ИК-технологии на уроках русского языка в начальной школе. Урок по теме "Приставки"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели и задачи урока:

- закрепить знания состава слова;

- познакомить с правописанием некоторых приставок;

- добиться усвоения понимания написания приставок;

- упражнять в написании разных приставок;

- ознакомить с правилами переноса слов с приставками;

- систематизировать знания учащихся об орфограммах корня (безударной гласной);

- совершенствовать знания о корне слова, умений выделять корень в слове, находить и писать слитно приставку;

- развивать орфографическую зоркость;

- обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь;

- развивать мышление;

- воспитывать интерес к предмету, русскому языку.

Тип: изучение нового материала

Форма: путешествие

Система обучения: традиционная

Технологии: ИК, игровая.

Оборудование: презентация, техсредства (компьютер, мультимедиа, экран), карточки со словами, наборное полотно, сигнальные карточки с буквами, карта путешествия, задания для самостоятельной работы.

Учебник: Зеленина Л.М. Русский язык. 3 кл. Ч. 1. М.: Просвещение, 2006.

Учебная тетрадь: Зеленина Л.М. Русский язык, 3 кл. Рабочая тетрадь. Ч.1. М.: Просвещение, 2007.

Ход урока

I. Психологическое начало урока, мотивация.

    И вновь звонок,

    Торопит он,

    Скорей, дружок,

    Ведь начинается урок.

    Вы готовы?

    Ну тогда в путешествие пора!

    - В какое путешествие позвал нас звонок?

    (Путешествие по океану Знаний)

    Сегодня на уроке продолжим путешествие по океану Знаний, узнаем новое о словах, будем задавать вопросы, искать на них ответы.

II. Введение игрового поля. Проверка домашнего задания.

    Итак, мы находимся на острове …

    - Что нового вы узнали на острове Корень?

    (Орфограмму: безударные гласные, проверяемые ударением.)

    - Когда гласные бывают опасными?

    - Назовите гласные, которые бывают безударными и требуют к себе внимания.

    - Как поверить безударные гласные в корне? Откройте справочники. Приведите свои примеры слов с корнем ход, применяя разные приемы проверки корневых гласных, стоящих в слабой позиции.

    (Ход – ходики, ходить, вход, заходим, ходули, ходовой, приходил, выходы, выходной, поход, походка, переход, прохожий, ходьба, находила и др.)

    - Прочтите слова, записанные на доске.

    - На какие две группы их можно классифицировать? (Почему некоторые из них вы подчеркнули?)

    - Докажите, что это поверочные слова.

    - Что можете сказать о написании гласных в однокоренных словах?

    Итог. Вы замечаете безударные гласные, знаете правило, умеете его применять. Пора в путь! Собираем свои корабли (см упр 67): назовите однокоренные слова, укажите части слова.

    - Вот теперь вы готовы отправиться в дальнейшее плавание. Поднять паруса, флаги! (Дети поднимают свои справочники и показывают нарисованные флаги. См. предыдущий урок)

    - Куда держим курс? В путь, друзья!

III. Изучение нового материала

  1. Определение темы урока.
  2. - Волны набегают на берег, и вот-вот смоют наши слова.

    - Подумайте, по какому признаку еще можно распределить слова на две группы? (по частям речи, по наличию приставки)

    - Поспешите, друзья, назовите те, которые начинаются не с корня

    Учитель убирает лишние слова.

    На доске:

    Итак, что объединяет эти слова? А в чем отличие? (Приставки бывают разные: и гласные, и согласные в них могут быть опасными)

  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Вот мы приблизились к острову Приставка. Но что это? За пальмами прячутся люди. Кто такие? (Дикари) Да они машут нам знаками, которые похожи на наши буквы: а, о и др., вот только отсюда не видно.

    - Что же нам делать, чтобы хозяева острова Приставка приняли нас мирно?

    (Надо показать приставки, которые мы знаем, рассказать о них)

    - Как называется часть слова, стоящая перед корнем?

    - Для чего служат приставки?

    - Какие приставки знаете?

    Учитель выставляет на наборное полотно приставки.

    - Что знаете о написании приставок? Показ слайда, последовательно открывая содержание.

  5. Наблюдение над правописанием приставок.

На табличках у обитателей острова написаны буквы а, о. Что бы это значило?

а) Назовите приставки с буквой а. Запишите их в справочник.

б) Чтобы пройти испытание, надо побольше узнать о приставках, а для этого найдите упр. 118.

-Что интересного заметили? Спишите с комментированием, выделите корень, приставку.

в) Контроль понимания

- Назовите приставки с буквой о.

Запишем их в справочник. Показ слайда.

image4.gif (12761 bytes)

IV. Первичное закрепление.

1)Упр 119 (устно)

2) Контроль усвоения. Тестирование.

Чтобы пройти это испытание. Надо правильно вписать зашифрованные ответы.

- Что нового узнали о приставках?

- Какие еще приставки вспомнили? Запишите их в справочник.

image5.gif (20503 bytes)

3) Самостоятельная работа.

Упр 120 (I вариант). Упр. 124 (II вариант)

Взаимопроверка. Расставьте ударение в словах.

- О чем вы хотели бы спросить? Какие слова вам не понятны?

-Итак, назовите приставки с буквой а, о, другие приставки.

V. Продолжение изучения темы.

    Правила переноса слов с приставками.

    На острове мы подружились с его жителями, узнали о приставках. Вот их сколько! Можно упаковывать багаж и отправлять на корабль. Вот только груз тяжелый, нести его придется по частям.

    - Посмотрите на доску, прочтите слова и подумайте, как их можно перенести:

    Посмотрел, покрыл, настроил, захлопни, заслушался, приклеила, подружились, выгляни.

    - Что общего у всех этих слов? (Есть приставки)

    Помните! Одну букву не следует отрывать от корня и присоединять ее при переносе к приставке. Показ слайда.

    Закрепление. Запишите в справочник любые 4 слова.

VI. Итоговый контроль по уроку.

    Вы многое узнали на уроке о приставке. Расскажите по плану о приставке, дополнив свой рассказ новыми знаниями.

    - Какими могут быть приставки?

    Самостоятельно запишите вывод в справочник.

    Приставки могут быть ударными и безударными: оттепель, подпись, проезд, подруги.

    Вот и пора прощаться с островом, но не все тайны острова открыты, поэтому завтра мы вместе хозяевами продолжим исследование приставок, а сейчас запишите домашнее задание.

VII. Домашнее задание.

    Упр. 121;

    I группа: выписать из упр.122 слова с приставками, обозначить их;

    II группа: написать слова с разными приставками (см справочник: из каждой группы по 4)

VIII. Выставление оценок (с учетом качества работы в тетрадях).

Страничка из “Справочника” ученика.

На следующем уроке появится запись в справочнике: