Цель: дать понятия нарицательных и собственных имен существительных.
Задачи:
- повторить ранее изученный материал об имени существительном;
- формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);
- развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы;
- воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, воспитание самостоятельности, объективности в оценивании себя.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: карта города (Приложение 1), маршрутный лист (Приложение 2), мультимедийный проектор. Презентация
Эпиграф к уроку:
Всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего. К. Д. Ушинский.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Приветствие.
- Определение темы и цели урока.
По слогам твердим едва осиля
Вяжущую губы немоту:
Мама, небо, хлеб, роса, Россия –
Камушком катается во рту... –
Так предлагают нам поэты
Задуматься о том, что говорим
О том, что сказано впервые,
О том, что помним, любим и храним.
Интересный день сегодня и урок
Цель наша – узнать и вспомнить,
А также запомнить, как стишок
Правила о главной части речи –
Имени существительном
II. Повторение.
- Сегодня мы совершим путешествие в замечательную страну Морфологию.
- Кто может пояснить, что это за страна? Что изучает этот раздел науки?
- Маршрут нашего путешествия указан в ваших маршрутных листах. Переплывем озеро и прибудем в пункт назначения – город Имя Существительное. В этом городе мы бываем часто, но нам нужно его узнавать ближе шаг за шагом. Помощником в нашем путешествии будет карта города, улицы которого мы постараемся расшифровывать каждый урок. Итак, правила путешествия: не шуметь, помогать, красиво и грамотно отвечать и писать. А самое главное – вы должны участвовать в выполнении заданий.
Но прежде чем мы тронемся в путь, нужно выполнить задание – не большое, но очень важное:
- Открыть тетради, записать число, классная работа и тему урока:
Имена существительные собственные и нарицательные.
- Это название улицы, которую мы сегодня расшифруем. И помните, расшифровать карту можно только при соблюдении правил путешествия: красиво и грамотно писать. Заполните маршрутные листы. Запишите свою фамилию и имя. По ходу работы над заданиями выставляете себе балл за каждое правильно выполненное задание. Количество баллов за ответ указано в маршрутном листе. Готовы?
Вместе сядем в катер, соберем рюкзак
Карта, компас, лупа – как любой моряк –
Знания в багаж, почтовых голубей...
Пусть нам завидует Джек Воробей!
У каждого из нас маршрутный лист,
На остановках нас ждут задания.
Должны мы улицу сию пройти
И разгадать загаданное таяние.
- Чтобы катер тронулся с места, нужно выполнить 1 задание.
1. “Четвертое лишнее” - устно:
- жёлудь, пчёлы, шёлк, шорох;
- цыган, цыплёнок, цифра, цыкнуть;
- врача, фальши, товарища, роща.
- Кто ответил, выставляет себе баллы.
- Ну что, ребята, в путь!
- Вот мы и подъехали к городу. Нас встречает.
2. “Синтаксический причал”.
Синтаксический причал
Нас непременно повстречал,
Задание припас для нас-
Должны исполнить в тот же час!
Маршрутный лист, перо в руке –
Работа синтаксическая.
Выполняем, но при этом –
Настроение лирическое.
Задание 2 – запишите предложение:
В мамином сердце всегда горит любовь к малышу.
Вопрос 1
Внимание ваше обращено
На предложение, в котором
Какой части речи особо полно?
Скажем?! Попробуем?!
(Имя существительное - перечислим)
Вопрос 2
Чем в предложении чаще всего
Может быть существительное?
На этот причала вопрос
Ответьте незамедлительно! (Подлежащее и дополнение – подчеркнем их)
- Выполнили задание, идем дальше по карте. Перед нами замок. От него уходят группы улиц. Подойдем к уже знакомой улице – Одушевленности.
3. Улица “Одушевленности”.
Синтаксический причал покинув,
Выполнив задачи без ошибок,
Ждет нас увлекательное путешествие
По улице удач, пятерок и улыбок
Маршрутный лист подсказывает нам
О том, что вышли к улице Одушевленности,
На которой притаилось задание.
- Слушаем вопрос: расскажите, какие существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными. Кто ответил – ставьте себе балл.
Задание 3.
Вот суть задания –
Имена существительные
Одушевленные и неодушевленные
В тексте найти и выписать,
Распределив на два столбика. (Приложение 3)
Я помню руки матери моей,
и я хочу, чтоб повторяли дети:
“Натруженные руки матерей,
Cвятее вас нет ничего на свете!”.
Н. Рыленков
III. Изучение нового материала.
- Прошли улицу Одушевленности. Перед нами новая улица, неизведанная, которую хочется узнать, расшифровать. Ну что, идем? Посмотрите, кто к нам идет навстречу? Это же Иван-царевич – герой русских народных сказок. Что-то грустно ему, может помощь нужна? Спросим его?
- Шел я по лесу домой и повстречался мне медведь. Задал мне медведь такой вопрос. Существительное медведь собственное или
нарицательное? Я задумался, ответа я не знаю, вот и блуждаю, из леса в город пришел, а дорогу найти не могу. Помогите!
- Поможем? Поможем. Все вместе расшифруем, что же это за улица.
1. “Собственные и нарицательные существительные”.
- Итак, запишем слово – медведь. Как назовем?
- Какие животные живут у вас дома?
- А какую кличку вы им дали?
- У вас в классе есть девочки и мальчики, записываю.
- Какое имя девочки вам нравится, а мальчика?
- Вы живете в городе или деревне? В каком?
- Я записала слова в 2 столбика. А можете объяснить почему?
медведь | Миша |
собака | Гром |
кошка | Федор |
мальчик | Саша |
девочка | Катя |
город | Барабинск |
- В 1 столбике слова называют однородные предметы – это нарицательные существительные, 2 столбик – единичные – это собственные.
- Еще раз посмотрим на записанные слова, скажите, к каким существительным отнесем слова из 1 столбика? Почему? (Нарицательные, так как называют однородные предметы). Слова 2 столбика? Почему? (Собственные, так как называют единичные предметы).
- Сможем ли мы теперь помочь Ивану-царевичу? Слово медведь – какое существительное?
IV. Закрепление.
Задание 4: посмотрите на слова и исправьте ошибки? (Приложение 4)
сказка | “Колобок” |
журнал | “Мурзилка” |
город | Куйбышев |
река | Валга |
озеро | Байкал |
Медленными шагами мы продвигаемся по улице, уже и дорога видна, нельзя уйти, не выполнив задание.
Задание 5 – найдите соответствие и запишите в столбик – самостоятельно. (Приложение 5)
Улица Мира.
Кинофильм “Дневной Дозор”.
Сказка “Теремок”.
Шоколад “Белочка”.
Яхта “Беда”.
Газета “Свежий ветер”.
Город Кемерово.
Дополнительный вопрос – Какие из этих существительных являются нарицательными, а какие собственными?
2. Дорога “Любопытных”.
Задание 6. Даны слова:
Вести, сережка, костер –
Составим словосочетание.
Одно с нарицательным,
А другое с собственным.
(Золотая сережка, приветливый Сережка, хорошие вести, информационные “Вести”, яркий костер, интересный “Костёр”)
Выполним задание 7 – запишем упражнение 477, самостоятельно, а затем проверим.
- Дополнительный вопрос - А кто-нибудь знает или может догадывается, почему эти две улицы соединены между собой? Я приглашаю вас в замок, где есть необычный музей. Послушаем рассказ, который называется “А вы об этом знали?”.
- Спасибо за интересный рассказ. Из него мы узнали, что некоторые имена собственные стали нарицательными существительными.
V. Подведение итогов.
Задание 8.
- Какие существительные называются собственными? Пример
- Какие нарицательными? Пример.
- Подсчитаем свои баллы за ответы и поставим оценки.
Наша дорога подошла к концу,
На остановке самой последней,
на карте отмечена точка пути.
Внимание! Всё, что мы с вами прошли!
Теперь мы сможем без лести сказать,
Кто был самым умным? Отменно!
Кто не боялся все заданья выполнять?
Безукоризненно на вопросы отвечать? –
5 “А” - непременно!
Путь пройден. Тайна разгадана
Путешествие удалось.
Все собрано. Вещи уложены,
Чтоб завтра нам все же пришлось...
Пришлось и хотелось увидеться
В Великой стране Языка!
VI. Домашнее задание.
- Подберите слова, которые тоже получили свои названия от собственных имен существительных. Прочитать правило на странице 195–196 упражнение 473.
- Анкетирование. Каким вы считаете урок?