Школьная программа по русскому языку предусматривает обязательное изучение слов с непроверяемыми орфограммами. Не секрет, что запоминание словарных слов достаточно часто вызывает затруднение у ребят. Перед учителем всегда стоит задача отобрать такие методы и приемы, которые позволят привлечь внимание учащихся и добиться их активного участия в процессе изучения материала. На мой взгляд, важно заинтересовать ребят уже на первом этапе - этапе знакомства с новым словом. Думаю, что презентация «Изучение словарных слов в 3 классе (2 полугодие) будет полезна учителям. В работе использованы различные приёмы введения нового словарного слова, некоторые из них достаточно подробно описаны в книге Галины Александровны Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка».
Приемы введения нового словарного слова:
- Поиск предназначенного для ознакомления слова, связанный с работой по фонетике [2].
- Поиск нового словарного слова, связанный с повторением изученного материала (знание частей речи, их признаков).
- Поиск нового словарного слова, основанный на математических знаниях, путем решения примеров.
- Поиск предназначенного для ознакомления слова путем разгадывания шифров и кодов [2].
- Поиск нового словарного слова путем сравнения иллюстраций.
- Поиск нового слова при полном отсутствии указаний учителя, основанный на способности учащихся анализировать и быть внимательными к языковому материалу [2].
№ |
Словарное слово |
Задание для учащихся |
||||||||||||||||||||||||
1. |
самолёт |
Решите примеры и отгадайте словарное слово, используя ключ:
45 + 6 · 6 = (м)
|
||||||||||||||||||||||||
2. |
комната |
Рассмотрите иллюстрацию и отгадайте новое словарное слово (Ком+Ната = комната)
|
||||||||||||||||||||||||
3. |
однажды |
Уберите буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки, и вы узнаете новое словарное слово
|
||||||||||||||||||||||||
4. |
кровать |
Отгадайте новое словарное слово, используя шифр и ключ к нему
Ключ: (2-1), (2-4), (1-5), (1-2), (2-6), (1-7), (2-3) |
||||||||||||||||||||||||
5. |
рябина |
Вы прочитаете новое слово, если определите последовательность соединения букв
|
||||||||||||||||||||||||
6. |
трамвай |
Отгадайте новое словарное слово, выписав первые буквы имён существительных
Радостный, труд, радость, трудный, актриса, мошки,
|
||||||||||||||||||||||||
7. |
пятница |
Решите примеры и отгадайте словарное слово, используя ключ:
6 + 2 · 6 = ( ц)
|
||||||||||||||||||||||||
8. |
около |
Уберите буквы, обозначающие непарные мягкие согласные звуки, и вы узнаете новое словарное слово
|
||||||||||||||||||||||||
9. |
солома |
Отгадайте новое словарное слово, используя шифр и ключ к нему:
Ключ: (1-2), (1-5), (2-2), (1-5), (2-1), (2-6) |
||||||||||||||||||||||||
10. |
потом |
Уберите буквы, обозначающие непарные по твердости-мягкости согласные звуки, и вы узнаете новое словарное слово
|
||||||||||||||||||||||||
11. |
вокруг |
Отгадайте новое словарное слово, выписав первые буквы имён прилагательных Волшебник, волшебный, обида, обижаться, обидный, кричать, крик, крикливый, ручной, рука, угрюмый, угорь, голова, главный. |
||||||||||||||||||||||||
12. |
приветливо |
Выпишите первые буквы глаголов и узнаете новое словарное слово
|
||||||||||||||||||||||||
13. |
Красная площадь |
Определите два новых словарных слова
|
||||||||||||||||||||||||
14. |
Московский Кремль |
Определите два новых словарных слова по иллюстрации
|
||||||||||||||||||||||||
15. |
ромашка |
Решите примеры и отгадайте словарное слово, используя ключ:
(6 + 2) ·6 = (м)
|
||||||||||||||||||||||||
16. |
сирень |
Вы прочитаете новое слово, если определите последовательность соединения букв
|
||||||||||||||||||||||||
17. |
поэт |
Решив цепочки примеров и расположив ответы в порядке возрастания, вы узнаете новое словарное слово
|
||||||||||||||||||||||||
18. |
гвоздика |
Прочитайте первые буквы слов, обозначающих одушевленные имена существительные, и вы узнаете новое словарное слово. Гном, груздь, волна, волк, обида, оса, заяц, василёк, дворник, месяц, иволга, камень, карась, трава, аист. |
||||||||||||||||||||||||
19. |
животное |
Отгадайте новое словарное слово, прочитав по порядку пропущенные буквы. Кни…ка, ж…раф, рука…, с…бака, ено…, по…чик, к…льцо, в…сёлый. |
||||||||||||||||||||||||
20. |
одуванчик |
Прочитайте первые буквы слов, обозначающих неодушевленные имена существительные, и вы узнаете новое словарное слово Одеяло, стрекоза, дрова, улица, вилка, ястреб, астра, комар, ночник, часовщик, часы, ириска, лиса, кисть. |
||||||||||||||||||||||||
21. |
воскресенье |
Отгадайте новое словарное слово, используя шифр и ключ к нему:
Ключ: (2-1), (1-5), (1-2), (2-3), (2-7), (1-6), (1-2), (1-6), (1-4), (2-5), (1-6) |
||||||||||||||||||||||||
22. |
завтрак |
Отгадайте новое словарное слово, прочитав по порядку пропущенные буквы Берё__ка, __льбом, була__ка, грус__ный, пер__он, гр__чи, рюкза__. |
||||||||||||||||||||||||
23. |
песок |
Уберите буквы, обозначающие непарные по звонкости-глухости согласные звуки, и вы узнаете новое словарное слово
|
||||||||||||||||||||||||
24. |
квартира |
Уберите буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки, и вы узнаете новое словарное слово
|
||||||||||||||||||||||||
25. |
герой |
Решив цепочки примеров и расположив ответы в порядке убывания, вы узнаете новое словарное слово
|
Используемая литература
- В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык. 3 класс». Учебник. Часть 2. - М.: Просвещение, 2021.
- Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». 2 кл. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2004.