Изучение темы "Глагол" с учетом межпредметных связей

Разделы: Русский язык


Прохождение педагогической практики по русскому языку позволило осветить вопрос интегрированного подхода к урокам русского языка в целом, и аспекты изучения темы «Глагол» с опорой на межпредметные связи, в частности. Студентка Института филологического образования Марина Михайловна Трегубова, чей урок предлагается в данной статье, наметила способы реализации межпредметных связей. Обсуждение же данного урока позволило методисту Ю.А. Улановой отметить «белые пятна», проблемы интеграции учебных дисциплин и перспективы дальнейшего исследования, тема которого заявлена в статье.

Прежде всего, представим материалы к уроку, проведённому М.М.Трегубовой.

Нами предпринята попытка обобщить опыт проведения первых школьных уроков и представить вашему вниманию систему заданий, апробированную на практике по теме «Виды глагола», изучаемой по учебнику Михаила Трофимовича Баранова в 5 классе.

В теме «Глагол» параграф «Виды глагола» выбран нами неслучайно, т.к. информация о видовой паре является новой для пятиклассника, а предлагаемая система упражнений позволит заинтересовать школьника.

Любая тема, касающаяся «самой живой части речи русского языка», по словам одного из современных поэтов, для учителя является темой, в которой нужно уделить внимание следующим трудностям:

- соблюдению норм при образовании видовой пары (стилистических и орфоэпических);
- построению словосочетаний с учётом сочетательных свойств слова.

Предлагаемые задания составлены, исходя из трудностей, и направлены на их преодоление.

Уважаемые коллеги, обратитесь к предлагаемому материалу.

Посмотрите на 1 задание. Мы назвали его словами из стихотворения Блока. Данное задание проводится на уроке объяснения нового материала на этапе закрепления. Упражнение осуществляет связь с такими предметами, как литература, развитие речи, литературоведение, лингвистический анализ текста.

2 задание СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК также выполняется на уроке объяснения нового материала на этапе закрепления. Здесь реализуется межпредметная связь с литературой, развитием речи, риторикой.

Оба этих задания позволяют развить речевые навыки учащихся.

Давайте обратимся к 11 заданию, которое мы назвали ВСЯК МОЛОДЕЦ НА СВОЙ ОБРАЗЕЦ. Оно проводится на уроке обобщения, повторения изученного материала на этапе обобщения. В данном примере подразумевается связь с лексикографией, словообразованием (это внутрипредметная интеграция).

12 задание - грамматическая сказка «Жили-были» выполняется на уроке обобщения, повторения изученного материала на этапе обобщения. Это творческое задание, которое показывает интеграцию и с культурой речи, и с лингвистическим анализом текста, и с развитием речи.

Представив задания в таблице и подобрав дидактический материал к каждому типу задания, мы вместе с учениками проследили этапы формирования следующих умений:

- аналитических (анализ текста, выполнение видов разбора),
- речевых (письменная речь),
- коммуникативных (устная речь).

Данные умения, формирующиеся с учётом межпредметных связей, позволили нам сделать следующие выводы:

  • во-первых, средства искусства через художественные образы помогут активизировать личный опыт каждого ребёнка, соединив интеллектуально-волевую и эмоциональную сферы человека;

  • во-вторых, Интегративный подход к изучению темы помогает школьнику увидеть, осознать значимость учебного материала и его место в языковой системе и целостной картине мира;

  • в-третьих, система упражнений позволит создать твёрдый зрительный образ слова, формировать лингвистическое мышление учащихся, то есть сознательно осмыслить законы языка и речи.

Тема «Вид глагола»

ТИП ЗАДАНИЙ

ТИП УРОКА

ЭТАП УРОКА

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

1. «Стремительное движение» А.Блок

объяснение нового материала

закрепление

литература, развитие речи, литературоведение, лингвистический анализ текста

2. Сказка – ложь, да в ней намёк

объяснение нового материала

закрепление

литература, развитие речи, риторика

3. Глагола творческая сила

объяснение нового материала

закрепление

литература, развитие речи, лингвистический анализ текста

4. Не учась, и лаптя не сплетёшь

объяснение нового материала

закрепление

развитие речи

5. Одним словом

объяснение нового материала

закрепление

развитие речи

6. Рассуждай вслух!

