Цели и задачи урока:
- закрепить знания состава слова;
- познакомить с правописанием некоторых приставок;
- добиться усвоения понимания написания приставок;
- упражнять в написании разных приставок;
- ознакомить с правилами переноса слов с приставками;
- систематизировать знания учащихся об орфограммах корня (безударной гласной);
- совершенствовать знания о корне слова, умений выделять корень в слове, находить и писать слитно приставку;
- развивать орфографическую зоркость;
- обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь;
- развивать мышление;
- воспитывать интерес к предмету, русскому языку.
Тип: изучение нового материала
Форма: путешествие
Система обучения: традиционная
Технологии: ИК, игровая.
Оборудование: презентация, техсредства (компьютер, мультимедиа, экран), карточки со словами, наборное полотно, сигнальные карточки с буквами, карта путешествия, задания для самостоятельной работы.
Учебник: Зеленина Л.М. Русский язык. 3 кл. Ч. 1. М.: Просвещение, 2006.
Учебная тетрадь: Зеленина Л.М. Русский язык, 3 кл. Рабочая тетрадь. Ч.1. М.: Просвещение, 2007.
Ход урока
I. Психологическое начало урока, мотивация.
И вновь звонок,
Торопит он,
Скорей, дружок,
Ведь начинается урок.
Вы готовы?
Ну тогда в путешествие пора!
- В какое путешествие позвал нас звонок?
(Путешествие по океану Знаний)
Сегодня на уроке продолжим путешествие по океану Знаний, узнаем новое о словах, будем задавать вопросы, искать на них ответы.
II. Введение игрового поля. Проверка домашнего задания.
Итак, мы находимся на острове …
- Что нового вы узнали на острове Корень?
(Орфограмму: безударные гласные, проверяемые ударением.)
- Когда гласные бывают опасными?
- Назовите гласные, которые бывают безударными и требуют к себе внимания.
- Как поверить безударные гласные в корне? Откройте справочники. Приведите свои примеры слов с корнем ход, применяя разные приемы проверки корневых гласных, стоящих в слабой позиции.
(Ход – ходики, ходить, вход, заходим, ходули, ходовой, приходил, выходы, выходной, поход, походка, переход, прохожий, ходьба, находила и др.)
- Прочтите слова, записанные на доске.
- На какие две группы их можно классифицировать? (Почему некоторые из них вы подчеркнули?)
- Докажите, что это поверочные слова.
- Что можете сказать о написании гласных в однокоренных словах?
Итог. Вы замечаете безударные гласные, знаете правило, умеете его применять. Пора в путь! Собираем свои корабли (см упр 67): назовите однокоренные слова, укажите части слова.
- Вот теперь вы готовы отправиться в дальнейшее плавание. Поднять паруса, флаги! (Дети поднимают свои справочники и показывают нарисованные флаги. См. предыдущий урок)
- Куда держим курс? В путь, друзья!
III. Изучение нового материала
- Определение темы урока.
- Актуализация опорных знаний.
- Наблюдение над правописанием приставок.
- Волны набегают на берег, и вот-вот смоют наши слова.
- Подумайте, по какому признаку еще можно распределить слова на две группы? (по частям речи, по наличию приставки)
- Поспешите, друзья, назовите те, которые начинаются не с корня
Учитель убирает лишние слова.
На доске:
Итак, что объединяет эти слова? А в чем отличие? (Приставки бывают разные: и гласные, и согласные в них могут быть опасными)
Вот мы приблизились к острову Приставка. Но что это? За пальмами прячутся люди. Кто такие? (Дикари) Да они машут нам знаками, которые похожи на наши буквы: а, о и др., вот только отсюда не видно.
- Что же нам делать, чтобы хозяева острова Приставка приняли нас мирно?
(Надо показать приставки, которые мы знаем, рассказать о них)
- Как называется часть слова, стоящая перед корнем?
- Для чего служат приставки?
- Какие приставки знаете?
Учитель выставляет на наборное полотно приставки.
- Что знаете о написании приставок? Показ слайда, последовательно открывая содержание.
На табличках у обитателей острова написаны буквы а, о. Что бы это значило?
а) Назовите приставки с буквой а. Запишите их в справочник.
б) Чтобы пройти испытание, надо побольше узнать о приставках, а для этого найдите упр. 118.
-Что интересного заметили? Спишите с комментированием, выделите корень, приставку.
в) Контроль понимания
- Назовите приставки с буквой о.
Запишем их в справочник. Показ слайда.
IV. Первичное закрепление.
1)Упр 119 (устно)
2) Контроль усвоения. Тестирование.
Чтобы пройти это испытание. Надо правильно вписать зашифрованные ответы.
- Что нового узнали о приставках?
- Какие еще приставки вспомнили? Запишите их в справочник.
3) Самостоятельная работа.
Упр 120 (I вариант). Упр. 124 (II вариант)
Взаимопроверка. Расставьте ударение в словах.
- О чем вы хотели бы спросить? Какие слова вам не понятны?
-Итак, назовите приставки с буквой а, о, другие приставки.
V. Продолжение изучения темы.
Правила переноса слов с приставками.
На острове мы подружились с его жителями, узнали о приставках. Вот их сколько! Можно упаковывать багаж и отправлять на корабль. Вот только груз тяжелый, нести его придется по частям.
- Посмотрите на доску, прочтите слова и подумайте, как их можно перенести:
Посмотрел, покрыл, настроил, захлопни, заслушался, приклеила, подружились, выгляни.
- Что общего у всех этих слов? (Есть приставки)
Помните! Одну букву не следует отрывать от корня и присоединять ее при переносе к приставке. Показ слайда.
Закрепление. Запишите в справочник любые 4 слова.
VI. Итоговый контроль по уроку.
Вы многое узнали на уроке о приставке. Расскажите по плану о приставке, дополнив свой рассказ новыми знаниями.
- Какими могут быть приставки?
Самостоятельно запишите вывод в справочник.
Приставки могут быть ударными и безударными: оттепель, подпись, проезд, подруги.
Вот и пора прощаться с островом, но не все тайны острова открыты, поэтому завтра мы вместе хозяевами продолжим исследование приставок, а сейчас запишите домашнее задание.
VII. Домашнее задание.
Упр. 121;
I группа: выписать из упр.122 слова с приставками, обозначить их;
II группа: написать слова с разными приставками (см справочник: из каждой группы по 4)
VIII. Выставление оценок (с учетом качества работы в тетрадях).
Страничка из “Справочника” ученика.
На следующем уроке появится запись в справочнике: