Использование методики Н.А.Зайцева учителем-логопедом в работе с детьми с нарушениями речи в условиях ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование, Дополнительное образование

Класс: д/с


Традиционное школьное образование жёстко ориентировано на развитие у детей вербально-логического мышления, т.е. способствует формированию функций, свойственных, главным образом, левому полушарию головного мозга. При этом правое полушарие, для которого характерна образность, целостность, яркость восприятия событий, анализ тонких эмоциональных компонентов речи, остаётся недостаточно востребованным и отстаёт в развитии. Неравномерность в развитии полушарий головного мозга, акцентирование механизмов левого полушария при одновременном ослаблении вовлечённости правого полушария является одной из причин школьной дезадаптации.

Необходимо иметь в виду, что на первых этапах формирования функциональной асимметрии головного мозга у детей (а до двух лет нет различия в функциях обоих полушарий) психические механизмы речи у детей имеют свои особенности. Речь ребёнка тесно связана с эмоциями, а специфика левого полушария состоит, скорее, в обработке речевых звуков. У дошкольников речь подчиняется закономерностям не логического, а непосредственно чувственного восприятия, которое обеспечивается деятельностью не левого, а правого полушария.

Существует мнение, что лишь с началом обучения левое полушарие постепенно становится не только вербальным, но и вербально-логическим.

У детей из-за особенностей психологической структуры их речи и эмоций правое полушарие играет важнейшую роль в развитии. При обучении письму и чтению следует учитывать, что механизмы, осуществляющие эти функции, у взрослого и ребёнка различны: на ранних этапах обучения процесс чтения в значительной степени опирается на чувства.

Кому не известна проблема: «Буквы знает, а читать не может»? Многим родителям почему-то кажется, что если ребёнок названия букв выучит, то непременно читать начнет. Попробуй догадайся, что «дэ-я-дэ-я эс-тэ-ё-пэ-а» это «дядя Стёпа». Ни в одном языке не читают по буквам. Английское (хау) читается по буквам как «эйч-оу-даблью». [8]

Основной трудностью традиционного обучения чтению является слияние звуков в слоги. При чтении слога в процессе слияния звуков ребёнок должен перейти от изолированного обобщенного звучания к тому звучанию, которое звук приобретает в потоке речи, т.е. произнести слог так, как он звучит в устной речи. "Основная трудность слияния звуков заключается в необходимости преодолевать типовое звучание отдельно взятых звуков при сочетании их в слоги и осуществлять перевод типового звучания в звуки живой речи" [5]. Чтобы слитно прочитать слог, необходимо представить тот слог устной речи, который состоит из тех же звуков, причем эти звуки следуют друг за другом в той же последовательности, в какой даны буквы в слоге.

Слоговой метод обучения также не выдерживает критики, ведь в русском слоге от 1 до 10 букв.

  1. а, и;
  2. он, ты;
  3. акт, код, кто;
  4. Орск, Ейск, горб, гриб, сплю, мгла, мзда, жгли;
  5. Эрнст, перст, Курск, скарб, Брест, взрыв, Псков, встреча, льстя;
  6. чувств, Бердск, власть, Брянск, вдрызг, сплюнь, встреч, взгляд, Гжатск, Мкртчя-ну;
  7. свойств, Гданьск, всплеск, Пльзень, встрянь, Мкртчян, льстясь, всласть;
  8. вскользь, Пфельдрт;
  9. взльстясь, ра-сстройств.

Ясных принципов слогоделения нет, все имеющиеся доказательства довольно спорны и носят, скорее, предположительный характер. Никто не знает, как точно разделить на слоги: КОШ-КА или КО-ШКА, СЕ-СТРА, СЕС-ТРА или СЕСТ-РА.

Есть слова, не образующие слога: б (=6ы), в, ж (=же), к, ль (=ли), с, междометия ММ! ХМ! ШШ! Ррр... Трр...

Многие авторы, рассуждая о слоге, имеют в виду, конечно, склад. Именно склад подразумевают учителя, внушая учащимся: «В ударном слоге как слышится, так и пишется». А как же: код, горб, гриб, скарб, чувств, Бердск, вдрызг, взгляд, Гжатск, свойств, вскользь, расстройств. Слышится и пишется здесь по-разному.

Вероятно, склад, а не слог, имеют в виду учёные: «Слог реализуется не как последовательность составляющих его звуков, а как цельный артикуляционный комплекс, т. е. задается единым блоком нейрофизиологических команд к мышцам». [8].

Насколько неясно всё со слогом и слогоделением, настолько всё ясно со складами и делением на склады. В основе его системы лежит идея о том, что элементарной частицей речи является не буква, не слог, а склад или «осознанное мускульное усилие речевого аппарата». Ощутить его можно, обхватив рукой верхнюю часть шеи. Слова «МА-МА», «ША-Р» произносятся в 2 явственно ощущаемых усилия, «СО-С-НА», «С-ТО-Л» - в 3 усилия, «ДЕ-ДУ-Ш-КА» - в 4 усилия. Наш речевой аппарат устроен так, что всё, чтобы мы ни произносили, это комбинация из пар «согласный-гласный». За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть. Наши предки чувствовали это и ставили «Ъ» в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Гласный же обязательно предваряется согласным. Это не всегда отражено на письме. Но попробуйте произнести «О-А-ЗИС», держа руку на горле. Вы почувствуете усилие связок и перед «О», и перед «А». Складовой принцип обучения имеет нечто общее с тем, как ребёнок начинает говорить: он ведь не произносит отдельные буквы «М» и «А», он говорит: «МА», начинает говорить «МА-МА» по складам, а не по буквам или целым словом. По складам легче и естественней он научится читать.

Следует отметить, что складовой метод в обучении чтению известен с первой трети 19 века. Еще в 1837 г. в своей «Азбуке» Федот Кузьмичёв пытался выделить склады и представить их в системе. Обучал по складам и Л.Н.Толстой, писавший, что «звуковой метод» с 70-х годов 19 века проникавший в Россию с Запада, является «недоразумением», «противен духу русского языка и привычкам народа». Свой многолетний опыт обучения крестьянских детей по складовому способу он воплотил в «Азбуке», издававшейся в России до и после революции большими тиражами. Складовой принцип стал основным при ликвидации безграмотности и был широко распространён даже в низших сословиях. Именно так учил читать Алёшу Пешкова его дедушка Василий Каширин: «Аз-А, буки-аз-БА, веди-аз-ВА, глаголь-аз-ГА». В 1873 году Л. Н. Толстой писал о складовом методе: «…по нём ученики выучиваются грамоте гораздо скорее, чем по всякому другому: способный ученик выучивается в 3-4 урока, хотя медленно, но правильно читать, а неспособный - не более как в 10 уроков. Поэтому всех тех, которые утверждают, что звуковой способ есть самый лучший, быстрый и разумный, я прошу сделать только то, что я делал неоднократно, что я также предложил Московскому Комитету Грамотности сделать публично, то есть сделать опыт обучения нескольких учеников по тому и другому способу».

В современной педагогике возродил и усовершенствовал складовой метод Н.А.Зайцев. Он «просеял» склады, оставив только однобуквенные и двубуквенные, раскрасил, разместил на кубиках и свёл в таблицы. Вся многовековая традиция педагогики располагает материал в учебнике по принципу: правило - упражнение. По методу Зайцева Н. А. весь материал, компактно выраженный, размещается на стене. Материал считывается со стены взглядом. Другая стратегия работы по Зайцеву - это то, что учебный материал больше не тонет в ворохе упражнений. Отменяется традиция: «открыл параграф, сделал упражнение». До Зайцева никогда весь материал не был собран в одном месте, никогда не выполнялся принцип «от частного - к общему, от общего - к частному», потому что общего не существовало.

Софья Ковалевская рассказывала, что в ее комнате (ей было 11 лет) делали ремонт, не хватило обоев, и все стены обклеили лекциями по дифференциальному исчислению Остроградского. И она несколько лет прожила, пытаясь в них разобраться. Когда у 15-летней Ковалевской появился учитель - сильный математик, он был ошеломлен ее знаниями. Ему казалось, что всю информацию, который он преподает, Ковалевская уже знает наперед. Так действует настенный материал, если его давать целиком, а не порциями в рот по ложке.

Традиционной системой преподавания пользоваться больше нельзя: изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем.

СКЛАДЫ (заи, zai-units) - акустические и произносительные единицы; их однобуквенные и двубуквенные обозначения на письме. Формальные признаки в тексте:

  • слияние согласной с гласной - то, что называется «слог - слияние» (ПА, РИ, ЩУ, ЖИ...);
  • отдельно гласная в качестве слога;
  • отдельно согласная (в закрытом слоге);
  • согласная с любым знаком (РЬ, БЪ, МЬ...). Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т, КО-Т-ЛЕ-ТА или
    Я-Б-ЛО-КО и так далее.

В «Кубиках Зайцева» каждый склад располагается на одной из граней кубика, а на таблицах, прилагаемых к комплекту кубиков, - на отдельных квадратах.

Коренным свойством «нервной организации» И.М.Сеченов считал «возможность расчленения слитных ощущений и связывание расчленённого в группы или ряды». Временное расположение психических актов в сознании он объяснял расчленением моментов восприятия на отдельные звенья посредством двигательных реакций. Он, рассматривая пути зарождения и формирования психики ребенка, логично и убедительно обосновывает свою мысль о важнейшей роли членения сенсорного потока и решающем значении двигательных реакций.

Известно, что живая природа устроена ритмично. Дыхание, сердцебиение, ходьба, бодрствование и сон - это лишь самые очевидные проявления биологических колебаний, за которыми скрыто огромное количество ритмических процессов.

Ритмизация любых функций организма, как показывают многочисленные исследования, способствует как речевому развитию, так и коррекции речевых нарушений (режим общий и речевой, ритмические движения, музыкальные занятия, чтение стихов, логоритмика и т.д.). С другой стороны, развитие ритмической функции ведет к самоорганизации центральных механизмов [2].

Разработанная Зайцевым Н.А. методика по обучению чтению и письму - прямая практическая реализация мыслей и рекомендаций отца русской физиологии.

Сенсорный поток чётко дробится на своеобразные "кванты информации", операции с ними сопровождаются ритмическими движениями с периодическими моторно-эмоциональными акцентами.

Добавьте к этому полное раскрепощение позы и поведения, столь необходимые маленькому ребенку, постоянно изменяющуюся интересную игровую ситуацию, элементы соревнования, радость от явных и быстрых достижений. Таким образом, использование методик, предлагаемых Н.А.Зайцевым, отвечает жизненно важным интересам организма маленького ребенка, его биологическим потребностям, нацеленным на познание мира в игре, в движении, в радости успешного соперничества.

При обучении грамоте по системе Н.А.Зайцева дети с несформированным доминантным полушарием оказываются полностью включёнными в работу, поскольку система предполагает опору на все основные каналы восприятия.

Такая универсальность заложена в самом принципе обучения. Кубики отличаются по ряду параметров: размеру, весу, цвету, звуку, графическому изображению букв. Поэтому при манипуляциях с ними у детей активизируется максимальное количество мозговых центров.

Кубики распознаются:

По цвету:

а) «золотой» - желтый (для гласных), «железный» - серый (для звонких согласных), «деревянный» - светло-коричневый (для глухих согласных), белый (для знаков).

б) По сочетаниям цветов: «железно-золотой», «деревянно-золотой», «железно-деревянный».

в) По одно - двубуквенным складам с буквами трёх цветов: Голубого - Г (для Гласных), Синего - С (для Согласных), Зеленого - 3 (для твёрдого и мягкого Знаков).

По объёму: кубики большие и маленькие, большие двойные (склеенные друг с другом), маленькие двойные.

По звучанию наполнителя, раздающемуся при встряхивании кубиков: «золотые», «железные», «деревянные», «железно-деревянные», отсутствие звука.

По вибрации наполнителя, воспринимаемой пальцами руки, держащей кубик.

По весу.

По сочетаниям признаков. - 12 различий, делящих кубики на 12 сортов.

