Имена существительные собственные и нарицательные

Разделы: Русский язык


Цель: создать условия для развития умения различать имена существительные собственные и нарицательные.

Задачи:

  • формирование речевой компетенции учащихся, умения классифицировать слова, решать проблемные задачи;
  • развитие орфографической зоркости; обогащение словаря учащихся;
  • воспитание умения работать в группах, чувства коллективизма, уважения и любви к Родине.

Используется интерактивное наглядное пособие: География материков и океанов.

Ход урока

I. Организационый момент

Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок
Постарайтесь все понять
Интересное узнать.

Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

II. Орфографическая минутка

Мес.ность, дер.во, сапож.к, умн.ца, снег.

Задание: вставить орфограммы и объяснить, записать в тетрадь

– Слова какой части речи записаны? (существительные)

III. Актуализация опорных знаний.

1. Повторение об имени существительном

– Что обозначает существительное? (предметы)

– На какие вопросы отвечают? (кто? что?)

– Какие бывают существительные ? (одушевленные и неодушевленные)

– Как изменяются существительные? (по числам)

– Какого рода бывают существительные? (м.р.; ж.р.; с.р)

2. Работа по группам

Правила работы в группах:

  1. Внимательно слушай товарища.
  2. Говори по очереди, не перебивай друга.
  3. Уважай мнение ребят.
  4. Помоги товарищу, если ему понадобится помощь.

Задание:

Из словаря со страницы 46 выписать :

1 группа – существительные ж.р.

2 группа – существительные м.р.

3 группа – существительные среднего рода

Представители от каждой группы докладывают о выполнении задания

Проверка с помощью сигнальных карточек

ж. р. м. р. ср. род
Плотина победитель побережье
Победа повар поведение
Поверхность поворот повидло
Повестка пограничник  
Повесть погреб  
Поговорка подарок  
Погода подберезовик  
Подбородок    
  • Сооружение, перегораживающее реку.
  • Письменное официальное извещение с вызовом.
  • Полоса земли вдоль морского берега.
  • Плетень – изгородь сплетенный из прутьев и ветвей.

3. Назовите падежи существительных и вопросы к ним.

Задание: вставить окончания существительных, доказать их написание:

  • Сидеть на стул...
  • Шел по тропинк...
  • Выехать из город...
  • Увидеть сестр...

Е, е, и, ы, а, я, у, ю

4. Какие существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению, к 3 склонению?

Вернемся к словам на доске и в тетради: определите склонение слов.

5. Игра «Слово в слове»

В каком слове спряталось слово «метр»? страница в словаре – 31.

Метро – ср. р; это несклоняемое существительное.

Приведите примеры несклоняемых существительных

Запишите несколько слов – самостоятельно.

Взаимопроверка.

Физкультминутка

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.

IV. Сообщение темы урока

Сегодня мы продолжаем разговор об имени существительном и узнаем на какие 2 группы делятся имена существительные. И совершим небольшое заочное путешествие по планете Земля.

V. Работа над новой темой.

(Использование интерактивного наглядного пособия: География материков и океанов)

1. Найдите и назовите материк, где находится наша страна. (Евразия)

Наша Россия очень большая и занимает огромную площадь, занимает большую часть материка. Природа ее разнообразна и красива.(Показ)

Вижу чудное приволье
Вижу нивы и поля –
Это русское раздолье,
Это русская земля.

Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга –
Это русская картина,
Это Родина моя.

2. Давайте прочитаем текст про нашу Россию

Упражнение 1 стр. 54

– Почему некоторые имена существительные в середине предложения пишутся с большой буквы?

3. Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву «Прописная буква»

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

Вот какие важные дела у большой буквы.

4. Знакомство с правилом. Рубрика «Тайны русского языка»

Все имена существительные можно разделить на 2 группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие – с маленькой.

Обратимся в рубрику «Тайны русского языка» и узнаем о том, как называются такие существительные и что они обозначают.

Самостоятельное чтение рубрики учащимися.

– Какие существительные называются собственными?

Какие существительные называются нарицательными?

VI. Закрепление новой темы

а) Что можно сказать о существительном Евразия? (Оно собственное, называет материк, пишется с заглавной буквы)

Запишем: Евразия.

б) Продолжим наше путешествие. Какие материки еще есть на Земле?

Назовите. Какой частью речи являются названия материков?

в) Отправимся в Антарктиду – запишем название материка.

Антарктида – самый высокий материк Земли. Средняя высота ледникового покрова достигает 2040 м.

Физминутка

г)Австралия – здесь можно увидеть самую большую монолитную скалу Улуру.

д) Африка – здесь находится самая большая пустыня мира Сахара.

(рядом) Самая большая река в Африке – река Нил, (внизу) здесь же красивый водопад Виктория. (записать)

е) Южная Америка – Самый высокий в мире водопад Анхель.

Великая река в мире по водоносности – река Амазонка.

ж) Северная Америка – горная система Кордильеры, Ниагарский водопад, река Миссисипи – одна из величайших рек мира.

Зрительная гимнастика

Нарисуйте глазами квадрат, круг, прямоугольник, сильно зажмурьтесь.

з) Обратите внимание , что среди собственных имен существительных встречаются несклоняемые слова.

Рубрика «Обрати внимание»

VII. Решение проблемной задачи

Вернемся на материк Евразия, в Россию, чтобы увидеть реку Енисей, реку Лену, Онежское озеро.

Назовите столицу нашей Родины (столица Москва) Как мы должны записать эти существительные?

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица , дом, где он родился. Это его малая родина, а из множества таких маленьких разных уголков и состоит наша общая великая Родина.

Наша малая родина – это наше Воскресенское.

Какая река протекает в нашей местности?

Волга – одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе.

Назовите главный город нашей Саратовской области?

Саратов

На доске: Измените по числам слова правого столбика

Воскресенское село – села (заранее записаны на доске)
река Волга река – реки
Саратов город – города

– Прочитайте пару слов правого столбика.

– Как изменяются в нем слова? (по числам)

– К какой группе существительных относятся все слова правого столбика? (нарицательные)

Измените по числам остальные слова

– Прочитайте слова левого столбика.

Измените их по числам. Получается? (Проблема!)

– А к какой группе существительных относятся эти слова? (собственные)

– Что вы узнали об именах собственных?

– Какой вывод можете сделать?

Чтение правила в учебнике , с. 56

VIII. Работа в парах

Упражнение 3 с.56

Фронтальная проверка

Мы путешествовали по планете Земле. На доске:

Земля – земля

Чем же отличаются эти слова?

Почему так записано?

IX. Итог урока

Подведем итоги сегодняшнего урока.

Какие имена называются нарицательными?

Какие существительные называются собственными?

Что еще вы узнали про собственные имена существительные?