Особенности проектной деятельности обучающихся в коррекционной школе VIII вида

Разделы: Коррекционная педагогика


Уча других, мы учимся сами.
Сенека

Актуализация проведения проектной деятельности

Активные формы обучения являются актуальными и перспективными для современной коррекционной школы. Одной из таких форм является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества образования, позволяет обучать детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту ОВЗ) самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению. Метод проекта в коррекционной школе имеет и свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, строится с учетом психофизических возможностей обучающихся с нарушениями интеллекта и особенностей их коллективной деятельности.

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником с ОВЗ. Обучающиеся с ОВЗ сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать обучающегося с ОВЗ, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Сегодня как никогда актуальны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения.

«Метод проектов» возник еще в начале 20 века в США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами, - обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение, сообразное личному интересу обучающегося в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести».

Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся с ОВЗ, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Задачи проектной технологии. Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучающихся. Данная технология предполагает «проживание» обучающимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое обучающимися развернутое решение проблемы. В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют значимость для обучающихся проекта, а это зависит от того, насколько самостоятельно он выполнен. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить».

Данная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную или групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени, и предполагает совокупность проблемных методов обучения, творческих по своей сути. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у обучающихся, но и на самореализацию их личности.

Цели проектного обучения:

  • способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
  • развивать у обучающихся с ОВЗ коммуникабельность и умение сотрудничать;
  • обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи;
  • развивать у обучающихся с ОВЗ исследовательские умения.

Теоретические позиции проектного обучения:

  • образовательный процесс строится не на логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;
  • комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
  • развитие творческого потенциала обучающихся с ОВЗ.

Метод проектов направлен на:

обучение планированию:

  • обучающийся должен уметь четко определить цель;
  • описать основные шаги по достижению поставленной цели;
  • концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы;

развитие критического мышления:

  • аналитическое;
  • ассоциативное;
  • логическое;
  • системное.

развитие творческого мышления:

  • пространственное воображение;
  • самостоятельный перенос теоретических знаний в практику;
  • комбинаторные умения;
  • прогностические умения.

умения работать с информацией:

  • отбирать нужную;
  • анализировать;
  • систематизировать и обобщать;
  • выявлять проблемы;
  • выдвигать обоснованные гипотезы их решения;
  • ставить эксперименты;
  • статистически обрабатывать данные;
  • генерировать идеи;

формирование коммуникативных компетенций:

  • работать в коллективе;
  • владеть культурой коммуникации;
  • умение адаптироваться к действительности;

умение составлять письменный отчет:

  • обучающийся должен уметь составлять план работы,
  • четко презентовать информацию,
  • оформлять сноски,
  • иметь понятие о библиографии.

формирование позитивного отношения к работе:

  • обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм;
  • стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы.

Этапы работы над проектом

  • выбор темы;
  • формулирование варианта проблем;
  • распределение задач по группам;
  • групповая или индивидуальная разработка проекта;
  • защита проекта.

Какие же бывают типы проектов:

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает небольшое научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Специфика проектной деятельности подразумевает работу в группах, в результате чего формируется коллектив, дети учатся выстраивать межличностные отношения.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Ролевой проект Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Методика работы над проектом
В проектной деятельности выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

Этапы

Задачи. Содержание работы

1. Подготовительный

а) определение темы;
б) выбор рабочей группы;

2. Планирование

а) анализ проблемы;
б) определение источников;
в) определение формы проекта;
г) определение критериев оценки;
д) распределение ролей (обязанностей)

3. Исследование

а) уточнение информации;
б) поиск альтернатив;
в) выбор оптимального варианта решения проблемы

4. Выполнение

а) реализация намеченного;
б) подготовка выступления

5. Защита проекта (предоставление отчёта)

а) объяснение результатов;
б) публичное выступление

6. Оценка результатов (рефлексия)

а) анализ выполнения проекта;
б) причины успехов и неудач

Основные требования к учебному проекту.

Проект - это «пять П»:

  • проблема
  • проектирование (планирование)
  • поиск информации
  • продукт
  • презентация

Проекты могут быть персональные и групповые.

Персональный проект преимущества:

  • план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью.
  • у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него.
  • учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии.
  • формирование у учащегося важнейших обще-учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Групповой проект преимущества:

  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества.
  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
  • на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.
  • в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Подведение итогов в проектных группах:

Подведение итогов в проектных группах проводится после окончания работы над проектом. Организуя процесс обсуждения, руководитель должен затронуть различные аспекты работы над проектом: процесс и результат, позитив и негатив, объективную оценку продукта и субъективную удовлетворенность участников.

Вопросы для обсуждения могут быть сформулированы следующим образом:

- Достигнута ли цель проекта?

- Ставились и были ли решены в ходе выполнения проекта ваши собственные задачи?

- В чем заключались личные мотивы каждого участника группы? Что вы узнали, чему научились, что поняли, к чему стали по-другому относиться, в чем изменились?

- Какой из этапов работы над проектом запомнился вам больше всего и почему?

- Что в проектной неделе вам понравилось больше, а что меньше, в сравнении с обычными учебными неделями?

- Возникало ли у вас в ходе выполнения проекта желание что-либо изменить, улучшить в содержании и организации работы?

Формы продуктов проектной деятельности:

В ряде случаев на вид продукта сразу указывает тема проекта. Но чаще всего выбор продукта - непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе. Так, проект "Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир" может завершиться защитой ничем не примечательного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку атласа несуществующего материка.

