Изучение словообразования на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Задачи урока

  • Понятие о форме слова.
  • Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
  • Общее представление об образовании слов при помощи суффиксов и приставок.
  • Умение отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.

Задания

  • Подбор однокоренных слов, выбор среди них проверочных.
  • Определение лексического и грамматического значения слова.

Учебный материал: Словарно-лексическая работа: лестничная клетка, квартал, телевизор, телефон, телеграф, чемодан.

Дополнительные упражнения

Подобрать однокоренные слова, выделить среди них проверочное слово.

Оглядеться
Недоглядеть
Взгляд
Поглядеть
Знать
Познавать
Распознавать
Узнавать

Повторение

  • Проверяемые и непроверяемые ударением гласные, Ь и Ъ разделительные.
  • Разбор предложения, восклицательный знак в конце предложения.
  • Однородные члены и знаки препинания.
  • Обобщающее слово.

План урока

1. Объяснение нового

Определение: словообразование – наука о языке.

2. Работа с тетрадями.

3. Работа с учебником: запись правил в тетрадь

4. Вывод о словообразовании.

Повторение.

Подобрать антонимы:

Ранний - (поздний)
Легкий - (тяжелый)
Быстрый – (медленный)
Хороший – (плохой)
Здоровый – (больной)
Твердый – (мягкий)

5. Словарно-лексическая работа.

Словарный диктант.

Вагон, лиловый, конфета, посетить, почерк, ремень, телефон, тренер, фиолетовый, шоссе.

6. Орфоэпическая работа (произношение).

Полный синтаксический разбор предложения.

В вазе лежали фрукты: яблоки, груши, сливы. (Предложение с однородными членами и обобщающим словом)

Творческое задание

Сочинение «Мой самый лучший день каникул».