Неделя географии в коррекционной школе «Наша удивительная Планета»

Разделы: География, Коррекционная педагогика


Цель: Посредством влияния «Недели географии» на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету повышать их образовательный уровень, самостоятельность и творчество.

Принцип проведения недели: каждый учащийся является активным участником всех событий Недели. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.

Прогнозируемый результат:

  • приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях;
  • развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, уступчивости, инициативности, терпимости;
  • развитие осознанных мотивов учения, побуждающих к активной познавательной деятельности.

Формы взаимодействия в процессе проведения Недели были разнообразны: - викторины, игры;

  • конкурсы;
  • путешествия;
  • беседы, сообщения;
  • акции.

Предметная неделя - одна из форм активизации учебной деятельности учащихся. Через игровые формы внеклассных и внеурочных мероприятий обучаемые привлекаются к углубленному изучению предмета. Такой вид внеклассной работы нацелен на формирование познавательных интересов, повышение общеобразовательного уровня, развития творческой активности обучающихся. Достоинством проведения предметной недели является создание благоприятной творческой атмосферы и привлечение внимания к учебному предмету.

ПЛАН

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Открытие недели географии.

  • сообщения на уроках географии на тему: «Наша удивительная планета»; рассказать ребятам, что будет входить в неделю, какие мероприятия, как в них принять участие.
  • с ребятами 9 класса и 10 класса обсудить план мероприятия, выбрать ведущих-учеников желающих, оказать помощь учителю в проведении мероприятий.
  • оформить плакат «Знаменательные календарные дни», связанные с природой, экологией, географией.
  • подключить в работу школьную библиотеку, в проведении мероприятий, оформление книжных выставок.
  • оформить стенд с рисунками «Морские обитатели»

(До начала проведения недели был объявлен конкурс рисунков «Морские обитатели». Ребята из 5-9 классов с удовольствием приняли участие в этом мероприятии. Был оформлен стенд)

В течение недели в школе пройдут разнообразные мероприятия, в ходе которых можно будет узнать много нового и интересного о нашей удивительной планете. Также мы попробуем выявить самых сообразительных и находчивых ребят, лучших знатоков природы. За активное участие во всех мероприятиях, которые будут зарабатывать отличные оценки.

Географическая разминка «Гонка за лидером». (проводится в первый день на уроках географии)

Весёлые вопросы могут вызвать у ребят живой интерес и каждый сможет оценить свои знания на практике, показать эрудицию и смекалку и получить баллы-фишки)

Вопросы:

- В тундре за короткое прохладное лето успевает оттаять лишь самый верхний слой почвы. А слой твердый, как камень, с прожилками льда, лежащий под ним, называется... (вечной мерзлотой).

- Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? (Нет. Белый медведь живет на Северном полюсе, а пингвин - на Южном.)

- Самая плодородная почва. (Чернозем.)

- Эта климатическая зона напоминает огромный пляж. (Пустыня.)

- В полярных районах нашей планеты можно наблюдать это необыкновенно красивое явление природы. (Северное сияние.)

- В какой стране находится одно из семи чудес света - всемирно известные пирамиды? (В Египте.)

- Какой город имеет название, совпадающее с названием хищной птицы? (Орел.)

- Назовите самый маленький и холодный океан. (Северный Ледовитый.)

- Название какого государства совпадает с названием головного убора? (Панама.)

- Это единственный континент в мире, на котором совершенно нет растительности. (Антарктида.)

- Только на этом континенте живут сумчатые животные. Кроме того, здесь находится лишь одно государство. (Австралия.)

- Родина футбола и баскетбола. (Англия.)

- Самая длинная река в мире. (Нил.)

- Естественная граница между Европой и Азией находится на территории нашей страны. А знаешь ли ты, где проходит эта граница? (По Уральским горам.)

- Очень интересные названия дают люди рекам, городам и озерам. Часто эти названия связаны с именами людей. Назовите человеческие имена на карте. (Города Анна, Лида, реки Лена, Яна, город Владимир, озеро Виктория.)

- Самое глубокое озеро в мире, в которое впадает множество рек, а вытекает лишь одна - Ангара. (Байкал.)

- Назовите «цветные» моря. (Черное, Белое, Красное, Желтое.)

- Дикое хищное животное с пушистым рыжим хвостом. (лиса)

- Птичий домик. (гнездо)

- Дерево-символ нашей Родины. (берёза)

- Ночная птица. (сова)

- Нос птицы. (клюв)

- Ребёнок кошки. (котёнок)

- Курица мужского рода. (петух)

- Кто спит под своими ушами. (заяц)

- Зимнее логово медведя (берлога)

- Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. Что за птица? (сорока)

- Колобок, обросший иголками. (ёжик)

- Что случается с пчелой после того, как ужалит? (умирает)

- Двоюродные братья зайцев. (кролики)

- Чем больше колец, тем старше жилец. (дерево)

- Маленькая, лёгонькая, а за хвост не поднимешь. (ящерица)

- Кто спит вниз головой? (летучая мышь)

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Мероприятие для начальных классов. (объединили два Международных праздника «День кита» и «День дельфинов»)

- Краткое сообщение ребятам о китах и дельфинах, их обитание, значение для людей, сохранение на планете. Рассказать, что дельфины обитают и у нас в Черном море.

- Показ видео о китах, дельфинах.

- Нарисовать с детьми китов и дельфинов (если кто не умеет рисовать совсем, то использовать раскраску, кто не хочет рисовать- предложить собрать пазлы.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

«В царстве Нептуна и Водяного» (посвященный Международному дню Черного моря - 31 октября)

  • выставка морских обитателей (раковин моллюсков, морских звезд, поделок из раковин и пр.);
  • сообщение ребят интересной информации о море;
  • конкурс рисунков,
  • увлекательнейшее виртуальное путешествие в подводный мир, просмотрев видеофильм «Коралловый рай» или подводный мир Черного моря.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

В гостях у океанов «Океаны на глобусе и карте» (урок связан с Всемирным днем океанов - 8 июня)

  • выставка книг авторов, которые в своих произведениях описывали мир океанов.
  • для начальных классов показать фильм или мультфильмы связанные с животным и растительным миром океанов.
  • урок «Океаны на глобусе и карте».

Совершив экскурсию по уроку, учащиеся познакомились с понятием Мировой океан, у ребят сформировались более точные географические представления о расположении на глобусе и карте полушарий; познакомились с подводным миром.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ

Экологическая сказка «Колобок»

Цель: воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за нее.

Оборудование: костюмы бабки, дедка, колобка, медведя, лисы, волка, зайца, домик плоскостной, для Медведя-рыбака - речка из ткани, удочка, ботинок, мусор (бумажки, банки, фантики), для Зайца - поляна с ромашками (искусственные цветы), для Волка - «свалка» (имитирующая мусор), березка, пенечки, презентация со знаками поведения в лесу, мультимедийная установка.

Музыкальный зал оформляется по содержанию сказки.

Ведущий: - В обыкновенном доме жили-были дед да баба. Испекла баба деду колобок и положила остужать на окно. Сидит колобок на окне и поет песню.

Колобок:

Отравленный туман
Над домом проплывает
Из кочегарки дым
Над нами пролетает
Вся копоть пыль и грязь
На легких оседает
И газом выхлопным
Фырчит автомобиль
Ап - чхи…!

Колобок: - Уйду на чистый воздух в лес.

Ведущий: - Покатился колобок по улицам к лесу, потом по лесной тропинке скатился под горку и оказался на полянке … И увидел такое, что сердце защемило, плохо стало.

Заяц: - Что с тобой колобок? Почему ты плачешь?

Колобок:

- Ромашки сорваны и тут же брошены.
А как хотелось им еще цвести
Зачем загублены цветы хорошие
Природа этого нам не простит.

Заяц: - Не плачь колобок, может найдутся люди добрые помогут нам.

Ведущий: (вывешивается знак)

- «Пусть запомнят все друзья, много рвать цветов нельзя».

Покатился колобок дальше, катится прямо к речке. А там медведь рыбу ловит.

Колобок: - Здравствуй, медведь!

- Что делаешь?

Медведь: - Рыбу ловлю (вытаскивает башмак и поет). На мотив: «Не жалею, не зову, не плачу»

Я теперь скупее стал в желаниях
Не хочу из речки воду пить
Засорили речку всякой дрянью
Даже рыбам стало трудно жить.

Ведущий: (вывешивается знак) - «Пусть запомнят все друзья, речку засорять нельзя».

Покатился колобок дальше по тропинке. Катится между елками, между березками. Покатился с горки бух-бабах! Очутился на свалке.

Волк: - Здравствуй, Колобок!

- Что ты тут делаешь?

Колобок: - Захотелось погулять, свежим воздухом подышать, а тут такое…

Когда я с горочки спустился
Я был всему безумно рад
Но вдруг на свалке очутился
И еле выбрался назад.

Ведущий: (вывешивается знак) - «Пусть запомнят все друзья, в лесу мусорить нельзя!».

Покатился Колобок дальше. Навстречу ему лиса.

Лиса:

- Здравствуй милый!
Что это с тобой?
Я тебя совсем не узнаю.
Почему чумазенький такой?
Я тебя такого не люблю.

Колобок:

- Я колобок, колобок
Я от бабушки сбежал
На природе я гулял
И такое увидал…
Речку засорили
Лес захламили
Цветы погубили
Хочу к бабушке обратно.
Деду, бабе расскажу
Может, найдутся добрые люди
Наведут порядок.

Лиса:

- Ах, вот ты какой
Не съем тебя
Катись своей дорогой
Может и мне будет от этого польза.

Все актеры: - Все должны давно понять, природу надо охранять!

Ведущий представляет актеров, принимавших участие в инсценировке, и поводит итог.

- Дети, давайте будем беречь, и охранять природу: не будем засорять речку, лес, устраивать свалки, ведь красота природы зависит от нашего к ней отношения!

Подведение итогов

Результатом Недели было:

  • приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях;
  • развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, уступчивости, инициативности, терпимости;
  • развитие осознанных мотивов учения, побуждающих к активной познавательной деятельности.

Заключение

В целом Неделя прошла успешно. Поставленные цели были выполнены. Все мероприятия были направлены на повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию жизни и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации. Ученик мог проявить свою фантазию, творчество и знания по данному предмету, а через игру у ребят воспитывался интерес к родному краю и экологическая культура.

Проблема интересной Недели, как и хорошего урока - это проблема сочетания познавательного интереса, уровня подготовленности учащихся. Важно, что в эти дни дети ещё раз убедились, сколько всего интересного, необычного, значимого в предметах, как они все взаимосвязаны и необходимы в будущем для каждого из них.