Ежедневный комплекс упражнений для поддержания и стимуляции познавательной и речевой активности, стабилизация психоэмоционального состояния детей и подростков среднего школьного возраста, проходящих длительное лечение в условиях стационара

Разделы: Коррекционная педагогика


Анализируя контингент учащихся среднего школьного звена, получающих психолого-педагогическую и социальную помощь в Городском психолого-педагогическом центре Департамента образования и науки города Москвы мы выделили категорию детей предподросткового и подросткового возраста, длительное время находившихся на стационарном лечении.

По результатам психологической, дефектологической и логопедической диагностик у большей части детей данной группы были выявлены общее замедление темпа деятельности, снижение мотивации к обучению, пробелы в усвоении программного материала, трудности сосредоточения и концентрации внимания, увеличение ориентировочного этапа при выполнении заданий, нарушение целенаправленности деятельности, трудности удержания программы деятельности, слабость мнестической деятельности, ограниченность лексических средств абстрактного характера, снижение регулятивных функций, снижение качества графо-моторных навыков. С целью уменьшения негативных последствий серьёзного заболевания и долгого пребывания в стационаре, мы предлагаем использовать в работе с детьми комплекс ежедневных упражнений для поддержания стимуляции познавательной и учебной деятельности и составляющих её высших психических функций. Также при систематическом применении комплекса дети смогут лучше обозначать словами свои чувства и эмоции. Такая практика сможет положительно повлиять на адаптацию к дальнейшему обучению в школе, после окончания лечения.

Важно, что содержание заданий не базируется на материалах школьной программы, и, поэтому, недостаточное владение школьными знаниями не будет провоцировать негативные проявления личностных комплексов учащихся по поводу неуспешности в обучении. Но отсутствие систематичности обучения может повлиять на уровень комфортности их существования в образовательной среде. Добавим, что содержание данного комплекса упражнений регулярно применяется на психолого-педагогических консилиумах центра при обследовании детей подросткового и предподросткового возраста, а также на коррекционных занятиях с данной возрастной категорией. Еще одним преимуществом комплекса является отсутствие обязательного применения специальных технических средств, поэтому его можно проводить и в больничной палате, и в холле, и во время прогулки. Специалисту понадобится только папка с файлами и блокнот с простым карандашом.

Все упражнения сгруппированы в функциональные блоки: концентрация внимания, артикулирование и слухо-моторная координация, мыслительные операции, алгоритмизация, вербализация и саморегуляция. В рамках одного занятия ребёнку предлагается выполнить пять упражнений, по одному из каждого блока. рекомендованную последовательность которых необходимо соблюдать. Таким образом, продолжительность одного занятия составит примерно десять минут.

Задания на тренировку общей концентрации внимания должны начинать комплекс упражнений, так как способствуют активации работы анализаторных систем. Вот их достаточно широкий перечень: зрительное прохождение графических лабиринтов, полихроматических тестов, числовых, разноцветных модификаций таблиц Шульте, совмещающих латинские и русские буквы. Для чтения можно использовать, деформированные тексты. Это тексты, не разделенные на предложения, либо имеющие грамматические погрешности в виде неверных вариантов употребления времени, числа, лица, вида глаголов, неверно согласованных в роде, числе и падеже словосочетаний прилагательных и существительных, нарушений норм склонения числительных, нарушенных логически или грамматически предложно-падежных конструкций и т.д. Можно предложить также использовать для чтения тексты, включающие различные шрифты. Воспроизведение сложных по структуре малочастотных слов и звукокомплексов, подсчет слуховых и тактильных сигналов, например таких, как стук, хлопок, прикосновение, предъявляемых с неравномерными интервалами, определение локализации в пространстве звука колокольчика или шёпотной речи также требуют высокой концентрации слухового внимания Для развития зрительного внимания используются задания, в которых необходимо как можно быстрее найти отличия в паре изображений, определить количество заданного символа в ряду схожих с ним или в строках с интервальным расположением. Можно использовать также классические приемы выделения слов среди букв.