Помимо кубиков и таблиц в комплект пособий входят складовые картинки. Складовая картинка представляют собой карточку с изображением предмета и записанным печатными буквами его названием. С обратной стороны каждой карточки находится только название предмета. Слова на складовых картинках написаны таким образом, что ударный склад выделен черным цветом. Например: КОРОВА, ВЕРБЛЮДЫ. В настоящее время выпущено несколько серий складовых картинок по различным темам. Например: «Детский мир», «Что вокруг меня растет» и т.п. Складовые картинки бывают цветными и силуэтными. Благодаря этому происходит развитие восприятия и наглядно-образного мышления ребенка.

Н.А.Зайцев, как никто другой, понял, что абстрактно-логическая неразвитость мозга ребёнка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения, слуха, обоняния, интуиции. Открытие Н.А.Зайцева в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребёнка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Его система реализует компенсаторный подход к обучению, что является обязательным условием работы логопеда и дефектолога.

Как педагог-новатор, Зайцев Н.А. продолжает совершенствовать свою методику: с момента первого выпуска кубиков(1988 г.), описанных в книге «Письмо. Чтение. Счёт», вышло уже несколько других вариантов этой технологии (кубики и таблицы второго - 1997 г., и третьего - 1999 г. выпусков). Они отличаются друг от друга расположением складов в таблицах, цветом граней кубиков и некоторыми другими параметрами.

В процессе многолетней работы по методике Зайцева Н.А. нами был опробован именно первый вариант кубиков и таблиц. В нём есть деление граней железно-золотых и деревянно-золотых кубиков и соответствующих им складов по цвету, а также под буквами присутствует белая полоса для обозначения нижней стороны граней кубика, да и последовательность складов с предшествующим называнием основного склада представляется нам более подходящей в работе с детьми с ТНР. Также с целью перехода к цветовой символике, принятой в дошкольных учреждениях и в начальной школе, нами внесены изменения в цветовое обозначение букв, а именно:

  • гласные - красные,
  • твёрдые согласные - синие,
  • мягкие согласные - зелёные,
  • знаки - черные.

Также в целях большей концентрации внимания и в виду того, что дифференциация звуков по твёрдости - мягкости имеет большее значение для последующего звукового анализа, а дифференциация по твёрдости-мягкости, исходя из практического опыта, лучше осваивается дошкольниками, работа по чтению проводится нами только по одной таблице № 2 (дифференциация складов по твёрдости-мягкости) - вместо двух таблиц в оригинальной методике.

Начиная со старшей логопедической группы, работа проводилась как часть занятия по произношению и на индивидуальных занятиях. Как правило, дети с ТНР овладевают чтением по складам в течение 3-4-х месяцев, к концу обучения в старшей группе остаётся 2-3 не читающих ребенка. В конце второго года обучения читают все дети, но качество сформированного навыка чтения у них разное.

Сам Зайцев Н.А. предлагает преподавателям руководствоваться чутьём, определяя приёмы работы, последовательность подачи материала и категорически выступает против всяческих конкретных программ с поурочными разработками, считая свою программу базисной, открывающей простор для вариативных программ. Нам представляется целесообразной следующая последовательность этапов в усвоении материала:

1 этап: " Чтение песенок складов"

Взрослый вместе с ребенком (т.е. одновременно - "сопряженное чтение") проговаривает строчки таблицы по горизонтали в быстром темпе, например:

При этом ребенок следит указательным пальцем снизу строчки, а взрослый показывает нужный склад сверху указкой:

Дети читают по всей таблице, знания букв при этом не требуется. Ребенок механически запоминает песенки складов. Ребёнка не спрашивают: «- «М" и "А" - как сказать вместе?» Процесс обучения чтению осуществляется через деятельность правого полушария головного мозга.

2 этап. "Покажи нужный склад"

После прочтения ребенком одной "песенки складов" взрослый просит ребенка показать любой названный произвольно склад из этой строчки, например:

Ребенок читает:

Взрослый просит: «- Покажи "ПУ"», «- Покажи "ПЭ"», и т.д.

Если ребенок ошибся, необходимо снова прочитать " песенку складов", остановившись на нужном складе. Например:

Взрослый вместе с ребенком: П - ПА - ПО - ПУ...

Вот " ПУ".

При этом указательным пальцем показывать каждый называемый склад.

