Цель: Посредством влияния «Недели географии» на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету повышать их образовательный уровень, самостоятельность и творчество.
Принцип проведения недели: каждый учащийся является активным участником всех событий Недели. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.
Прогнозируемый результат:
- приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях;
- развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, уступчивости, инициативности, терпимости;
- развитие осознанных мотивов учения, побуждающих к активной познавательной деятельности.
Формы взаимодействия в процессе проведения Недели были разнообразны: - викторины, игры;
- конкурсы;
- путешествия;
- беседы, сообщения;
- акции.
Предметная неделя - одна из форм активизации учебной деятельности учащихся. Через игровые формы внеклассных и внеурочных мероприятий обучаемые привлекаются к углубленному изучению предмета. Такой вид внеклассной работы нацелен на формирование познавательных интересов, повышение общеобразовательного уровня, развития творческой активности обучающихся. Достоинством проведения предметной недели является создание благоприятной творческой атмосферы и привлечение внимания к учебному предмету.
ПЛАН
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Открытие недели географии.
- сообщения на уроках географии на тему: «Наша удивительная планета»; рассказать ребятам, что будет входить в неделю, какие мероприятия, как в них принять участие.
- с ребятами 9 класса и 10 класса обсудить план мероприятия, выбрать ведущих-учеников желающих, оказать помощь учителю в проведении мероприятий.
- оформить плакат «Знаменательные календарные дни», связанные с природой, экологией, географией.
- подключить в работу школьную библиотеку, в проведении мероприятий, оформление книжных выставок.
- оформить стенд с рисунками «Морские обитатели»
(До начала проведения недели был объявлен конкурс рисунков «Морские обитатели». Ребята из 5-9 классов с удовольствием приняли участие в этом мероприятии. Был оформлен стенд)
В течение недели в школе пройдут разнообразные мероприятия, в ходе которых можно будет узнать много нового и интересного о нашей удивительной планете. Также мы попробуем выявить самых сообразительных и находчивых ребят, лучших знатоков природы. За активное участие во всех мероприятиях, которые будут зарабатывать отличные оценки.
Географическая разминка «Гонка за лидером». (проводится в первый день на уроках географии)
Весёлые вопросы могут вызвать у ребят живой интерес и каждый сможет оценить свои знания на практике, показать эрудицию и смекалку и получить баллы-фишки)
Вопросы:
- В тундре за короткое прохладное лето успевает оттаять лишь самый верхний слой почвы. А слой твердый, как камень, с прожилками льда, лежащий под ним, называется... (вечной мерзлотой).
- Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? (Нет. Белый медведь живет на Северном полюсе, а пингвин - на Южном.)
- Самая плодородная почва. (Чернозем.)
- Эта климатическая зона напоминает огромный пляж. (Пустыня.)
- В полярных районах нашей планеты можно наблюдать это необыкновенно красивое явление природы. (Северное сияние.)
- В какой стране находится одно из семи чудес света - всемирно известные пирамиды? (В Египте.)
- Какой город имеет название, совпадающее с названием хищной птицы? (Орел.)
- Назовите самый маленький и холодный океан. (Северный Ледовитый.)
- Название какого государства совпадает с названием головного убора? (Панама.)
- Это единственный континент в мире, на котором совершенно нет растительности. (Антарктида.)
- Только на этом континенте живут сумчатые животные. Кроме того, здесь находится лишь одно государство. (Австралия.)
- Родина футбола и баскетбола. (Англия.)
- Самая длинная река в мире. (Нил.)
- Естественная граница между Европой и Азией находится на территории нашей страны. А знаешь ли ты, где проходит эта граница? (По Уральским горам.)
- Очень интересные названия дают люди рекам, городам и озерам. Часто эти названия связаны с именами людей. Назовите человеческие имена на карте. (Города Анна, Лида, реки Лена, Яна, город Владимир, озеро Виктория.)
- Самое глубокое озеро в мире, в которое впадает множество рек, а вытекает лишь одна - Ангара. (Байкал.)
- Назовите «цветные» моря. (Черное, Белое, Красное, Желтое.)
- Дикое хищное животное с пушистым рыжим хвостом. (лиса)
- Птичий домик. (гнездо)
- Дерево-символ нашей Родины. (берёза)
- Ночная птица. (сова)
- Нос птицы. (клюв)
- Ребёнок кошки. (котёнок)
- Курица мужского рода. (петух)
- Кто спит под своими ушами. (заяц)
- Зимнее логово медведя (берлога)
- Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. Что за птица? (сорока)
- Колобок, обросший иголками. (ёжик)
- Что случается с пчелой после того, как ужалит? (умирает)
- Двоюродные братья зайцев. (кролики)
- Чем больше колец, тем старше жилец. (дерево)
- Маленькая, лёгонькая, а за хвост не поднимешь. (ящерица)
- Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
ДЕНЬ ВТОРОЙ
Мероприятие для начальных классов. (объединили два Международных праздника «День кита» и «День дельфинов»)
- Краткое сообщение ребятам о китах и дельфинах, их обитание, значение для людей, сохранение на планете. Рассказать, что дельфины обитают и у нас в Черном море.
- Показ видео о китах, дельфинах.