Другим вариантом разминки будут активное артикулирование и слухо-моторная координация. Эти процессы также подразумевают высокую сосредоточенность внимания и необходимость волевого усилия Педагог может провести короткую артикуляционную тренировку со скороговорками или слогами, требующими артикуляционных переключений. Использование слоговых ритмизированных и вокализированных серий, особенно с двигательным сопровождением, схожие с актерскими практиками, часто вызывают положительные детские эмоции. Составляющей артикуляционной разминки является чтение слоговых цепочек с произвольным смещением ударения. Высокий интерес и азарт у детей, по нашему опыту, вызывают задания на графическое воспроизведение ритмических серий и, наоборот, воспроизведение ритмико-интонационных серий по графической схеме, угадывание мелодии по ритмическому рисунку и т.д.

Третье упражнение комплекса направлено на функцию невербального зрительно-пространственного анализирования и синтезирования ребенка. К примеру, его просят сосчитать или просто показать определенные составляющие элементы в фигуре, по типу пространственных комбинаций и уникубов Никитина, фигур тестов Готшальдта, тетрисов и т.д. На вербальном уровне систематическая тренировка в понимании логико-грамматических, логико-временных и инверсированных конструкций ускоряет процессы анализа и синтеза поступающей информации, как при устных, так и при письменных формах речи. Задания на нахождения ошибки в формулировке сложной предложно-падежной конструкции, в проверке понимании последовательности событий или обстоятельственных значений во фразах со сложной подчинительной связью также активизируют импрессивную речь и речевое мышление.

Далее, после достаточно сложной речевой аналитической деятельности, желательно предложить ребенку упражнения невербального характера, направленные на установление закономерности и ее удержание. Например, ребенку может быть предложено продолжить сложные графических узоров с заданным алгоритмом, но это должны быть варианты стилизованных росчерков, орнаментов, сложных штриховок, продолжений числовых рядов, где определение последующих чисел зависит от правильно установленной закономерности ряда. Также обучающее применение матриц Равена и их модификаций эффективно активизирует невербальный интеллект и волевое усилие. Педагогу необходимо психологически тонко организовать ситуацию соревнования или фиксации успешных решений [1].

Объединяющим принципом проведения и применения данного комплекса являются обязательное комментирование ребенком собственного процесса выполнения упражнений. Как уже отмечалось, речевой материал заданий для детей старшего школьного возраст мы подбираем таким образом, чтобы он включал лексические средства абстрактного характера с целью расширения их словаря эмоций, чувств, развития умение рассказывать о себе, о людях, о героях фильмов и литературных произведений [6]. Ребенок проговаривает свои действия, предположения, сомнения, затруднения и результаты. Такое речевое сопровождение способствует развитию чёткости собственных формулировок, точности их грамматического оформления, увеличению объёма фразы, а также поддерживает самоконтроль. Поэтому эти задания мы обозначаем как блок вербализации и саморегуляции. Детям предлагается исправлять речевые ошибки, контролировать выполнением любого задания педагогом, комментировать содержание картины с проблемным сюжетом или текста со скрытым смыслом и другие задания творческого характера.

В качестве дополнительных заданий в коррекционно-развивающей работе могут быть игры на символизации и ассоциации, провести которые педагог может сразу с несколькими детьми. Например, им предлагается выбрать картинку к заданному слову: счастье, безмятежность, сон, одарённость, покой, волнение или самим придумать однословные абстрактные названия к изображениям. Также можно попросить детей узнать изображение в ряду других по описанию конкретной ситуации или по ассоциации с литературным произведением. Запоминание нескольких картин с помощью схематичного символического изображения, описание сюжета картины только наречиями, либо только глаголами, только прилагательными будут интересными вариантами заданий для группы игроков. С такой целью нами успешно использовались настольные игры серии Диксит [4].

