(речевая тема – “Всякая душа празднику рада”).
Когда в нашей школе проходила филологическая декада под общим девизом “Всякая душа празднику рада”, у меня возникла идея провести урок русского языка, используя девиз в качестве речевой темы. По плану предстояло рассматривать определительные местоимения – тему непростую и не самую интересную в курсе русского языка 6 класса. Захотелось преподнести эту тему занимательно. Результатом стала эта разработка урока, заинтересовавшего обучающихся.
Цели урока
- Повторить сведения о местоимениях и их разрядах.
- Ввести понятие “определительные местоимения”, познакомить обучающихся с определением этого разряда местоимений, их признаками.
- Сформировать умение находить местоимения данного разряда в тексте, самостоятельно определять признаки определительных местоимений.
- Закрепить навыки выполнения грамматических разборов.
- Продолжить работу по формированию навыков умственного труда: анализ, синтез, обобщение.
- Познакомить обучающихся с пословицами русского народа, развить умение комментировать произведения устного народного творчества.
Разминка
- Прочитайте про себя текст, записанный на доске, подготовьтесь прочитать его вслух. Определите, от какой части речи вы можете услышать такой монолог:
- “Четвертый лишний” (на доске)
- Я, мы, ваш, ты.
- Твой, себя, мой, свой.
- Кто, что, что-нибудь, какой.
- Никто, некто, ни у кого, ни с чем.
- Канун праздника лучше самого праздника.
- Всякий знает, что в воскресенье праздник.
- Примечай будни, а праздники сами придут.
- Доброму человеку всякий день праздник.
Я заменить могу любые части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Повторение
Что вы уже знаете о местоимении?
Пока идет коллективная работа , 1 ученик самостоятельно работает у доски по карточке.
“Собери” слова в предложение, являющееся пословицей. Выполни
синтаксический разбор предложения, объясни смысл пословицы.
ВСЯКИЙ, ДУША, ПРАЗ…НИК, РАД (Всякая душа празднику рада.)
Затем задаем вопрос, который ляжет в основу целеполагания: что еще хотели бы узнать о местоимении? Предполагаемый ответ – все ли разряды местоимений нам известны? Может быть, есть другие?
Изучение нового материала
Переходим к анализу пословицы, “собранной” из “осколков” вторым учеником, работавшим у доски (Всякая душа празднику рада).
Как связан наш разговор о местоимениях с предложением, составленным … ?(При этом необходимо закрыть слово “ВСЯКАЯ” листом бумаги).
Какие слова можно подставить на место данного? Так какая же часть речи перед вами?
К какому из известных вам разрядов его можно отнести? Ни к какому.
Следовательно, какие цели ставим перед собой? (Узнать, какой это разряд и в чем его особенности – значение, собственно слова, изменение, роль в предложении. По такому же плану мы изучали разряды местоимений на предыдущих уроках, поэтому целеполагание не становится проблемой для шестиклассников.) Ключевые слова записываем на доске, чтобы в течение урока отмечать “+” достижение той или иной цели.
Как бы вы определили значение слова “всякая”? (Подводим вопросами к термину “степень охвата предмета”)
Спрашиваем учеников, какое название мог получить этот разряд местоимений (при этом указываем на роль этих слов в предложении и на их значение). Если ответов нет, то называем однокоренные слова – ученики ориентируются лучше.
После этого предлагаем рассмотреть представленный на доске перечень определительных местоимений (он распечатан на отдельном листе, который потом останется в кабинете для лучшего запоминания), повторить их про себя несколько раз и записать по памяти.
Для определения особенностей изменения этих местоимений обращаемся к учебнику (М.Т.Баранов и др. Русский язык. 6 класс. – М.: Просвещение., 2008. - с. 188.). После самостоятельного анализа материала таблицы обучающиеся представляют свои выводы.
Делаем общий вывод об изменении определительных местоимений.
Какая цель осталась недостигнутой? Не выяснили только, какова роль этого разряда местоимений в предложении. Возвращаемся к пословице – эпиграфу к уроку. Каким членом предложения является слово “всякая”?
После ответа на все вопросы, заданные в начале урока, просим учеников рассказать всё, что они узнали об определительных местоимений, в связном тексте. Даем время на подготовку, слушаем 2-3 человек.
Физкультминутка “Праздничные подарки”
На праздник маме подарили мясорубку. Показываем, как мама пользуется мясорубкой. Папе подарили китайского болванчика. Изображаем, совмещаем движения. Дочери подарили обруч. Изображаем, как она его крутит. Совмещаем 3 движения. А сын получил лыжи. Изображаем движения лыжника, после чего пытаемся изобразить все движения одновременно.
Следующий этап урока - формирование умения применять полученные знания.
Работаем коллективно над упражнением 444 из указанного учебника. Первоначальное задание – прочесть, определить тему и основную мысль текста.
Было ли у тебя так: ищешь книгу, перероешь весь шкаф и наконец найдешь её где-нибудь на самом верху?
А в Исторической публичной библиотеке на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме. И чтобы только перебрать все книги библиотеки по одной, нужно потратить много времени. А ведь каждый день сюда приходят самые разные читатели. И находят нужные им книги очень быстро. Это возможно потому, что каждая книга имеет свой постоянный точный адрес, который называется шифром. Выглядит он примерно так:
К 211
106
Всякому сотруднику библиотеки ясно, что обозначает этот шифр: буква К – отделение книгохранилища, где находится книга, верхняя цифра - номер шкафа, нижняя – место на полке.
После выполнения задания просим ребят найти определительные местоимения вместе со словами, от которых они зависят.
(Весь шкаф, самом верху, на каждой полке, любого из нас, во всём доме, все книги, каждый день, самые разные, каждая книга, всякому сотруднику.)
Следующий этап – пословичная работа, при этом один из учеников комментирует орфограммы и пунктограммы, подчеркивает местоимения, указывает их разряд. Попутно объясняем смысл пословиц.
После выполнения задания просим ребят определить, какая тема объединяет все записанные пословицы. Как воспринимались в народе праздники? Каким было отношение к ним?
Параллельно с пословичной работой один ученик самостоятельно у доски работает по карточке.
Запишите фразеологизмы, вставив пропущенные буквы, объясните смысл идиом:. Например: сам (не)свой – не такой, как всегда.
См…треть во все глаза, кр…чать (во) всё горло, б…жать (во) все лопатки, мастер (на) все руки, от всего сер…ца, (со)всех ног, (на)всю к…тушку, каждый встреч…ный, (на) всякий случ…й.
Проверяем работу всем классом, после чего задаемся вопросом: почему определительные местоимения столь “любимы” народом, так часто используются в произведениях устного народного творчества?
После выполнения заданий – этап закрепления.
Сначала слушаем песенку “Радионяни” (из передачи “Как вести себя в гостях”, песенка о правилах поведения в гостях), предварительно поставив перед учениками задачу найти и выписать местоимения, указав их разряд (наша – притяжательное, все – определительное, после них – личное, нашим – притяжательное, у всех – определительное, другой – определительное, все – определительное, им – личное, им – личное, к ним – личное.
Какова тема прозвучавшей песни? Как связана эта песенка с темой нашего урока?
Переходим к творческому заданию: ученики называют свои любимые праздники, мотивируя выбор. А затем составляют текст-миниатюру об этом празднике, используя местоимения.
В конце урока тексты слушаем, рецензируем и называем употребленные в них местоимения.
Подведение итогов – ответ на вопрос, что нового узнали на уроке, и рассказ об определительных местоимениях.
Дома ученики запоминают опорный конспект “Определительные местоимения”, составленный на уроке, и находят в библиотеке книги о праздниках, записываю их шифр (по образцу из упражнения 444) и готовят рассказ о праздниках, о которых узнали.