вспомогательные средства.

Как отмечает Т.А.Власова, очень важно, чтобы ребёнок понимал, что значит запомнить. Это особая задача, специфический вид психической деятельности. Не все даже нормально развивающиеся дети к моменту поступления в школу понимают специфику таких заданий. Если группе старших дошкольников предложить рассмотреть и запомнить картинки, примерно две трети из них просто с интересом рассматривают предложенное, а потом говорят, что всё запомнили. Не понимая поставленной задачи, эти дети не могут применить специальные приёмы заучивания (проговаривания вслух, повторное называние, группировка материала и т.д.). Продуктивность такого запоминания очень низка и практически равна непроизвольному запоминанию. [13, с. 67].

Необходимым условием высокой продуктивности запоминания является как осознание сути самого процесса, так и его целенаправленность. Из-за недостаточности устойчивого внимания дети с ЗПР часто отвлекаются при заучивании материала, что неизбежно снижает эффективность запоминания.

Эффективность произвольной памяти существенно зависит также от умения контролировать себя в ходе заучивания, прежде всего от умения дифференцировать воспроизведённый материал от не воспроизведённого. Например, при запоминании картинок дети с ЗПР неоднократно повторяют названия одних и тех же из них, не замечая того, что при первом воспроизведении они уже называли некоторые.

В психологии стало неоспоримым положение о закономерном возрастании в онтогенезе роли логической памяти, будь то нормально развивающийся или аномальный ребёнок. Вместе с тем в жизни человека на долю запоминания, близкого по характеру к механическому, так или иначе выпадает большая нагрузка, и чем выраженное отклонение в умственном развитии, тем эта нагрузка выше [5].

Изучение логической памяти показало, что данный вид памяти страдает у детей с ЗПР во многом за счёт недостаточности смысловой переработки получаемой информации. Наличие нарушений на уровне механической памяти свидетельствует о том, что страдает и сама мнемическая основа единого, целостного процесса усвоения [13].

Структура нарушений механической памяти детей с ЗПР непроста. Т.А. Власова отмечает, что эффективность мнемической деятельности в значительной мере определяется способом предъявления экспериментального материала и организацией процесса воспроизведения. В частности, группировка элементов словесного ряда приводит к более быстрому и безошибочному усвоению всего материала. Вместе с тем расчленение материала не приводит к немедленному положительному эффекту. При первой попытке заучивания объём правильно воспроизведённых слов выше, если запоминался нечленный словесный материал. Иными словами, даже такой классический способ, каким является группировка заучиваемого материала, не сразу приводит к улучшению запоминания [14, с. 33].

Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, господствующим видом памяти к концу дошкольного возраста остается память непроизвольная. К произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда соответствующие задачи возникают в их деятельности или когда этого требуют взрослые.

Специалисты, работающие в дошкольном образовательном учреждении, должны помнить, что само собой, непроизвольно запоминающееся нормально развивающимися детьми не всегда запечатлевается в сознании учащихся с ЗПР. Поэтому необходимо специально активизировать познавательную деятельность дошкольников данной категории.

Таким образом, картина нарушений памяти имеет сложный и своеобразный вид. Отличительным признаком структуры дефекта при задержке психического развития является затронутость одних сторон памяти при относительной сохранности других. Конкретные проявления указанной неоднородности в значительной мере индивидуальны. У ребенка с задержкой развития центральной нервной системы ограничен объем оперативной и долговременной памяти, поэтому снижена прочность усвоения любой информации. Он запоминает ее неточно, быстро забывает только что пройденный материал. При этом значительно лучше запоминается наглядный материал (рисунки, схемы и т.п.), чем вербальный, т.е. речевой. Психологами и педиатрами было установлено, что обучение различным техникам запоминания позволяет значительно улучшить мнемонические способности детей с ЗПР.

3. Мнемотехника как средство развития памяти

Память в дошкольном возрасте служит базой для развития мышления. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти, память является частью интеллектуальной готовности ребенка к школе.

У детей дошкольного возраста еще недостаточно совершенны процессы памяти как специальные действия, направленные на запоминание и припоминание. Ребенок этого возраста еще не умеет целенаправленно запоминать и припоминать. В дошкольном детстве идет процесс улучшения памяти ребенка. Если для восприятия возможности развития в этом возрасте ограничены, то для памяти они гораздо более широкие.

Для улучшения памяти необходимо воспитывать у ребенка приемы запоминания и припоминания. Этому способствует мнемотехника.

Мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры (В. А. Козаренко).

Цель обучения с использованием приемов мнемотехники - развитие памяти детей через систему работы с использованием различных приемов мнемотехники.

Задачи мнемотехники:

  • развитие памяти детей, ее различных видов;
  • развитие у детей психических процессов (мышление, внимание, воображение);
  • развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
  • формировать у детей навыки запоминания любой информации.

Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Как указывают авторы В.С.Мухина, Г.А.Урунтаева, в дошкольном возрасте бурно развивается память ребенка. И для обогащения этого развития необходимо применять различные мнемотехнические приемы [58].

