Развитие “дара слова”, “языкового чутья”, “чувства языка” невозможно без прочного усвоения теоретических основ изучаемого объекта – русского языка. Но при этом важно заботиться и о том, чтобы дитя усваивало “выразительность родного языка”. “Изучая родной язык, надо изучать именно язык, орудия и средства его выразительности, а не что другое, …вдумываться в средства, представляемые языком для выражения мысли..”, – писал известный лингвист ХIX века И.И.Срезневский. [2 – 111]
Очень многое зависит от выбора того языкового материала, на примере которого изучается язык… “В школе дети должны читать и заучивать только то, что имело бы для них цену и тогда, когда они вырастут”, – отмечал не менее известный Ф.И.Буслаев. [1 – 47] “… Пусть дитя узнает и поймет великие нравственные мысли, хотя и не во всем их глубоком объеме; оно учит их не для одного мгновения, а на целую жизнь, в продолжении коей они разовьются опытом и делами”. [1 – 48]
Почему нам кажется важным, интересным и целесообразным работать именно с поэтическими текстами, нисколько не умаляя ценности всех других, текстов разных типов и стилей… Поэтические и стихотворные тексты используются учителем как дополнительный материал, который делает урок разнообразнее, интереснее… Это ещё одна возможность и для учителя проявить себя в творческом поиске. “Учителю следует развивать в себе высокую потребность в поиске, то есть активное творческое отношение к себе как к профессионалу и к окружающей действительности, поскольку это позволит преодолевать разрушающее влияние какой-либо неблагоприятной ситуации в образовательном процессе”, – об этом заявляют психологи. [4 – 69]
Следует, думается, разграничить понятия “стихотворный” и “поэтический” текст.
“Поэтический” – 1. Художественный, творческий. 2. Изящный, вызывающий чувство очарования. 3. Эмоциональный, восторженный. (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.)
“Стихотворный” – Относящийся к стихам, написанный стихами, не прозаический. (Там же.) Стихотворные тексты чаще всего используются в младших и переходных к средним классах (5-6), в которых в шутливой форме подается реальный (об окружающем мире) грамматический материал.
Мы говорим больше о поэтических текстах, то есть о стихотворениях наших русских поэтов. В практике преподавания русского языка обязательны упражнения, выполнение которых “направлено к действительному усвоению того или другого из богатств или особенностей языка”... В подборе художественных текстов или относительно законченных фрагментов мы руководствовались и тем, что они своим содержанием и формой организации обучения воспитывают, то есть формируют определенные свойства и черты личности человека. “Образовательные задачи обучения могут быть хорошо выполнены, если реализованы на высоком уровне его воспитательные функции”. (Эльконин). [3 – 92]
Поэтический текст более воздействует на чувственное восприятие… Следовательно, лучше запоминаются образцы речи, развивается чувство языка. “Воображение у ребёнка… не богаче, но беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребёнка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека”. Учитывая этот фактор, учитель должен вплетать в структуру каждого урока элементы, активизирующие деятельность правополушарного (образного) компонента мышления. [3 – 120]
Выше перечисленным целям, думается, и отвечают в полной мере поэтические тексты. Как можно работать с ними на уроке? Как призывала и настаивала известный методист Никитина Е.И. (учиться у которой посчастливилось автору), любой текст на уроке читается учителем наизусть, а поэтический текст особенно. Это воздействует на учащихся… как волшебная палочка, по мановению которой привлекается внимание! Далее – небольшая беседа о впечатлении, грамматический разбор (орфографический и пунктуационный), беседа об изучаемых языковых единицах, воспроизведение текста (частичное или полное, восстановление авторского текста, осложненное списывание, объяснительный диктант, диктант “Проверяю себя”, письмо по памяти…) Каждый учитель сам выбирает оптимальные формы работы с текстом и время на уроке.
* Как пример, предлагаем использование стихотворения С.Есенина “Лисица” на уроке русского языка в 6-м классе при изучении темы “Лексика”.
На раздробленной ноге приковыляла,
У норы свернулася в кольцо.
Тонкой прошвой кровь отмежевала
На снегу дремучее лицо.
Ей все бластился в колючем дыме выстрел,
Колыхалася в глазах лесная топь.
Из кустов косматый ветер взбыстрил
И рассыпал звонистую дробь.
Как желна, над нею мгла металась,
Мокрый вечер липок был и ал.
