Поведение детей - это именно то, на что чаще всего жалуются родители, воспитатели, учителя при обращении к психологу.
Нарушение поведения причина многих трудностей в развитии ребенка. Сдерживают приобретение им навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают не благоприятное воздействие на его здоровье. Жизнь такого ребенка протекает в обстановке конфликтов, упреков и порицаний. Он слышит бесконечные требования вести себя «хорошо», «правильно», «как полагается». Нередко к нему применяют моральные и физические наказания. Все это не способствует исправлению поведения, но больше ухудшает его и, может привести к искаженному (патохарактерологическому) развитию личности.
Рост числа детей с нарушениями поведения определяет повышенный интерес специалистов к созданию и внедрению в практику эффективных профилактических и коррекционных программ. В последнее время работа с детьми старших возрастных групп, с ярко выраженными поведенческими проблемами, стала оцениваться как чрезмерно затратная и малоэффективная, акцент сместился на разработку профилактических и коррекционных программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, осознается необходимость вмешательства в социальное окружение ребенка, прежде всего в семью, детский сад, школу, влияние которых может конкурировать с негативным влиянием неблагоприятных факторов и способствовать позитивным сдвигам в поведении ребенка.
Становление полноценными родителями - кропотливый и нелегкий процесс. Важнейшим показателем качества родительства является педагогическая компетентность, проявляющаяся в гибкости, адаптивности, изобретательности их родительской позиции, что предполагает осознание своей воспитательной роли, собственного опыта взаимоотношений с ребенком. Для этого родители должны переосмыслить свои воспитательные установки и стереотипы мышления, раскрыть свои внутренние резервы. Это понятие предполагает умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины своих удач и просчетов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его особенностям и конкретной ситуации. По данным исследований, по мере принятия и осмысления родителями своих взаимоотношений с ребенком у них происходят позитивные личностные изменения, предполагающие, в свою очередь, коррекцию детско-родительских взаимоотношений, нормализацию эмоционального самочувствия детей.
Изучая проблему и опыт работы было отрадно осознавать, что данная тема волнует многих специалистов. В последнее время появилось много новых публикаций по исследованиям в области детско - родительских отношений и нормализации эмоционального самочувствия детей (Арнаутова Е.П, Л.А.Абрамян, О.Л.Зверева, А.Я.Варга и пр.)
Авторы этих исследований указывают на необходимость использования в работе педагогов методов игрового моделирования родительского поведения с целью развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов. Использование тренинговых игровых упражнений и заданий позволяет им дать оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, увидеть между ними разницу, выбрать более удачные, заменить не желательные формы обращения на конструктивные.
Комплексная программа «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» Е.К.Лютовой и Г.Б.Мониной раскрывает идею важности и необходимости комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей, считая его наиболее эффективным. Авторы предлагают такую современную форму работы, как тренинги, дают описание взаимодействия, программы тренинга, игры с «особыми детьми», в зависимости от вида неконструктивного поведения: агрессии, гиперактивности, тревожности, аутичности.
профилактики неконструктивного поведения детей не отвечает в полной мере современным требованиям, предъявляемым к детям дошкольного возраста в процессе становления их личности и социализации в условиях новой организации обучения, воспитания.
Прежде всего, это касается недостаточной разработанностью методов и технологий профилактики неконструктивного поведения детей, включенных в дошкольные и школьные образовательные учреждения. В этом отношении необходима планомерная и системная работа дошкольных, школьных психологов, педагогов, родителей учеников и общественных организаций. (Д.И.Фельдштейн, И.В.Дубровина, С.А.Беличева, А.А.Реан, Э.Г.Эйдемиллер и др.). К числу факторов, затрудняющих эффективность психологической профилактики некорректного поведения детей следует отнести слабую разработанность диагностического инструментария и суженность предмета и объекта исследования. В отечественной психологической науке в проблеме неконструктивного поведения, основное внимание уделяется психологическим аспектам «трудных» детей, (межличностные отношения с родителями, сверстниками их положения в среде обучения, развития и неформального взаимодействия) и индивидуально-личностным (самосознание, мотивационная и познавательная сферы, особенности личностного развития и др.). Данные аспекты довольно полно отражены в работах Д.И.Фельдштейна, Л.И.Божович, И.В.Дубровиной, А.Е.Личко, Я.Л.Коломинского, В.В.Новикова, А.А.Реан, И.С.Кон, В.В.Ковалев, Ю.А.Клейберга, М.А.Ковальчук, В.А.Худик, Е.В.Змановской и др.).
Многие аспекты психологической профилактики неконструктивного поведения стоит изучать в дошкольном возрасте. Как известно, дети дошкольного возраста характеризуются высокой психологической восприимчивостью, вариативностью и пластичностью. Вместе с тем, исходя из ведущей деятельности и социальной ситуации развития, было бы неадекватно говорить о феноменах некорректного поведения у дошкольников.
Цель исследования: Оказать помощь родителям и педагогам в выборе правильной стратегии поведения для решения проблем детской дисциплины;
Научить детей способам контроля своего эмоционального состояния и помочь освоить позитивные формы общения со сверстниками и взрослыми;
Изучение психологических проявлений неконструктивного поведения в группах ДОУ и возможностей его психологической профилактики.
Критерии эффективности программы:
- снижение степени выраженности неконструктивных форм поведения детей;
- инамика снижения количества характеристик поведения детей, являющихся проблемой для родителей;
- освоение детьми позитивных форм общения со взрослыми и детьми;
- выбор взрослыми правильной стратегии воспитания ребенка, повышение гибкости их позиции, формирование нового видения привычных способов взаимодействия с ребенком.
Задачи:
- Помочь детям в накоплении опыта положительного произвольного поведения
- Помочь родителям осознать собственную воспитательную позицию в ситуациях затруднительного общения с ребенком, когда он «сводит взрослого с ума»
- Определить семейные ситуации, способствующие проявлению неконструктивного поведения детей в группах ДОУ
- Выявить специфические психологические критерии неконструктивного поведения в дошкольных группах
- Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком
Причины плохого поведения ребенка.
- Ссоры из-за ревности ребенка
- Отвержение ребенка по причине физических недостатков
- Патология беременности и родов
- Неадекватная родительская отзывчивость
- Трагедии семьи
- Родительские взгляды на проблемы воспитания
- Неправильное выполнение роли матери и отца
Цели плохого поведения:
- Внимание - утвердиться в группе
- Власть - добиться желаемого
- Месть - осознанное желание причинить вред, т.е. сведение счетов
- Уклонение - избежание неуспеха, (демонстрация не способности, никчемности)
Методы и техники, используемые в программе:
- Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
- Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
- Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
- Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
- Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
- Игровое моделирование. Способствует переосмыслению своего поведения в различных ситуациях общения с детьми и взрослыми.
Выявление негативных влияний затруднено, прежде всего, потому что они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, действующих с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения: человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Ананьев Б.Г. «О человеке, как объекте и субъекте воспитания».