Вышеперечисленные навыки необходимы в процессе обучения и усвоения новых знаний. Поэтому необходимо развивать и совершенствовать их в любых жизненных обстоятельствах. Такие систематические ежедневные упражнения поспособствуют благополучной адаптации к дальнейшему получению основного общего образования в стандартных условиях.

Примеры заданий

Концентрация внимания

Как можно точнее повторить «квазислова»:
ркагралнамна, гроклафриври, кичухачки, фральгрестродро, …

Артикуляция

Воспроизвести слоговоую последовательность:
апст-ольк-тнА-тпэ, вздри-кчи-гло-птА

Мышление

Установить аналогиию:
компьютер / жесткий диск = человек (голова, руки этом мозг, тело)

Выделить лишнее слово:
бесшабашный, легкомысленный, решительный, беспечный

Вербализация

Исправить ошибку:
Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах. Затянувшее тучами небо повисло над лесом.

Текст со скрытым смыслом [5]:

Кедр
Притча от Леонардо да Винчи

В одном саду рос кедр. С каждым годом он мужал и становился всё выше и краше. Его пышная крона царственно возвышалась над остальными деревьями и отбрасывала на них густую тень. Но чем больше он разрастался и тянулся вверх, тем сильнее в нём росло непомерное высокомерие. С презреньем поглядывая на всех свысока, однажды он повелительно крикнул:

- Уберите прочь этот жалкий орешник! - И дерево было срублено под корень.

- Освободите меня от соседства несносной смоковницы! Она докучает мне своим глупым видом, - приказал в другой раз капризный кедр, и смоковницу постигла та же участь.

Довольный собой, горделиво покачивая ветвями, спесивый красавец никак не унимался:

- Очистите вокруг меня место от старых груш и яблонь! - и деревья пошли на дрова.

Так неугомонный кедр повелел истребить одно за другим все деревья, став полновластным хозяином в саду, от былой красы которого остались одни пни.

Но однажды разразился сильный ураган. Зазнавшийся кедр изо всех сил противился ему, крепко держась за землю мощными корнями. А ветер, не встретив на своём пути других деревьев, беспрепятственно набрасывался на одиноко стоящего красавца, нещадно ломая, круша и пригибая его книзу. Наконец истерзанный кедр не выдержал яростных ударов, треснул и повалился наземь…

Алгоритмизация

Продолжить ряд:
9 7 10 8 11 9 12 ... В этом ряду поочередно отнимается 2 и прибавляется 3. Следующее число должно быть 10.

Литература

  1. Комплекс методик для исследования познавательной сферы подростков c трудностями в обучении. Учебно-методическое пособие; Ижевск 2016.
  2. М.Н.Ильина. Психологическая оценка интеллекта у детей. - СПб.: Питер, 2006.
  3. Блог репетиторов http://www.bormotuhi.net/showthread.php?t=3318
  4. Настольная игра. Диксит Автор: Жан-Луи Рубира, Иллюстртор: Мари Кардуа Издание: Libellud Перевод: Александр Пешков
  5. Притчи и рассказы со скрытым смыслом. https://repetit.ru/blog/articles/analiz-sintez-analogiya-i-drugie-myslitelnye-operacii/
  6. Институт детства ФГБОУ ВО МПГУ, центр психологического развития и комплексной психокоррекции «Лиловый слон» (г. Москва). Творческий проект сотрудников ГППЦ ДОНМ Ширяевой И.А., Ермаковой С.С, Меркуловой О.И. «Обследование лексических средств языка у четвероклассников массовых школ в целях выявления уровня сформированности вербального интеллекта, коммуникативных навыков и нравственно-духовных представлений» победителей третьей степени в профессиональном голосовании Международного фестиваля «Дети радуги: социализация и развитие коммуникативных способностей».
  7. https://drive.google.com/file/d/1Yg0oeWyFLWDZvfdmZfJtQGTTuk5birC1/view