Задачи урока
- Понятие о форме слова.
- Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
- Общее представление об образовании слов при помощи суффиксов и приставок.
- Умение отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.
Задания
- Подбор однокоренных слов, выбор среди них проверочных.
- Определение лексического и грамматического значения слова.
Учебный материал: Словарно-лексическая работа: лестничная клетка, квартал, телевизор, телефон, телеграф, чемодан.
Дополнительные упражнения
Подобрать однокоренные слова, выделить среди них проверочное слово.
Оглядеться
Недоглядеть
Взгляд
Поглядеть
Знать
Познавать
Распознавать
Узнавать
Повторение
- Проверяемые и непроверяемые ударением гласные, Ь и Ъ разделительные.
- Разбор предложения, восклицательный знак в конце предложения.
- Однородные члены и знаки препинания.
- Обобщающее слово.
План урока
1. Объяснение нового
Определение: словообразование – наука о языке.
2. Работа с тетрадями.
3. Работа с учебником: запись правил в тетрадь
4. Вывод о словообразовании.
Повторение.
Подобрать антонимы:
Ранний - (поздний)
Легкий - (тяжелый)
Быстрый – (медленный)
Хороший – (плохой)
Здоровый – (больной)
Твердый – (мягкий)
5. Словарно-лексическая работа.
Словарный диктант.
Вагон, лиловый, конфета, посетить, почерк, ремень, телефон, тренер, фиолетовый, шоссе.
6. Орфоэпическая работа (произношение).
Полный синтаксический разбор предложения.
В вазе лежали фрукты: яблоки, груши, сливы. (Предложение с однородными членами и обобщающим словом)
Творческое задание
Сочинение «Мой самый лучший день каникул».