Цели:
- Обучающая: познакомить учащихся с делением существительных на собственные и нарицательные ; повторить известные сведения из начальных классов о правописании заглавной (большой) буквы (имен, отчеств, фамилий, кличек, географических названий); познакомить учащихся с написанием названий исторических событий, праздников, памятных дат.
- Развивающая: Развитие у учащихся навыков связной речи; умение самим осмысливать новый материал, сделать выводы (частично поисковой метод)
- Воспитывающая: Воспитание у учеников любви к своей Родине (на примере текстов), воспитание любви к предмету.
Урок комбинированный. При объяснении нового материала используется поисковой метод.
Ход занятия
1. Организационный момент: Проверка домашнего задания (2-3 мин.)
На дом все учащиеся получают карточки с
пропущенными буквами.
Работа проверяется с помощью сигнальных
карточек [а, о]
(Раздается текст.)
Большой лес всегда состоит из деревьев разных возр…стов. Одни отживают свой век, другие подр…стают. Кора ленных великанов часто обр…стает мохом и травой. А лесные болота не богаты р…стительностью.
Тулуп, из которого успел я выр…сти, был немножко для него узок.
В книгах наши писатели развили, выр…стили русский язык, а мы его усвоили от них путем чтения.
Р...стение, р…сли, выр…стаем, взр…сление, р…стительность, выр…с, отр…сль, пор..сль, ср…щение, разр…слить.
2. Опрос фронтальный (2–3мин.) (Правописание гласных в корнях с чередованием)
НОВЫЙ МАТЕРИАЛ
Представьте, что мы смотрим мультфильм по русскому языку. Вот на экран выбежали слова:
На экране слова:
Волгоград Одесса Москва
Киев Севастопль Новороссийск
Минск город Брест
Тула Ленинград (С-П)
Керчь герой
- Зачем? Пока непонятно.
- Посмотрите на слова! Может быть, они подскажут цель режиссера?
- Одинаково ли они пишутся?
- Чем отличаются?
- Какие из них – собственные, а какие – нарицательные?
- Какие предметы могут иметь свои собственные имена?
(Ответы учащихся.)
- Какая у режиссера была еще цель?
(Составить предложение.)
Попробуйте составить предложение и написать.
Москва. Брест, Киев, Минск и другие города – герои.
Слово учителя: Вот чья-то невидимая рука выстроила в ряд слова, объединила в предложение.
(На экране предложение без знаков)
- Так ли вы написали это предложение?
- Что не так? (Знаки препинания)
- А у режиссера еще одна цель. Что он ждет от вас? (Продолжить рассказ о городах-героях, чтобы получился текст.)
- Почему города называются героями?
Они мужественно сражались с фашистами в годы
Великой Отечественной войны.
(Как напишем Великая Отечественная война?)
На интерактивной доске слова:
Черное, москвич, белое, уральские, родина.
Если не догадаются, еще приоткрыть строчку!
Черное, “Москвич”, Белое, Уральские, Родина.
Вывод учеников: Эти слова могут быть написаны и с заглавной, и со строчной буквы.
Записать и придумать словосочетания, в которых эти слова пишутся по-разному.
Выяснить, когда они пишутся со строчной и заглавной (большой) буквы?
Закрепление
1. Самостоятельная работа. Напишите, какие вы знаете названия нашей Родины? Как они пишутся?
Россия, Русь, Отчизна, Родина, СНГ, Отечество.
2. (1 ученик у доски) Написать свой адрес, при проверке установить порядок: Индекс, город, область, улица, дом, квартира, Ф.И.О
3. Работа творческого характера. Ввести собственные и нарицательные существительные.
3 человека работают по карточкам:
Карточка 1
Дать полные ответы на вопросы:
- В каком городе ты живешь?
- В какой области находится твой город, в каком районе? (Указать собственные и нарицательные).
Произвести разбор 4
Карточка 2
- Кто твои родители? Как их зовут?
- Где они работают?
- На какой улице ты живешь?
- Что ты знаешь о летчике-космонавте, имя которого носит твоя школа? (Произвести разбор 4)
Карточка 3
Каких писателей ты изучаешь по литературе? Какие произведения этих писателей ты читал? (Ввести однородные члены и сделать синтаксический разбор предложений.)
В это время класс вставляет подходящие по смыслу собственные имена существительные:
- Ребята с большим интересом обсуждали кинофильм … .
- В газете … сообщалось о новых спортивных победах школьников.
- В годы войны … войны люди проявили массовый героизм.
- В … Армии сражались бойцы многих национальностей.
- Много замечательных полководцев выдвинулось во время … войны.
- Это были … .
Обобщение
Чем сегодня занимались?
Какую тему изучили?
Что повторили?
Домашнее задание
Параграф 88, Упражнение 104
Оценки за урок. Итоги урока