Хватает ли нам слов русского языка? Нередко в разговоре можно услышать: «Нет слов, чтобы выразить…», «Нет слов, чтобы описать это…»
«Если не знаешь имен, пропадает и знание вещей». Эта мудрость пережила века и стала особенно актуальной сегодня, когда возрос интерес к родному языку, когда возрождается самосознание нации.
Формируя культуру речи учащихся, мотивацию к изучению предмета, воспитывая патриотические качества подрастающей личности, необходимо уделить внимание истории языка, истории Слова.
Наряду со звуком и предложением, слово является одной из основных единиц языка, изучаемой в разделе «Лексикология и фразеология». К сожалению, количество часов, отводимых программой на изучение этого раздела, явно недостаточно. В 5 классе по программе В.В. Бабайцевой – 20 часов; по программе М.М.Разумовской - 6 часов (в начале учебного года как самостоятельный материал), 51 час (в составе интегрированного раздела «Лексика. Словообразование. Правописание»); в 5 классе по программе С.И.Львовой - 20 часов. «Лексикология и фразеология» также представлены в 10 классе при 34-часовой стандартной программе -6 часов; при 68-часовой – 8 часов. Большая часть уроков посвящена изучению лексикологии, фразеологии уделяется малое количество учебных часов. Поэтому в работе по формированию культуры речи необходимо восполнить этот пробел, введя изучение этимологии фразеологических оборотов с 5 по 11 класс во внеклассной деятельности, как элемент домашней работы, как фрагмент урока и т.д.
Проводя данную исследовательскую работу, учащиеся смогут обогатить свою речь, узнать много нового об истории своей страны и ответить на вопросы, что стоит за привычными выражениями типа собаку съел, какие явления породили языковой образ, насколько нерасторжима связь «просто» слова и слова – компонента устойчивого сочетания.
В 5 классе дети узнают о происхождении того или иного фразеологического оборота со слов учителя, став старше занимаются исследовательской деятельностью, которая может стать основой реферата для итоговой аттестации.
Приведу примерное планирование работы по изучению фразеологического оборота на этимологической основе по программе М.М.Разумовской.
Класс | Раздел | Тема | Фразеологический оборот | Примерное практическое задание |
5 класс
|
Фонетика Орфоэпия
|
Звуки гласные и согласные |
Время истекло Ложиться с петухами |
Назвать гласные и согласные звуки |
Слог, ударение |
пО уши/по Уши нос пО ветру держать/ нос по вЕтру держать бок О бок/бок о бОк |
Объяснить постановку ударения |
||
Что изучает орфоэпия |
Выше головы не перепрыгнешь На каждый чих не наздравствуешься |
Затранскрибировать выражения |
||
Произношение согласных звуков |
Бзык нашел Стоять на часах |
В каком выражении все согласные твердые, в каком – глухие? |
||
Звуки и буквы |
Без году неделя, в трех шагах, гол как сокол, дело табак, Емелина неделя. Ждать битый час, заговаривать зубы, испустить дух, как в воду глядел, лихая година, метр с кепкой, на пушечный выстрел, ободрать как липку, плевать в потолок, рукой подать, с гулькин нос, тянуть время, убить бобра, целые сутки, через пень колоду, шестом не достать |
Расставить все выражения в алфавитном порядке |
||
Что обозначают буквы е, е, ю, я |
Где раки зимуют Бес вселяется Ясно как белый день |
Произвести фонетический разбор слов с подчеркнутыми буквами |
||
Орфография
|
Орфограммы в корне слова. Обозначение буквами гласных звуков |
Хранить молчание Стоять у кормила |
Подобрать проверочные слова |
|
Орфограммы в корне слова. Обозначение буквами согласных звуков |
Мелок брод по самый рот Сердце бьется как часы Аркадская идиллия |
Объяснить правописание. |
||
Сочетание букв жи/ши, чк/чн и другие
|
Без сучка и задоринки Жить на широкую ногу Звездный час |
Объяснить правописание |
||
Ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов |
Беречь как зеницу ока Виться как уж День да ночь – сутки прочь |
Объяснить правописание |
||
Разделительные ъ/ь |
Во мгновенье ока С распростертыми объятиями |
Объяснить правописание |
||
Написание тся/ться |
Мелким бесом рассыпаться Варится в собственном соку |
Объяснить правописание |
||
Не с глаголами |
Не выносить сор из избы Невзвидеть света |
Объяснить правописание |
||
Лексикология
|
Как определить лексическое значение слова |
бить баклуши прописать ижицу впросак попасть |
Определить лексическое значение выделенных слов, подобрать синонимичные выражения |
|
Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова |
В добрый час будь сказано Господь благословит
|
Данные выражения вставить в диалог |
||
Морфемика |
Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова |
Вышагивать в ногу с веком Нести трудовую вахту Сам с ноготок, борода с локоток |
Произвести морфемный разбор выделенных слов |
|
Лексика. Словообразование. Правописание.
