Изучение слова как способ познания мира

Разделы: Русский язык

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Формирование личности ребенка, воспитание компетентного, ответственного и нравственного гражданина - одна из главных целей современного образования. Процесс образования в 21 веке - это не только усвоение знаний, умений и навыков, это процесс развития и формирования гармоничной и самодостаточной личности. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) определили основные направления развития личности учащихся, к числу которых относится и трудолюбие, и ответственность, и патриотизм, и гражданственность. Воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, т.к. система нравственных ценностей определяет приоритеты не только личностного, но и общественного развития.

Следует отметить, что процесс воспитание ребенка в современном мире представляет собой гармоничное сочетания новых форм и традиционных. Убеждены в том, что формирование мировоззрения детей 21 века невозможно без формирования исторического сознания. Как сказал Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Юное поколение 21 века, оснащенное информационными технологиями, должно научиться анализировать и сопоставлять свои знания с опытом прошедших времен. Формирование исторического сознания и осознания может и должно происходить в процессе школьного обучения, не только на уроках истории, но и на уроках словесности.

Опыт работы позволяет утверждать, что слово как семантическая единица оценивается учащимися на разных уровнях восприятия: знаю и использую слово; знаю, но не использую слово; не знаю значение слова. Работа с «незнакомыми» словами открывает широкие просторы для изучения не только словарного состав языка, но и истории в широком понимании этого слова. От слова - к понятию, от понятия - к концепту. Работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И.Даля на уроках словесности открывает для современного ученика не только новые знания, но и формирует историческое сознание. К сожалению, надо констатировать, что увеличивается количество слов, значение которых понятно старшему поколению, но не ясно современному школьнику. Например, такие слова, как жатва, нива, обоз, пашня, колхоз и другие могут вызывать затруднения у школьников 5-6-х, а порой и 7-8-х классов. Толкование лексического значения «незнакомых» слов невозможно без экскурса в историческое прошлое. Работа со словом на уроках словесности расширяет исторический кругозор ребенка.

Не менее значима работа и с теми словами, значение которых понятно или воспринимается через значение однокоренных слов. Особое внимание стоит уделить словам, в состав которых входит корень благо. Учащиеся не только младшего возраста, но и ученики 8-9 классов охотно работают с подбором однокоренных слов и нередко сами дают обоснованное толкование их значений. Начиная с самого понятного и часто употребляемого в речи слова благодарю, ученики продолжают подбирать примеры и перед ними выстраивается многочисленный ряд слов, в составе которых есть корень слова благ: благородство, благодать, благополучие, благодушие, благожелательный, благоверный, благовест, благотворительность, благодеяние и т.д. Толкуя значение этих исконно русских слов, ученики не только объясняют их лексическое значение, но и в процессе диалога с учителем, формулируют личностное понимания тех понятий и категорий, которые «зашифрованы» за лексическими единицами речи, формируют картину мира. Исследования подтверждают, что, опираясь на словообразовательный анализ, можно не только изучить историю слова, но и понять основные черты прошедших времен.

Национальные образы мира находят свое отражение в пословицах, поговорках и фразеологических оборотах. Приведу конкретный пример из педагогической практики. «Ребята, не работайте спустя рукава!» - обращается учитель к пятиклассникам. Дети смотрят с непониманием. Оказывается, только два ученика из всего класса знают значение данного фразеологического оборота. Объясняя значение, обращаемся к истории, рассказываем о том, как жили наши предки, какую одежду носили, и после этого ученики самостоятельно формулируют значение другого фразеологического оборота: работать, засучив рукава. В ходе дальнейшего диалога с учителем дети дают оценочную характеристику того или иного отношения к труду. В связи с этим не оспорима метапредметная функция уроков словесности в учебно-воспитательном процессе, частью которого является и формирование личности, воспитание и приобщение к культуре слова.

Нельзя забывать и о слове как единице текста, написанного в конкретную историческую эпоху и относящегося к определенному жанру и литературному направлению. Смысловое чтение - это работа со словом не только как с семантической единицей, но и как единицей, несущей в себе историко-лингвистическую информацию и эмоциональную окраску. Анализ художественных текстов на уроках литературы позволяет с помощью слова не только понять основную идею произведения, но и уловить исторические особенности эпохи, почувствовать дух времени. Можно с уверенностью утверждать, что лексико-семантический и структурно-семантический принципы преподавания словесности в школе 21 века способствуют развитию личности ребенка, формируют его мировосприятие.

Исходя из профессиональных наблюдений, можно утверждать, что уроки русского языка и литературы не только дают новые знания по предметам, но и воспитывают учеников, формируют их представление о мире, учат правильно понимать текст, идти от истории слова к истории государства. Как писал Д.С. Лихачев: «Понимание текста есть понимание всей стоящей за текстом жизни соответствующей эпохи» (Письма о добром. СПб., Азбука, 2013., стр. 151…).

Изучение слова как единицы языка в широком понимании дает возможность познания не только семантики слова, но и истории его происхождения, а значит позволяет расширить представления о истории, культуре. Родное слово - это не просто средство коммуникации, это своеобразный маркер эпохи, это опыт, накопленный поколениями. Философы утверждают, что мы мыслим словами, значит мыслим теми мировоззренческими трафаретами, которые были сформулированы нашими предками. Значит, работая со словом на уроках русского языка и литературы, современные дети не только получают новые лингвистические или литературоведческие знания, но и расширяют свой кругозор, что способствует формированию всесторонне развитой и гармоничной личности.