На современном этапе вопрос мнемотехники рассматривают М.Зиганов и В.Козаренко. При верно организованном обучении можно добиться выраженного эффекта в развитии памяти в дошкольном возрасте, т.е. на полтора-два года ранее обычного.

У детей особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники.

Для детей дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление и память. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Мнемотехнические приемы запоминания - это такие специальные приемы, которые призваны облегчить процесс запоминания [58].

  1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Название цвета начинается на ту же букву, что и слова в предложении.
  2. Ритмизация, то есть перевод информации в стихи, песни, рифмованные или ритмизованные строки. В современной педагогике этот прием успешно используется для запоминания правил правописания, таблицы умножения и другого учебного материала.
  3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов. Так, например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова. Это прием может быть как помощником, так и «вредителем». Иногда созвучные слова запоминаются, а значение оригинала при этом восстановить не удается.
  4. Нахождение ярких, необычных образов, картин, сюжетов, которые по «методу связок». Можно делать «оживление (представлять действия) добавлять краски, запахи, вкус. Можно менять размеры предметов и делать их фантастическими.
  5. Метод Цицерона. Например, надо запомнить названия ягод, овощей и фруктов. Внимательно мысленным взором обводим кукольный уголок и раздаем еду игрушечным героям. Зайцу - морковку, мишке - малину, козочке - капусту, мышке - репку. и т.д.
  6. Прием «Мнемотаблицы». Для того чтобы выработать у детей самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

Мнемотехника (от греч. - искусство запоминания), мнемотехника - совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Также термин «мнемотехника» (аналог пиктограммы) употребляется как обозначение визуализации (в виде изображения, набора символов либо предметов) некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание или идентификацию.

Техника мнемоника облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро). Однако в некоторых случаях неверное применение мнемотехники может оказать и прямой вред, при подмене осмысленного (логического) запоминания механическим заучиванием. Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно легкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) - чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильным ощущениями.

Мнемотехника - система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти [52].

Также можно как средство мнемотехники взять изгорафическое моделирование. Изографическое моделирование представляет собой синтез двух взаимодополняемых и взаимостимулируемых деятельностей в дошкольном детстве - изобразительной и речевой. Это использование графических моделей-рисунков (изографов), выполняемых самим ребенком в заданном коррекционном контексте (рисунок-схема сюжетного рассказа, рассуждения, стихотворения, сказки, описательного рассказа, сложных оборотов, фразеологизмов, фрагментов текста, плана пересказа и т. д.)[23].

Использование абстрактных символов для замещения слов, словосочетаний, предложений, будет способствовать визуализации речи, тем самым облегчит процесс запоминания сложной структуры воспроизводимого текста, повлияет на полноту передачи его содержания, логику изложения, позволит понять основной смысл рассказа и сконцентрировать внимание на оборотах авторского текст. Введение изографического моделей облегчает процессы включения и пребывания ребенка в проблемных ситуациях, прорисовывание логических сюжетных цепочек облегчает и ускоряет процесс анализа и синтеза состава целого произведения, помогает организовать последовательный ход мыслей и овладеть структурой последовательного повествования, его связностью. Игра-рисунок позволяет улучшать качество использования лексико-грамматических категорий, так как процесс игры с рисунком связан с сопровождающей речью и требует постоянного поиска вариативного изложения [24].

Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так жрецы, сказатели должны были запоминать огромные объемы информации. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дороговизна материалов для письма, большие масса и объем написанной книги - все это побуждало запомнить текст. Сказывалось также и длительное времянахождения в дороге во время путешествий, когда читать и писать было невозможно и приходилось пользоваться тем, что есть в памяти.

Заключение

  1. Проблема развития памяти вызвала в психологической науке большие дискуссии. Данный вопрос до сих пор остается актуальным, и несмотря на то, что было выдвинуто большое количество теорий о развитии памяти в дошкольном возрасте, исследователи не смогли прийти к общему мнению.
  2. Память - это необходимое звено всякой деятельности человека: практической, познавательной, художественной и пр. Без участия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни обращаться с предметами. Память развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми. Однако не у всех детей одинаково хорошо развита память.
  3. У дошкольников с задержкой психического развития отмечается недостаточный объем развития памяти и слабое запоминание. Именно эти особенности отражаются на способности детей с ЗПР запоминать материал, причем как словесный, так и наглядный.

Для улучшения памяти необходимо воспитывать у ребенка приемы запоминания и припоминания. Этому способствует мнемотехника. Мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры (В.А.Козаренко).

Как средство мнемотехники взять изографическое моделирование. Изографическое моделирование представляет собой синтез двух взаимодополняемых и взаимостимулируемых деятельностей в дошкольном детстве - изобразительной и речевой. Это использование графических моделей-рисунков (изографов), выполняемых самим ребенком в заданном коррекционном контексте.

Презентация