Приведем перечень (далеко не полный) возможных выходов проектной деятельности:

  • WEB-сайт.
  • Анализ данных социологического опроса.
  • Атлас, карта.
  • Видеофильм.
  • Выставка.
  • Газета, журнал.
  • Действующая фирма.
  • Законопроект.
  • Игра.
  • Коллекция.
  • Костюм.
  • Модель.
  • Музыкальное произведение.
  • Мультимедийный продукт.
  • Оформление кабинета.
  • Постановка.
  • Праздник.
  • Прогноз.
  • Система школьного самоуправления.
  • Справочник.
  • Сравнительно-сопоставительный анализ.
  • Учебное пособие.
  • Экскурсия.

Оформление проектной папки:

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

  • паспорт проекта.
  • планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для дол­госрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное за­дание каждого участника проектной группы на предстоящий про­межуток времени, задачи группы в целом, форма выхода оче­редного этапа.
  • промежуточные отчеты группы.
  • вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet.
  • результаты исследований и анализа.
  • записи всех идей, гипотез и решений.
  • отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т.д.
  • краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения.
  • эскизы, чертежи, наброски продукта.
  • материалы к презентациям (сценарий).
  • другие рабочие материалы и черновики группы. В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.

Грамотно составленная проектная папка позволяет:

  • организовать работу каждого участника проектной группы.
  • создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом.
  • объективно оценить ход работы над завершенным проектом.
  • судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта.
  • сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов.

Виды презентаций проектов:

Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:

  • деловой игры.
  • демонстрации видеофильма/ продукта, (выполненного на основе информационных технологий.
  • диалога исторических или литературных персонажей
  • защиты на Ученом Совете.
  • игры с залом.
  • иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций.
  • инсценировки реального или вымышленного исторического события
  • научной конференции.
  • научного доклада.
  • отчета исследовательской экспедиции.
  • пресс-конференции.
  • путешествия.
  • рекламы.
  • ролевой игры.
  • соревнования.
  • спектакля.
  • спортивной игры.
  • театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
  • телепередачи.
  • экскурсии.

Следует рассмотреть и особенности проектов.

Особенности персональных проектов:

  • план работы может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;
  • формирование у учащегося чувства ответственности;
  • приобретение учащимся опыта на всех этапах выполнения проекта;
  • формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается управляемым процессом.

Особенности групповых проектов:

  • формирование навыков сотрудничества;
  • проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
  • на каждом этапе работы над проектом есть свой ситуационный лидер;
  • в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие разные пути решения проблемы, идеи, гипотезы. Элемент соревнования между ними повышает мотивацию участников.

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов.

По комплексности:

  • монопроекты (реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными);
  • межпредметные проекты (проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания);

По характеру контактов:

  • внутриклассные;
  • внутришкольные;
  • региональные (в пределах одной страны);
  • международные

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности:

  • Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка - 10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты);
  • Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома.
    1-й урок:
    определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам).
    2-й урок:
    отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации.
    3-й и 4-й спаренные уроки:
    презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
  • Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому "погружению" в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
  • Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Далее я хочу вам представить формы продуктов проектной деятельности и виды презентаций проектов.

Очень важен для всех участников проектной деятельности и вопрос оценки проектной работы.

Критерии оценки проектных работ:

  • Самостоятельность работы над проектом;
  • Актуальность и важность темы проекта;
  • Полнота раскрытия темы;
  • Оригинальность предложенных решений;
  • Убедительность презентации, раскрытие содержания проекта;
  • Артистизм и выразительность выступления;
  • Использование средств наглядности, новых информационных технологий.

Проектная деятельность в работе и специфика метода проектов во внеурочной деятельности

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя.

Известно, что основной критерий для ученика выражается словами «интересно» - «неинтересно». Любая творческая работа позволяет учителю другими глазами увидеть ученика и оценить уровень его способностей. Пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли к освоению действительности, формировать стремление к поиску в открытии мира, раскрепостить творческое мышление ученика - в этом я вижу свою задачу как учителя.

Неоспорим тот факт, что тренировка и поощрение творческой деятельности должны начинаться в самом начале образовательного процесса и продолжаться на протяжении всей школьной жизни.

Применение метода проектов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья способствует:

  • коррекции недостатков развития ребенка;
  • развитию мыслительных операций (познавательного интереса), инициативы и творческих способностей;
  • формированию навыков самообразования и самостоятельной работы;
  • формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления;
  • воспитанию настойчивости, уверенности в своих силах, положительного отношения к учебе и труду;
  • формированию умений публично выступать и работать в команде.

Коррекционная школа должна быть обращена лицом к ребенку, должна обеспечивать реальные условия его обучения и развития, создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации. Все это поможет максимально раскрыть возможности детей, дать им более широкое образование.

Словом, проектная деятельность в коррекционной школе способствует приобретению необходимых умений и навыков для дальнейшей жизни, выполнению разных социальных ролей для успешной адаптации в обществе обучающихся с ОВЗ.

Литература

  1. И.Стрельникова, Е.Сухаревская: статья «Проекты и исследования» газета «Начальная школа» №5 (630), 1-15.03.2008.
  2. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г.В.Чиркиной. - 4-е изд., доп. - М.: Аркти, 2010. - 240с.
  3. Работаем по ФГОС основного общего образования: Программы коррекционной работы / под ред. Е.Л.Черкасовой. - М.: Перспектива, 2015. - 88с.
  4. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / под ред. Е.Л.Черкасовой, Е.Н.Моргачёвой. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 144 с.
  5. Шишкова М.И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для педагога-дефектолога / М.И.Шишкова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 88 с. (Коррекционная педагогика).