Голова тревожно подымалась,
И язык на ране застывал.
Желтый хвост упал в метель пожаром,
На губах – как прелая морковь…
Пахло инеем и глиняным угаром,
А в ощур сочилась тихо кровь
Текст распечатан на каждого ученика. Предлагаются следующие задания:
1) Прочитайте стихотворение. Какую картину вы представили? Какие чувства возникли у вас? Какие слова эти чувства вызвали? Какие средства выразительности использовал поэт? (Называются эпитеты, сравнения, метафоры… Слова “нога” и “лицо” в характеристике лисы сразу обращают на себя внимание, и учащиеся сразу же определяют их как средство оживления – “очеловечивания”, чтобы вызвать еще большее сочувствие...)
2) Все ли слова понятны? Если непонятны,
то почему? Выписывают справа от текста: “прошвой”,
“отмежевала”, “бластился” “взбыстрил”,
“звонистую”, “желна”, “ощур”.
Делается вывод: некоторые слова
необщеупотребительные. Но – интересно! – нет
слов заимствованных! Ещё один вывод: С.Есенин ––
настоящий русский поэт!
3) Определите, используя различные словари, значение “непонятных” слов.
“Прошва” – см. прошивать. Прошивать – простегать, шить насквозь. … прошва, выпушка, выпуск, оторочка; всякая вставная полоска в одеже. [5 – Т.3 -527]
“Отмежевать” – отделить межей, чертой или межевыми знаками.[5 – T.2 – 737]
“Бластился” – казался; “желна” –
большой черный дятел.
“Взбыстрил”, “звонистую” – авторские
неологизмы (учащиеся признают удачность,
точность есенинских слов).
“Ощур” – от “ощерять” – пск. Оскалить,
оскалиться. [5 – T.2 – 779]
Словарь устаревшей лексики: “ощур” = “оскал”.
4) Выразительно прочитайте стихотворение;
запишите одну-две строфы по памяти.
* Выбирая тексты, мы стараемся, чтобы они не
только содержали в себе изучаемые языковые
единицы, явления, но обязательно имели
эмоциональную привлекательность и нравственную
ценность. Как, например, стихотворение А.Фета,
наполненное глубочайшим философским смыслом:
Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!Но верь весне. Её промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа. (1883)
Замечательная возможность повторения синтаксиса и пунктуации (односоставные предложения, простые и сложные предложения… Если знакомить с этим стихотворением шестиклассников, то имеется возможность перспективного знакомства с деепричастием и его обособлением и видами односоставных предложений). А предлагается это стихотворение в 6-м классе при изучении темы “Глагол”, когда изучаются формы глагола в изъявительном и повелительном наклонении.
* Стихотворение Н.Рыленкова используется на уроке по теме “Описание природы” в 6-м классе, когда необходимо показать учащимся, что прежде чем описывать какой-либо пейзаж, необходимо быть очень внимательным, восприимчивым к отдельным, не всегда открытым первому взгляду мгновениям родной природы. Стихотворение читается, объясняется смысл…. Объясняются орфограммы и пунктограммы (знаки препинания при обобщающем слове, в сложноподчиненном предложении; синтаксический параллелизм), повторяется синтаксис простого и сложного предложений. После чего пишется по памяти часть стихотворения…
Н.И.Рыленков.
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы .
* Известное для нас, учителей, но неизвестное пока восьмиклассникам стихотворение А. Блока (1912) предлагается учащимся для исследования без знаков препинания:
Ночь улица фонарь аптека
Бессмысленный и тусклый свет
Живи ещё хоть четверть века
Всё будет так исхода нет
Умрёшь начнёшь опять сначала
И повторится всё как встарь
Ночь ледяная рябь канала
Аптека улица фонарь
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь – начнёшь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь. [7 -194]
Предлагаются следующие задания:
1) Прочитайте стихотворение А.Блока. Какую
картину вы себе представили? Что можно сказать о
состоянии лирического героя?
2) Попробуйте самостоятельно расставить знаки
препинания (и конца предложения тоже), исходя из
смысла, логики, чувства... Прочитайте свой
вариант, скажите, какие чувства вы постарались
передать вашими знаками? У кого другой вариант?
3) Сравните свой вариант с авторским..... Объясним
теперь блоковские знаки препинания...
4) Думаю, что вы уже запомнили текст этого
стихотворения. Запишите по памяти!