3 этап. "Чтение слов"

Взрослый показывает нужный склад указкой сверху.

Ребенок следит пальцем ведущей руки снизу.

Чтение слов начинается с наиболее значимой для ребенка лексики: своё имя, имена близких, родственные связи (т.е. слова по теме "Семья")

Затем можно поиграть в "Магазин", "Зоопарк", прочесть слова по лексической теме, с заданным звуком и т.д. Участие взрослого постепенно сводится к минимуму.

Далее можно переходить к чтению и письму предложений, рассматриванию Плакатов - объяснялок, совместному с детьми изготовлению книг и газет. Варианты работ описаны в литературе, посвящённой описанию этой методики.

Преимущества обучения грамоте по Зайцеву:

  1. ребенок переходит не от простого к сложному (от буквы к слогу, а потом слову), а получает сразу доступ ко всем складам (не путать со слогом), присутствующим в русском языке. Т.е. вопросы слияния букв перед ним не ставятся, он изначально запоминает уже результат этого слияния через многократные повторения, складовые попевки, игры и т.п. Если совсем упростить: в то время, когда ребенок, обучающийся по классической системе, сначала учит букву «М» и «А» по отдельности, потом ему объясняют, что если «ММММ» бежит к «А», то, в итоге, получится «МА»; то ребенок, обучающийся по зайцевской системе, изначально видит именно склад «МА» (если до этого он видел его уже сотни раз, то легко вычленит в слове).
  2. Весь материал предъявляется ребенку сразу целиком, а не по частям, т.е. если это кубики - то сразу все, если таблицы - то тоже вся целиком, а не по частям.
  3. Методика игровая и долгого сидения и заучивания чего-либо (букв, складов и т.д.) не предполагает.

Использование кубиков и таблиц позволяет логопеду решать практически все задачи коррекционного обучения и воспитания, а именно:

1. Развитие речевого дыхания и ритмико-интонационной стороны речи.

На одном вдохе дети пропевают «песенки складов». Петь можно громко или тихо.

2. Развитие фонематического слуха, формирование фонематического анализа и синтеза.

Процесс различения звуков по твердости и мягкости, звонкости и глухости происходит быстрее, поскольку кубики различаются по многим параметрам.

3. Автоматизация и дифференциация звуков.

На этом этапе в работу включаются склады. Например, при автоматизации звука [р] логопед просит детей найти нужный склад, пропевает вместе с детьми все склады с этим звуком. Аналогично проходит дифференциация звуков: дети читают парами; логопед читает склады с одним звуком, ребенок - с другим.

4. Развитие зрительно-моторной координации, профилактика нарушения зрения и осанки.

Благодаря врожденной физической активности у детей быстро происходит синхронизация движений руки и глаза. Проводится работа над пространственной ориентировкой: логопед называет, где находится склад, а дети находят его: «выше» - «ниже» - «справа» - «слева» - «в середине».

5. Развитие мелкой моторики.

При работе с кубиками дети многократно манипулируют ими, отыскивая нужный склад, а, обучаясь правильному написанию букв, дети пальцем под счет обводят уже имеющиеся буквы в верной последовательности сверху вниз и слева направо.

6. Профилактика дисграфии и дислексии.

В таблице и на кубиках нет неверных слогов. Ребенок не прочитает и не напишет «чу» с буквой «ю», «ши» - с буквой «ы». Слог запоминается целиком, что облегчает процесс слияния букв.

Вид дисграфии и дислексии
(по Токаревой О.А.)

Возможные ошибки детей; обучающихся по традиционным методикам

Преимущества методики, разработанной Н.А.Зайцевым

Акустическая

С трудом сливают буквы в слоги, слоги в слова; смешивают сходные по звучанию звуки (глухие - звонкие, твердые - мягкие).

Работа начинается со склада. Минуется этап звукобуквенного анализа, так как кубики отличаются по ряду параметров, их невозможно перепутать.

Оптическая

Плохо усваиваются отдельные буквы;
не устанавливаются связи между зрительным образом буквы и звуком.

