Формирование учебного поведения аутичного ребенка

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: Аутичные дети


Получение инклюзивного образования и правильное формирование социализации у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) остается одной из наиболее сложных задач для педагога. Разнообразие в проявлениях синдрома и сложность формирования психических функций у ребенка диктует необходимость создания работ по постоянной психолого-педагогической поддержке.

На первый план любой помощи детям с РАС выходит его эмоциональное и социальное развитие с целью подготовки к формированию учебного поведения. Этот этап коррекционной работы с ребенком является лишь подготовкой ребенка к организованному обучению.

Ведущим показателем правильности построения психолого-педагогической помощи ребенку с РАС является формирование эмоционального контакта. Данная связь должна прослеживаться в совместных играх и рисовании с педагогом, а также в процессе выполнения родителями домашних занятий.

Когда преподавателю удается выстроить прочный эмоциональный контакт с ребенком, следует переходить к более формальному обучению. Главными особенностями преподавания на данном этапе обучения является проведение занятий в специально отведенном под занятия месте и в строго определённое время. Это позволяет сформировать у ребёнка учебный стереотип, который разграничивает в его сознании игру и занятия, закладывая основу произвольной сосредоточенности. Также на этом этапе выделяется определенная дневная последовательность занятий.

Занятия должны проходить в специально выделенном месте, где ничто не должно отвлекать ребёнка, одновременно формируя и конкретизируя его зрительное поле. С этой целью, рационально располагать учебную зону в сторону глухой стены, чтобы убрать отвлекающие факторы комнаты и окон. Также отвлекающие факторы не должны располагаться на самой рабочей поверхности, где выставляются только те материалы, которые используются для выполнения одного определённого занятия. Всё необходимое для последующих заданий должно храниться в коробке вне поля зрения ребёнка.

Первоначальные занятия являются приятными продолжениями игр, что позволяет создать плавный переход и начать формирование произвольного сосредоточения. По существу, предлагаемая деятельность может основываться на играх, которые доставляют ребёнку наиболее приятные эмоции: рисование, группировка кубиков, лепка пластилина и т.п.

Дальнейшее обучение ребёнка продолжается при помощи комментирования его действий, с целью придать им конкретное смысловое значение. Если ребёнок положительно реагирует на предлагаемое смысловое значение своих действий, то занятия на данном этапе обучения развиваются правильном ключе, и появляется возможность вносить необходимые преподавателю комментарии, с целью формирования удобного для обучения сюжета. На первоначальном этапе формирования учебного стереотипа педагог не должен создавать большого сюжетного разнообразия, а из занятия в занятие вести принимаемую ребёнком историю.

На данном этапе обучения не делается акцент на произвольное сосредоточение, вместо этого внимание в большей степени уделяются:

  • формирование положительной эмоциональной реакции ребёнка на проводимые занятия;
  • фиксация, определенного времени и места обучения, для создания стереотипа учебного поведения;
  • закрепление определенных действий по подготовке и завершению занятий.

Продолжительность одного занятия должно начинаться с нескольких минут и по завершению его ребёнок должен получать похвалу на тему его усидчивости и старательности.

Данные меры по планомерному формированию взаимоотношений ребёнка и педагога, а также особенности организации их обучения подходят для детей с различными вариантами РАС.