….
5) Какие результаты мы с вами получили? (Повторили
функции предложения; виды односоставных
предложений; постановку знаков препинания при
однородных членах, при сравнительном обороте,
тире в бессоюзном предложении; сопоставили связь
знаков препинания со смыслом предложений (и
всего текста) и интонации; прочувствовали
состояние лирического героя (поэта А.Блока) и
выучили одно из его стихотворений; попробовали
себя в исследовании текста.)
* В старших 10-11-х классах, при всей значимости
подготовки учащихся к ЕГЭ, не следует забывать
общей языковой подготовки: формирования
грамотности учащихся, развития речи. Интересны
нам кажутся стихотворения И.Северянина.
Например, “Запевка”.
О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…О России петь – что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть! (1925) [6 – 179]
(Поэтически выражена в стихотворении тема любви к России. Повторение постановки знака “тире” между подлежащим и сказуемым.)
“Баллада ХIII”
Не поняты моей страной
“Стихи в ненастный день”, три года
Назад написанные мной
Для просветления народа.
В них радость; счастье и свобода,
И жизнь, и грёзы, и сирень!
Они свободны, как природа,
Мои “Стихи в ненастный день”!
….
И только этою весной
Народ, почуяв ледохода
Возможность раннего, волной
Потёк, волною вешневода,
Разлился, не оставив брода
Для малодушных, свергнул лень
И осознался. Прочь, невзгода!
Вперёд, “Стихи в ненастный день”!
И я, издревле воевода,
Кричу в просторы деревень:
Что как не человеку ода
Мои “Стихи в ненастный день”?!
(1917) [6 – 121]
В этом стихотворении можно обнаружить причастный и деепричастный обороты, однородные члены, приложения, обращения, сравнительный оборот, названия, авторские неологизмы. Замечательно оно и тем, что границы предложений не совпадают с границами строк. Поэтому предлагались тексты стихотворения без знаков препинания с заданием: разграничить части предложений, понять границы оборотов, а для этого необходимо знание частей речи, знание лексической и синтаксической сочетаемости слов. После грамматического разбора предлагалось выразительно прочитать стихотворение и объяснить его смысл.
Практика проведения таких уроков показывает, что учащиеся запоминают стихотворения, тренируются в навыках интерпретации поэтического текста, что интегрируется и с литературным образованием.
Данная статья не ставит целью привести примеры большого количества стихотворений, которые успешно используются нами на уроках русского языка, но показать замечательную возможность использования поэтических текстов в процессе изучения русского языка. Так мы успешно используем на уроках стихотворения выше названных поэтов, а также других известных русских поэтов, в том числе и местных, ульяновских: В.Дворянского, С.Матлиной, В.Сахарцева. Каждый учитель в этом отношении проявляет свой творческий подход.
Таким образом, использование поэтического
текста на уроках русского языка:
– “освежает” урок, эмоционально украшает;
– развивает образное мышление, чувство языка,
чувство прекрасного;
– через различные упражнения с текстом помогает
непроизвольно усвоить изучаемый грамматический
материал ;
– обогащает знания учащихся о русских поэтах;
– способствует формированию коммуникативной
компетентности учащихся;
– поддерживает у учителя потребность в
творческом поиске.
Литература:
- Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка: учебное пособие для студентов пед. Институтов по спец. “Рус.яз. и лит.” – М.: Просвещение, 1992. – 512с.
- Срезневский И.И. Об изучении родного языка и особенно в детском возрасте. // В кН.: Срезневский И.И. Русское слово. Избр. труды. /Составитель Кондрашов Н.А. М.: Просвещение, 1986
- Бородина Н.В. Формирование морфемной зоркости как одно из условий развития речи учащихся. Дисс. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2002.
- Володина Т.В.. Личностный потенциал учителя как фактор успешности урока.// Психолого-педагогические аспекты организации современного урока: методические рекомендации/под ред. М.И.Лукьяновой. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2009.-80с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. – . М.: Русский язык, 1978.
- Северянин И. Стихотворения / Сост. и предисл. В.Грекова. – М.: Мол.гвардия, 1990. – 237с. – (ХХ век: поэт и время)
- Блок А.А. В огне и холоде тревог...: Избранное/ Сост., предисл. и коммент. Вл.Орлов; Оформл. В.Тогобицкого. – М.: Дет.лит., 1982. – 431с