|
Сколько лексических значений имеет слово |
Лезть на рожон Тянуть канитель |
Объяснить лексическое значение выделенных слов, подобрать антонимичные выражения |
|
Как пополняется словарный состав языка |
ахиллесова пята |
Объяснить лексическое значение выделенного слова |
||
Как образуются слова в русском языке |
Бобы разводить Гадать на кофейной гуще |
Произвести словообразовательный анализ |
||
Какие чередования гласных и согласных происходят в словах |
Очки втирать Быльем поросло Подложить мину |
Объяснить правописание |
||
Буквы о/е после шипящих в корне слова |
Береги денежку на че день Понедельник – день тяжелый |
Объяснить правописание |
||
Что такое профессиональные и диалектные слова |
Брать на буксир Пробили четыре склянки |
Объяснить лексическое значение выделенных слов |
||
Устаревшие слова |
Година бедствий Как аршин проглотил |
Объяснить лексическое значение выделенных слов |
||
Правописание приставок |
Перемывать косточки Сбиваться с курса |
Объяснить правописание |
||
Буквы и/ы после ц |
Ходить на цыпочках Цыганский пот |
Объяснить правописание |
||
Морфология. Имя существительное.
|
Что обозначает имя существительное |
Из кулька в рогожину Косая сажень |
Объяснить лексическое значение выделенных слов, произвести их морфологический разбор |
|
Употребление ек/ик |
Мальчик с пальчик Кусочек с коровий носочек |
Объяснить правописание |
||
Слитное и раздельное написание не с именами существительными |
Не лыком шит Черная неблагодарность |
Объяснить правописание |
||
Собственные и нарицательные имена существительные |
Кануть в Лету Мели, Емеля, твоя неделя |
Объяснить правописание |
||
Разносклоняемые имена существительные |
Без поры без времени |
Объяснить правописание, просклонять |
||
Имя прилагательное
|
Разряды прилагательных |
Вывести на чистую воду Нашел счастливый час С булавочную голову Стопы человеческие Пиррова победа Ноев ковчег |
Определить разряды прилагательных, прилагательные просклонять |
|
|
|
|
||
Глагол
|
Виды глагола |
Время терпит Можно камнем добросить |
Определить вид |
|
Инфинитив |
Брать измором Дать крюка |
Охарактеризовать инфинитив |
||
Наклонения глагола |
Хоть плюй в глаза – и то Божья роса Час на час не приходится |
Определить наклонение |
||
Время глагола |
Блажь нашла Время бежит Никто от своего рока не уйдет |
Определить время |
||
Правописание личных окончаний глагола |
Сколько хватает глаз Время не терпит Промигнуть не успеешь |
Объяснить правописание выделенных окончаний, произвести морфологический разбор глаголов |
||
6 класс
|
Правописание
|
Употребление прописных букв |
Прост как Колумбово яйцо Открыть Америку |
Объяснить правописание выделенных слов |
Буквы ъ и ь |
Молоть чушь Беречь пуще глаза Заморить червячка |
Объяснить правописание выделенных слов |
||
Орфограммы корня |
Тяжелый день Сжигать корабли Солнце взошло |
Объяснить правописание выделенных слов |
||
Слитное и раздельное правописание не с глаголами, существительными, прилагательными |
не успел и глазом моргнуть недобрый час покрыто мраком неизвестности |
Объяснить правописание выделенных слов |
||
Словообразование существительных, прилагательных и глаголов
|
Правописание сложных существительных и прилагательных |
Черная неблагодарность Семимильными шагами |
Разобрать по составу выделенные слова |
|
|
|
|
||
Правописание н/нн в именах прилагательных |
