Имена существительные собственные и нарицательные

Разделы: Русский язык, Литература


Цели:

  • Обучающая: познакомить учащихся с делением существительных на собственные и нарицательные ; повторить известные сведения из начальных классов о правописании заглавной (большой) буквы (имен, отчеств, фамилий, кличек, географических названий); познакомить учащихся с написанием названий исторических событий, праздников, памятных дат.
  • Развивающая: Развитие у учащихся навыков связной речи; умение самим осмысливать новый материал, сделать выводы (частично поисковой метод)
  • Воспитывающая: Воспитание у учеников любви к своей Родине (на примере текстов), воспитание любви к предмету.

Урок комбинированный. При объяснении нового материала используется поисковой метод.

Ход занятия

1. Организационный момент: Проверка домашнего задания (2-3 мин.)

На дом все учащиеся получают карточки с пропущенными буквами.
Работа проверяется с помощью сигнальных карточек [а, о]
(Раздается текст.)

Большой лес всегда состоит из деревьев разных возр…стов. Одни отживают свой век, другие подр…стают. Кора ленных великанов часто обр…стает мохом и травой. А лесные болота не богаты р…стительностью.

Тулуп, из которого успел я выр…сти, был немножко для него узок.

В книгах наши писатели развили, выр…стили русский язык, а мы его усвоили от них путем чтения.

Р...стение, р…сли, выр…стаем, взр…сление, р…стительность, выр…с, отр…сль, пор..сль, ср…щение, разр…слить.

2. Опрос фронтальный (2–3мин.) (Правописание гласных в корнях с чередованием)

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ

Представьте, что мы смотрим мультфильм по русскому языку. Вот на экран выбежали слова:

На экране слова:

Волгоград Одесса Москва
Киев Севастопль Новороссийск
Минск город Брест
Тула Ленинград (С-П)
Керчь герой

  1. Зачем? Пока непонятно.
  2. Посмотрите на слова! Может быть, они подскажут цель режиссера?
  3. Одинаково ли они пишутся?
  4. Чем отличаются?
  5. Какие из них – собственные, а какие – нарицательные?
  6. Какие предметы могут иметь свои собственные имена?

(Ответы учащихся.)

  1. Какая у режиссера была еще цель?

(Составить предложение.)

Попробуйте составить предложение и написать.

Москва. Брест, Киев, Минск и другие города – герои.

Слово учителя: Вот чья-то невидимая рука выстроила в ряд слова, объединила в предложение.

(На экране предложение без знаков)

  1. Так ли вы написали это предложение?
  2. Что не так? (Знаки препинания)
  3. А у режиссера еще одна цель. Что он ждет от вас? (Продолжить рассказ о городах-героях, чтобы получился текст.)
  4. Почему города называются героями?

Они мужественно сражались с фашистами в годы Великой Отечественной войны.
(Как напишем Великая Отечественная война?)

На интерактивной доске слова:

Черное, москвич, белое, уральские, родина.

Если не догадаются, еще приоткрыть строчку!

Черное, “Москвич”, Белое, Уральские, Родина.

Вывод учеников: Эти слова могут быть написаны и с заглавной, и со строчной буквы.

Записать и придумать словосочетания, в которых эти слова пишутся по-разному.

Выяснить, когда они пишутся со строчной и заглавной (большой) буквы?

Закрепление

1. Самостоятельная работа. Напишите, какие вы знаете названия нашей Родины? Как они пишутся?

Россия, Русь, Отчизна, Родина, СНГ, Отечество.

2. (1 ученик у доски) Написать свой адрес, при проверке установить порядок: Индекс, город, область, улица, дом, квартира, Ф.И.О

3. Работа творческого характера. Ввести собственные и нарицательные существительные.

3 человека работают по карточкам:

Карточка 1

Дать полные ответы на вопросы:

  1. В каком городе ты живешь?
  2. В какой области находится твой город, в каком районе? (Указать собственные и нарицательные).

Произвести разбор 4

Карточка 2

  1. Кто твои родители? Как их зовут?
  2. Где они работают?
  3. На какой улице ты живешь?
  4. Что ты знаешь о летчике-космонавте, имя которого носит твоя школа? (Произвести разбор 4)

Карточка 3

Каких писателей ты изучаешь по литературе? Какие произведения этих писателей ты читал? (Ввести однородные члены и сделать синтаксический разбор предложений.)

В это время класс вставляет подходящие по смыслу собственные имена существительные:

  1. Ребята с большим интересом обсуждали кинофильм … .
  2. В газете … сообщалось о новых спортивных победах школьников.
  3. В годы войны … войны люди проявили массовый героизм.
  4. В … Армии сражались бойцы многих национальностей.
  5. Много замечательных полководцев выдвинулось во время … войны.
  6. Это были … .

Обобщение

Чем сегодня занимались?
Какую тему изучили?
Что повторили?

Домашнее задание

Параграф 88, Упражнение 104

Оценки за урок. Итоги урока