Дети специально не учат буквы, а пособие «Пишу красиво» используется после того, как дети овладеют навыком чтения; благодаря пропеванию складов по кубикам и таблицам эти связи устанавливаются достаточно прочно.

Моторная

Затруднения в движении глаз при чтении; сужение зрительного поля, потеря строки.

Оформление таблиц с учетом физиологических особенностей детей (склады написаны крупно, таблицы помещаются высоко); ребенок показывает склады на таблице указкой с красным кончиком, что ненавязчиво фиксирует внимание ребенка.

7. Обогащение и активизация словаря, отрабатываемого на фронтальных занятиях и вне их.

В различных играх и игровых заданиях дети пишут слова и фразы, собирают их из кубиков.

8. Закрепление навыков словообразования и словоизменения.

Многократное письмо кубиками и чтение по таблице акцентирует внимание детей на морфемах.

9. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Заторможенные и скованные дети на занятиях, где присутствует элемент соревнования, раскрепощаются, становятся более уверенными в себе. Гиперактивные получают выход для своей бьющей через край энергии, подчиняются ритму работы в группе.

Заключение

Предложенная Н.А.Зайцевым методика обучения грамоте в адаптированном варианте даёт хорошие результаты при обучении детей 5-6 лет с речевой патологией. По этой системе возможно проведение занятий:

  • с детьми с ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи);
  • с ОНР 2-3-го уровня, имеющими вторичные психомоторные задержки развития, такие как ЗПР (задержка психоречевого развития);
  • с лёгкой формой ДЦП (детский церебральный паралич);
  • с заиканием лёгкой степени;
  • с детьми с диагнозом СНВГ (синдром нарушенного внимания с гиперактивностью).

Занимаясь по кубикам, играя в простейшие игры, пропевая по таблицам «песенки складов», дети с ТНР (тяжёлые нарушения речи) активно включаются в работу и реультативность этой работы достаточно высока. При работе с таблицами и кубиками наблюдается некий глобальный процесс: у ребёнка задействуются все отделы мозга, информация идёт по всем основным каналам восприятия, происходит активизация (или пробуждение) нервных клеток. Благодаря кинестетическим ощущениям (работе с указкой) дети быстро запоминают расположение основных складов.

Итак, в процессе обучения по методике Н.А.Зайцева у ребёнка:

  • формируются межанализаторные и межполушарные взаимосвязи;
  • реализуется интегративная функция мозга;
  • максимально реализуются способности и творческие возможности ребёнка.

Таким образом, решается проблема несформированности процессов чтения и письма, причиной которой является рассогласование взаимосвязи между анализаторными системами: слухо-моторной, слухо-зрительной, оптико-пространственной и т.д.

Основной принцип обучения «по Зайцеву»:

«От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому»

что как нельзя лучше соответствует принципам коррекционной педагогики.

Литература

  1. Ахмылова Н.В., «Учимся читать с удовольствием!», М., «Гном и Д», 2006 г.;
  2. Белякова Л.И., Филатова Ю.О., «Классификация речевых нарушений в отечественной и зарубежной традиции», ж. «Дефектология», 2007 г., № 5;
  3. Белякова Л.И., Филатова Ю.О., «Значение анамнестических сведений о раннем периоде речевого онтогенеза для выбора стратегии и тактики коррекционного обучения», сб. «Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ» под ред. Иншаковой О.Б., М., «НИИ школьных технологий», 2008 г.;
  4. Данилова Л., «Кубики Зайцева в семье», С.-Пб., «Нева», М., «Олма - пресс», 2003 г.;
  5. Егоров Т.Г., «Очерки психологии обучения чтению», М., 1963 г.;
  6. Зайцев Н.А., «Грамотный малыш», ж. «Мама и малыш», № 10, 2004 г.;
  7. Зайцев Н.А., «Письмо. Чтение. Счёт», С.-Пб., «Лань», 1997 г.;
  8. Зайцев Н.А., «Учебник для родителей, воспитателей, учителей»,
    С.-Пб., 2006 г.;
  9. Лалаева Р.И., «Нарушения чтения», С.-Пб., «Союз», 1998 г.;
  10. Панина О.П., «Использование методики Н.А.Зайцева при обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи», ж. «Логопед», № 2, 2007 г.