ИКТ на уроке русского языка в 7-м классе. Обобщение и закрепление пройденного по теме "Причастие"

Разделы: Русский язык


Цель: обобщение пройденного материала; закрепление навыков узнавания причастий в тексте, их правописания и образования; работа с опорными конспектами; развитие речи учащихся.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, компьютер, сигнальные карточки, таблицы с домашним заданием, оценочные карточки

Ход урок

Орг. момент: объявление темы и цели урока. СЛАЙД 1

I. Проверка домашнего задания

СЛАЙД 2

Орфоэпический диктант (слова на экране без ударений).

Переданный, отданный, прибывшие, звонящие, могущий, дышащий, умерший, начатый, прожитый, положенный, премированный, созданные, занятый.

Проверка: слова произносим хором по хлопку учителя (по щелчку появляется проверка).

пЕреданный, Отданный, прибЫвшие, звонЯщий, мОгущий, дЫшащий, умЕрший, нАчатый, прОжитый, полОженный, премирОванный, сОзданные, зАнятый.

СЛАЙД 3

Какие части речи представлены в этом диктанте?

Переданный, отданный, прибывшие, звонящие, могущий, дышащий, умерший, начатый, прожитый, положенный, премированный, созданные, занятый.

Как вы их узнали? (вопрос появляется после щелчка)

--- по суффиксам (после ответа по щелчку появляются слова с выделенными суффиксами)

СЛАЙД 4

Итак, какие суффиксы причастий вам известны? (после ответа нескольких учеников появляются суффиксы по щелчку):

-ющ- ; -ущ-

-ащ- ; -ящ-

-вш- ; -ш-

-ом-; -ем-

-им-

-енн- ; -ённ- ; -нн- ; -т-

СЛАЙД 5

Игра "Сигнальщики"

Проверим теперь ваше умение узнавать причастия не только зрительно, но и на слух.

(Для этой работы вам понадобятся сигнальные карточки: красная - "нет", синяя - "да")

Я буду произносить слова:

Красный, краснеющий, краснейший, светлейший, светящийся, светлевший, осветлённый, серебряный, посеребрённый, серебристый, серебрящийся, тяжёлый, потяжелевший, тяжелеющий, тяжелейший, загорелый, загоревший, дежурный, дежурящий, рабочий, работающий.

А вы на слух будете определять: причастие это или нет, показывая нужную карточку. После этого на экране будут появляться слова (по щелчку), разделённые на столбики, и вы сможете себя проверить.

ПРИЧАСТИЯ

Краснеющий

светящийся

светлевший

осветлённый

посеребрённый

серебрящийся

тяжелевший

тяжелеющий

загоревший

дежурящий

работающий

ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Красный

краснейший

светлейший

серебряный

серебристый

тяжёлый

тяжелейший

загорелый

дежурный

рабочий

Молодцы! Оставьте себе заработанные карточки!

II. Обобщение теоретического материала. Работа с ОК.

Теперь расскажите, что вы знаете о причастиях,

СЛАЙД 6

Дайте определение причастия как части речи (появляется в два этапа опорный рисунок - формула.)

- Причастие - это самостоятельная часть речи, сочетающая в себе признаки глагола и прилагательного (по щелчку после ответа учеников появляется ответ на слайде).

СЛАЙД 7: (В несколько этапов появляется ОК с движущимися рисунками)

(по щелчку) Какие это предметы? --- Совершающие действие (по щелчку после ответов)

(по щелчку) Какой это предмет? --- Подвергаемый действию (по щелчку после ответов)

(по щелчку) Каково же грамматическое значение причастий? --- Причастие обозначает признак предмета по его действию (по щелчку)

СЛАЙД 8

От какой части речи образуются причастия? (По щелчку - опорная запись) --- От глагола. В этом их отличие от прилагательных (По щелчку - опорная запись).

(по щелчку) Какие постоянные морфологические признаки перешли к причастию от глагола? (по щелчку - опорная запись) --- Вид, время, возвратность и ЗАЛОГ (по щелчку).

СЛАЙД 9: (появляются опорные рисунки)

Какой залог бывает у причастий? --- Действительный и страдательный (по щелчку после ответа).

Расскажите о причастиях действительного залога.--- Обозначают признак предмета, который сам совершает действие (по щелчку после ответа).

Расскажите о причастиях страдательного залога.--- Обозначают признак предмета, над которым совершают действие (-по щелчку).

СЛАЙД 10

Как вид глагола влияет на образование причастий? (по щелчку - ОК) --- От несовершенного вида глагола можно образовать и настоящее, и прошедшее время, а от совершенного - только прошедшее (по щелчку после ответа).

СЛАЙД 11

Какие свойства прилагательного перешли к причастию? (по щелчку - таблица склонений причастий)----Способность изменяться по числам, родам, падежам.

В какой морфеме выражаются эти свойства? --- В окончании.

Как изменяются окончания при склонении причастий? --- Как у прилагательных.

СЛАЙД 12

Что нужно знать о глаголе, чтобы правильно образовать причастия настоящего времени?

(по щелчку-опорные формулы) --- Вид, переходность, спряжение глагола и основу настоящего времени

(по щелчку) От каких глаголов образуются страдательные причастия?(по щелчку - опорная формула) --- Только от переходных (по щелчку после ответа)

СЛАЙД 13: появляются 2 столбика глаголов

1) Краснеть, сеять, клеить, идти, махать, видеться.

2) Сберегать, хранить, слышать, вести, волновать, улыбаться.

(по щелчку) Письменно образуйте от данных глаголов причастия настоящего по образцу: (по щелчку) от глаголов 1 столбика - ДПНВ; (по щелчку) от глаголов 2 столбика - СПНВ. Затем проверим.

СЛАЙД 14

Проверяем, как вы справились с образованием ДПНВ (ученики зачитывают по своим тетрадям, а на экране вслед за ними (по щелчку на каждое слово) появляется проверка.

СЛАЙД 15

Проверяем, как вы справились с образованием СПНВ (ученики зачитывают по своим тетрадям, а на экране вслед за ними (по щелчку на каждое слово) появляется проверка.

СЛАЙД 16

Что нужно знать о глаголе, чтобы правильно образовать причастия прошедшего времени? (по щелчку - опорные записи) --- Вид, время, переходность и основу инфинитива или прошедшего времени

СЛАЙД 17

Только от каких глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени с суффиксами -енн-, -ённ-, -нн-? (по щелчку - опорная запись) --- Только от переходных совершенного вида (по щелчку после ответа).

СЛАЙД 18

1) Краснеть, посеять, клеить, расстроиться, беречь, увлечься.

2) Закрыть, дополнить, принести, перемешать, переместить, говорить.

(по щелчку) Письменно образуйте от данных глаголов причастия прошедшего по образцу: (по щелчку) от глаголов 1 столбика - ДППВ; (по щелчку) от глаголов 2 столбика - СППВ. Затем проверим.

СЛАЙД 19

Проверяем, как вы справились с образованием ДППВ (ученики зачитывают по своим тетрадям, а на экране вслед за ними (по щелчку на каждое слово) появляется проверка).

СЛАЙД 20

Проверяем, как вы справились с образованием СППВ (ученики зачитывают по своим тетрадям, а на экране вслед за ними (по щелчку на каждое слово) появляется проверка)

СЛАЙД 21

Закрепим повторение, сделав морфологический разбор причастий в данных предложениях

Опавшие с деревьев листья жёлтым ковром покрывали дорожку сада, охраняемого старым сторожем.

Скала, озарённая солнцем, ярко сияла над переливающейся водой.

СЛАЙД 22: ПРОВЕРЯЕМ!

После зачитывания учащимися своих разборов на экране (по щелчку на каждое причастие) появляются разобранные причастия для проверки

III. Объяснение Д / З и подведение итогов урока.

СЛАЙД 23

1. Домашнее задание предлагается сделать в таблице, приготовленной учителем, используя знания, повторённые и закреплённые на данном уроке.

2. Учитель делает вывод о знаниях и умениях класса, обращает внимание на недоработки свои и учеников.

3. Оценки за урок выставляются по наличию карточек, полученных за ответы

Приложение 1, приложение 2.