Особенности развития речи детей с нарушениями слуха

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: дети с нарушением слуха


Потеря слуха не может служить препятствием к всестороннему развитию человека. Ребенок с нарушенным слухом обладает возможностями стать социально полноценной личностью. Необходимым условием для этого является обучение его словесной речи. В отличие от речи слышащего, речь детей с нарушением слуха формируется в условиях специального обучения. Особенности речи неслышащих детей зависят от возраста, с которого началось обучение, характера дефекта, методов и эффективности педагогического воздействия.

Так как речь у глухого ребенка самостоятельно не формируется, ему необходимо приобрести речевой опыт, научиться пользоваться словесной речью в общении с окружающими. Поэтому работа над развитием речи осуществляется на всех занятиях и в повседневной деятельности.

В отличие от глухого, речь у слабослышащего может развиваться самостоятельно, но в искаженном виде. Нарушено произношение, своеобразно развивается словарный запас и грамматический строй, наблюдается ограниченное и неправильное понимание речи окружающих и затруднения в восприятии смысла читаемого текста. Все перечисленное сказывается на письменной речи. С особыми трудностями эти дети овладевают выражением своих мыслей. Для них характерны некоторые особенности, иногда приобретающие характер стойких отклонений от языковой нормы и сохраняющиеся достаточно долго. В первую очередь - это словарь слабослышащих детей. По объему он ограничен. Это касается и пассивного (понимание слов) и активного (использование в речи) словаря. Их объем практически совпадает, то есть Ребенок хорошо понимает те слова, которые использует в своей речи. В норме пассивный словарь гораздо больше активного. Запас слов у слабослышащего минимален. Иногда не умеет назвать предметы ближайшего обихода.

Речевое развитие дошкольников с нарушениями слуха является многоплановым процессом. И в дошкольном учреждении, и в семье должны быть предусмотрены условия, обеспечивающие различные стороны этого процесса. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, реальное ее использование в условиях общения является организация слухоречевой среды в группе детского сад и в семье.

Создание слухоречевой среды предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком с нарушенным слухом, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. В создании этой среды участвуют, прежде всего педагоги группы, сотрудники дошкольного учреждения, родители, другие взрослые, вступающие в постоянное общение с ребенком.

Основные условия создания слухоречевой среды:

  • мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;
  • формирование у детей потребности в речевом общении;
  • поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни были их уровень, побуждение детей к активному применению речи;
  • использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения;
  • контроль за речью детей со стороны взрослых;
  • соблюдение единых требований к речи взрослых.

Речевое развитие детей происходит в процессе овладения различными видами деятельности (в игре, изобразительной деятельности, труде, конструировании) на занятиях и в свободной деятельности, также в ходе ознакомления с окружающим миром.

Коррекционно-воспитательная работа со слабослышащими и глухими детьми осуществляется на специальных занятиях по развитию речи, занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношения, занятия по обучению грамоте, чтению и письму. На всех видах занятий обязательно используется остаточный слух детей, который усиливают с помощью специальной аппаратуры.

Занятия по развитию речи являются основной формой развитии речи у глухих и слабослышащих дошкольников, так как в задачи этих занятий входят координация всей работы по развитию речи, приведение в систему речевого материала, усваиваемого в разных условиях. На этих занятиях решаются специальные задачи: усвоение значений слов и фраз; формирование разных форм речи (устной, письменной) и в связи с этим развитие разных видов речевой деятельности (слухо - зрительного и слухового восприятия устной речи, говорения, чтения, письма); развитие связной речи.

Основной задачей на занятиях по развитию слухового восприятия является развитие остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний.

На занятиях по обучению произношению основной задачей является создание у детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха потребности в устном общении, формирование внятной, максимально приближённой к естественной устной речи.

В соответствии с возрастными особенностями и генетическими закономерностями усвоения языка выделяются этапы речевого развития детей в процессе целенаправленного обучения (Л.П.Носкова, 1993).

Первый этап - от начала обучения до четырех лет. Он характеризуется глобальным (целостным) восприятием различных явлений, в том числе и речи. В развитии речи ребенка этот этап характеризуется предъявлением речевых единиц для глобального восприятия в устной и письменной речи. В работе с детьми этого возраста основными видами речевой деятельности являются слушание, слухо-зрительное восприятие слов и фраз, глобальное чтение табличек. В собственной речи детей на этом этапе характерны приближенность и опора на целостные единицы. Поэтому детей побуждают к приближенному произнесению слов и фраз: они могут воспроизводить слова и фразы приближенно, усеченно. Однако, несмотря на неполноту звукового состава, взрослые ориентируют детей не на говорение отдельных слогов или произнесение звуков, а на целостное воспроизведение слов.

В письменной речи дети усваивают глобальный способ восприятия графических образов слов: внимание в процессе глобального чтения фиксируется на целостности слова, его длине, а не на отдельных буквах. На данном этапе начинается обучение письму печатными буквами, которое носит характер списывания, с ориентацией ребенка не на выделение отдельных букв, а на общий образ слова и уточнение его значения.

В соответствии с глобальным этапом овладения различными формами речи применяют и разные методы, в основе которых лежит использование подражания, работа по образцу. К ним относятся всевозможные дидактические игры, в процессе которых дети отраженно или сопряженно-отраженно воспроизводят слова и фразы либо учатся различать их на основе слухо-зрительного восприятия устной речи, подкрепленного глобальным восприятием письменной речи.

Второй этап - от четырех до шести лет. Он предполагает постепенный переход от целостного восприятия к анализу речевого материала. В ходе глобального восприятия формируются элементы анализа речевых единиц, что связано с большим вниманием детей к отдельным звукам, буквам. Более высокий уровень анализа устной речи связан с необходимостью уточнения звукового состава, с улучшением качества произношения.

При формировании произношения большое значение принадлежит фонетической ритмике.

Третий этап - от шести до семи лет, предполагает углубление анализа речевого материала как при восприятии, так и при его воспроизведении. На этом этапе повышается уровень анализа устной речи, что связано с вызыванием и постановкой звуков, автоматизацией их на уровне слогов, слов, предложений. Уточнение звуковой структуры слов происходит в процессе слушания, слухо-зрительного восприятия, в некоторых случаях - в ходе устно-дактильного проговаривания.

Так же на данном этапе совершенствуются навыки аналитического чтения, дети полностью овладевают техникой чтения. Основное внимание придается осознанию прочитанного, анализу текста. Анализ усвоенного речевого материала дополняется собственным письмом детей. Для уточнения буквенного состава слов и фраз, а также орфографических норм может использоваться устное проговаривание.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что одним из основных условий овладения речью детьми с нарушениями слуха является создание речевой среды, чтобы необходимый для усвоения детьми речевой материал постоянно употреблялся взрослыми в разных ситуациях и повторялся детьми вслед за взрослыми или самостоятельно в соответствии с деятельностью.

Речь детей с нарушением слуха формируется на основе подражания речи взрослых при многократном повторении ими одного и того же речевого материала в разных вариантах и в условиях различной деятельности с включением слов и фраз, подсказанных ситуацией. Часто употребляемые взрослыми в речевом общении с детьми слова и фразы переходят в активный словарь детей. У ребёнка вырабатывается навык проговаривания вслух всего необходимого речевого материала. Потребность в словесном общении появляется у детей по мере накопления словаря и повышения уровня общего развития.

Список использованной литературы

  1. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. - М.: «Просвещение», 1969.
  2. Носкова Л.П. Развитие речи детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. - М., 1993.
  3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. - М.: «Владос», 2001.