Шкура барабанная Короче воробьиного носа |
Объяснить правописание выделенных слов |
||
Правописание приставок пре/при |
превознести до небес превратиться в слух приложить руки дать прикурить |
Объяснить правописание выделенных орфограмм |
||
Буква и/ы в корне после приставок |
Как по нотам разыграть |
Объяснить правописание выделенного слова |
||
Причастие
|
Правописание н/нн в причастиях |
В считанные минуты Вооружен до зубов |
Объяснить правописание выделенных слов, произвести морфологический разбор причастий |
|
Слитное и раздельное написание не с причастиями |
Фома неверующий Делить шкуру неубитого медведя |
Объяснить правописание выделенных слов |
||
Деепричастие |
Правописание не с деепричастиями |
Не мудрствуя лукаво |
Объяснить правописание выделенного слова |
|
Имя числительное |
Разряды числительных |
Пятый угол Семеро одного не ждут Семь пятниц на недели |
Определить разряды числительных |
|
Местоимение
|
Разряды местоимений |
Отсохни у меня язык Отдавать себе отчет Открывать свои карты То там, то сям
|
Определить разряды местоимений, произвести морфологический разбор местоимений |
|
Правописание местоимений |
Нечем крыть За душой нет ничего Вить из кого-либо веревки |
Объяснить правописание выделенных слов |
||
7 класс
|
Наречие
|
Разряды наречий |
Смотреть бирюком Денно и нощно Проводить время зря |
Определить разряд наречий, произвести морфологический разбор наречий |
Правописание наречий |
Шагу невозможно вступить Есть еще порох в пороховницах Взад-вперед Нежданно-негаданно |
Объяснить правописание выделенных слов |
||
Предлог |
Разряды и правописание предлогов |
Разделать под орех Во всю Ивановскую От доски до доски Иметь в виду
|
Определить разряд, произвести морфологический разбор предлогов, объяснить правописание предлогов со словами |
|
Союз
|
Разряды союзов |
Сидеть на хлебе и воде Как кур во щи |
Определить разряд союзов, произвести их морфологический разбор |
|
Правописание союзов |
чтоб пусто было чтобы не повадно было |
Объяснить правописание союзов |
||
Частица |
Правописание и значение частиц |
Лишь только Того же поля ягода |
Определить значение частиц, объяснить правописание и произвести морфологический разбор |
В старших классах (8-11) возможны следующие задания:
- составить предложения с указанными оборотами;
- составить текст, включив в него указанные обороты;
- написать эссе, где тезисом выступал бы один из предложенных учащимся оборот.
Список литературы.
- Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Книга для внеклассного чтения учащихся.-М.: Просвещение, 1988.
- Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка: около 730 синонимических рядов/ Под редакцией В.П.Жукова.- М.: Русский язык, 1987.
- Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии: Науч.-популяр.- М.: Высшая школа, 1990.
- Фразеологический словарь русского языка: Свыше 4000 словарных статей/ Л.А.Войнова, В.П.Жуков, А.И.Федоров; Под редакцией А.И.Молоткова.-4-е издание, стереотипное.-М.: Русский язык, 1986.
- Шанский Н.М. В мире слов: Книга для учителя.-3-издание, исправленное и дополненное.- М.: Просвещение, 1985.
- Я познаю мир:Детская энциклопедия: Русский язык/ Автор-составитель В.В.Волина; Художники А.В.Кардашук, Е.В.Гальдлева.Под общей редакцией О.Г. Хинн.-М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.