- Нарисовать с детьми китов и дельфинов (если кто не умеет рисовать совсем, то использовать раскраску, кто не хочет рисовать- предложить собрать пазлы.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
«В царстве Нептуна и Водяного» (посвященный Международному дню Черного моря - 31 октября)
- выставка морских обитателей (раковин моллюсков, морских звезд, поделок из раковин и пр.);
- сообщение ребят интересной информации о море;
- конкурс рисунков,
- увлекательнейшее виртуальное путешествие в подводный мир, просмотрев видеофильм «Коралловый рай» или подводный мир Черного моря.
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
В гостях у океанов «Океаны на глобусе и карте» (урок связан с Всемирным днем океанов - 8 июня)
- выставка книг авторов, которые в своих произведениях описывали мир океанов.
- для начальных классов показать фильм или мультфильмы связанные с животным и растительным миром океанов.
- урок «Океаны на глобусе и карте».
Совершив экскурсию по уроку, учащиеся познакомились с понятием Мировой океан, у ребят сформировались более точные географические представления о расположении на глобусе и карте полушарий; познакомились с подводным миром.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ
Экологическая сказка «Колобок»
Цель: воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за нее.
Оборудование: костюмы бабки, дедка, колобка, медведя, лисы, волка, зайца, домик плоскостной, для Медведя-рыбака - речка из ткани, удочка, ботинок, мусор (бумажки, банки, фантики), для Зайца - поляна с ромашками (искусственные цветы), для Волка - «свалка» (имитирующая мусор), березка, пенечки, презентация со знаками поведения в лесу, мультимедийная установка.
Музыкальный зал оформляется по содержанию сказки.
Ведущий: - В обыкновенном доме жили-были дед да баба. Испекла баба деду колобок и положила остужать на окно. Сидит колобок на окне и поет песню.
Колобок:
Отравленный туман
Над домом проплывает
Из кочегарки дым
Над нами пролетает
Вся копоть пыль и грязь
На легких оседает
И газом выхлопным
Фырчит автомобиль
Ап - чхи…!
Колобок: - Уйду на чистый воздух в лес.
Ведущий: - Покатился колобок по улицам к лесу, потом по лесной тропинке скатился под горку и оказался на полянке … И увидел такое, что сердце защемило, плохо стало.
Заяц: - Что с тобой колобок? Почему ты плачешь?
Колобок:
- Ромашки сорваны и тут же брошены.
А как хотелось им еще цвести
Зачем загублены цветы хорошие
Природа этого нам не простит.
Заяц: - Не плачь колобок, может найдутся люди добрые помогут нам.
Ведущий: (вывешивается знак)
- «Пусть запомнят все друзья, много рвать цветов нельзя».
Покатился колобок дальше, катится прямо к речке. А там медведь рыбу ловит.
Колобок: - Здравствуй, медведь!
- Что делаешь?
Медведь: - Рыбу ловлю (вытаскивает башмак и поет). На мотив: «Не жалею, не зову, не плачу»
Я теперь скупее стал в желаниях
Не хочу из речки воду пить
Засорили речку всякой дрянью
Даже рыбам стало трудно жить.
Ведущий: (вывешивается знак) - «Пусть запомнят все друзья, речку засорять нельзя».
Покатился колобок дальше по тропинке. Катится между елками, между березками. Покатился с горки бух-бабах! Очутился на свалке.
Волк: - Здравствуй, Колобок!
- Что ты тут делаешь?
Колобок: - Захотелось погулять, свежим воздухом подышать, а тут такое…
Когда я с горочки спустился
Я был всему безумно рад
Но вдруг на свалке очутился
И еле выбрался назад.
Ведущий: (вывешивается знак) - «Пусть запомнят все друзья, в лесу мусорить нельзя!».
Покатился Колобок дальше. Навстречу ему лиса.
Лиса:
- Здравствуй милый!
Что это с тобой?
Я тебя совсем не узнаю.
Почему чумазенький такой?
Я тебя такого не люблю.
Колобок:
- Я колобок, колобок
Я от бабушки сбежал
На природе я гулял
И такое увидал…
Речку засорили
Лес захламили
Цветы погубили
Хочу к бабушке обратно.
Деду, бабе расскажу
Может, найдутся добрые люди
Наведут порядок.
Лиса:
- Ах, вот ты какой
Не съем тебя
Катись своей дорогой
Может и мне будет от этого польза.
Все актеры: - Все должны давно понять, природу надо охранять!
Ведущий представляет актеров, принимавших участие в инсценировке, и поводит итог.
- Дети, давайте будем беречь, и охранять природу: не будем засорять речку, лес, устраивать свалки, ведь красота природы зависит от нашего к ней отношения!
Подведение итогов
Результатом Недели было:
- приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях;
- развитие коммуникативных качеств личности, взаимоуважения, доверия, уступчивости, инициативности, терпимости;
- развитие осознанных мотивов учения, побуждающих к активной познавательной деятельности.
Заключение
В целом Неделя прошла успешно. Поставленные цели были выполнены. Все мероприятия были направлены на повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию жизни и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации. Ученик мог проявить свою фантазию, творчество и знания по данному предмету, а через игру у ребят воспитывался интерес к родному краю и экологическая культура.
Проблема интересной Недели, как и хорошего урока - это проблема сочетания познавательного интереса, уровня подготовленности учащихся. Важно, что в эти дни дети ещё раз убедились, сколько всего интересного, необычного, значимого в предметах, как они все взаимосвязаны и необходимы в будущем для каждого из них.