Пальчиковые краски в коррекционной педагогике

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика

Классы: д/с, 1

Ключевые слова: рисование пальчиками


Не секрет, что занятия творчеством обогащают внутренний мир как взрослого, так и ребенка. И занятия изобразительным искусством - одно из главных направлений работы коррекционного педагога. Сегодня хотелось бы поговорить о рисовании. И не простом рисовании, а о пальчиковом. «Синий, красный, голубой, зеленый, - сколько красок на земле огромной...» строки песни приходят на ум, когда достаёшь краски, чтоб заняться с ребенком творчеством. Такие занятия делают нашу жизнь ярче, интереснее, настраивают наши мысли и эмоции на позитив. А если речь идет о нетрадиционных техниках рисования, таких как пальчиковое рисование, то интереснее вдвойне. Можно много говорить о пользе этого веселого совместного времяпрепровождения: это и яркие эмоции, и снятие психофизического напряжения, и сенсорное развитие, терапевтический эффект, стимуляция воображения, ну и, несомненно, развитие мелкой моторики. Великий советский педагог В.А.Сухомлинский говорил, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». Развивая различными способами моторику пальчиков, мы развиваем интеллект ребенка. А это основная задача коррекционной педагогики.

С чего же начинать? Конечно же, с приобретения красок. Пальчиковые краски можно приобрести в магазине. Также можно развести водой гуашь, если очень хочется творить, а красок под рукой нет. И это будет вполне достойной заменой покупным пальчиковым краскам. Для занятий помимо красок необходимо иметь бумажную основу, влажные салфетки, воду. А воображение вам подскажет, что делать.

Как же научить ребенка рисовать пальцами?

  • Можно показать малышу, как поставить кляксу, провести линию, сделать ручеек краски от одного пятна к другому.
  • Можно поставить на листе точки разного размера, из которых можно сделать гусеницу, виноград или рябину.
  • Можно рисовать линии и геометрические фигуры. Если сложить пальцы в пучок и приложить к бумаге, получится цветы или снежника.
  • Детям постарше можно предлагать не просто чистый лист, а незакрашенные картинки. Таким образом они учатся чувствовать границы рисунка;
  • Методы и приемы могут быть самыми разнообразными и ограничиваться фантазией участников процесса.

Из своего личного опыта работы могу сказать, что с большим успехом проходят коллективные занятия, когда в качестве бумажной основы можно взять рулон неиспользованных обоев и на нем коллективно создать целый сюжет. Когда в творческом процессе задействованы взрослые и дети, когда все «заражены» радостью процесса, результат получается потрясающий.

В качестве дополнительных советов можно сказать следующее:

  • заранее позаботьтесь о готовности рабочего места и будьте морально готовы перепачкаться в красках
  • вносите в занятия сюрпризный момент. Пусть всегда будет маленькая интрига, что же ждет ребенка?
  • никакого принуждения. Только хорошее настроение и предвкушение радости!

Занятия рисованием при помощи пальчиковых красок универсальны для любого возраста детей. Они могут быть прекрасным помощником педагага при работе с детьми с ТМНР. И результат не заставит пебя долго ждать. Пробуйте и у вас все получится!