обобщение, повторение изученного материала

повторение

литература, развитие речи

7. Золотые строки русской поэзии

обобщение, повторение изученного материала

повторение

литература, развитие речи

8. Сказано – сделано

объяснение нового материала

закрепление

внутрипредметная связь со словообразованием

9. Кто быстрее!

объяснение нового материала

закрепление

внутрипредметная связь со словообразованием

10. За чем пойдёшь, то и найдёшь!

обобщение, повторение изученного материала

обобщение

внутрипредметная связь со словообразованием

11. Всяк молодец на свой образец

обобщение, повторение изученного материала

обобщение

лексикография, внутрипредметная связь со словообразованием,

12. Жили-были (грамматическая сказка)

обобщение, повторение изученного материала

обобщение

развитие речи, культура речи

1. «Стремительное движение» А.Блок

Используя материал пейзажных стихотворений А.Блока, докажите справедливость наблюдений учёного, о которых говорится в данном тексте. Обратите внимание на то, с помощью каких морфологических средств передаётся в произведении ощущение стремительного движения.

А.Блок внёс в русскую поэзию ощущение небывалых просторов, расходящихся далей, смутного пути, теряющегося во мгле («Осенняя воля», 1905; «Россия» 1908 и др.). Пространство пронизано стремительным, вихревым движением, означенным такими излюбленными глаголами Блока, как «лететь», «мчаться», «стремиться», «виться», «кружиться»: «летим в миллионы бездн», «летит, летит степная кобылица», «миры летят», «торопливый полёт комет». Мир природы весь в лёгких, летящих очертаниях, словно «бы продутый насквозь ветром».

Ветер - главная стихия творчества… Он несёт с собой клубы снега или пыли, ослепляет, валит с ног, срывает окна с петель. Часто у Блока переплетаются мотивы ветра и снега, оттуда рождается образ вьюги, метели («Русь», 1906; «Под шум и звон своеобразный…», 1909; цикл «Снежная маска», 1907; «Двенадцать», 1918). Воздух блоковского пейзажа чаще всего замутнённый, неясный, мглистый. Никто из поэтов с такой силой не передал стихийность русской природы, порывистой, необузданной, дерзновенной («Осенняя воля», «Русь», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», 1910; «Новая Америка», 1913).

М.Эпштейн.

2. Сказка – ложь, да в ней намёк

Прослушайте замечательную сказку. Чем различаются глаголы в речи правой и левой руки? Постройте высказывание так: тезис - доказательство - вывод.

Руки

Однажды правая рука сказала левой:

- Стыдись, ведь мы одинаково устроены природой, а между тем я всё умею делать, а ты ничего. Я и жну, и кошу, и сею, и огород поливаю, и пишу, и рисую, и черчу – словом, всё делаю. А ты бездельничаешь.

На что левая рука ответила:

- Чем же виновата, что мой господин меня не упражняет? Пусть он только начнёт меня упражнять – и я всё сделаю: и сожну, и накошу, и посею, и огород полью, и напишу, и нарисую, и начерчу не хуже тебя.

По А. Пешковскому.

3. Глагола творческая сила

Проанализируйте любое пейзажное стихотворение А.Фета и проследите за тем, какими морфологическими средствами достигается впечатление движения, беспрерывного изменения природы. Сделайте вывод.

4. Не учась, и лаптя не сплетёшь

Запишите как можно больше видовых пар, образующих совершенный вид со значением, указанным ниже. Постарайтесь составить краткие предложения на все перечисленные случаи с обеими видовыми парами. Обязательно проверьте свои работы.

а) один раз, вдруг (прыгать - прыгнуть);
б) определённое время (говорить - поговорить);
в) в определённом направлении (бегать – побежать);
г) до определённой границы (бежать – добежать);
д) в большом количестве (варить - наварить)
е) сделать что-либо подробно, основательно (смотреть – рассмотреть);
ж) снова, заново (делать – переделать);
з) закончить действие (гореть – догореть).

5. Одним словом

Замените указанные толкования глаголом с НЕ. Составьте с некоторыми из них предложения.

  1. Почувствовать неприязнь к кому, чему-либо.

  2. Принуждать, заставлять делать что-нибудь.

  3. Испытывать чувство возмущения.

  4. Проявить недостаточное внимание, оплошность при наблюдении.

  5. Есть недостаточно, плохо питаться.

  6. Чувствовать себя не очень хорошо.

  7. Синоним слова недоглядеть.

  8. Плохо, недостаточно выспался.

  9. Находиться в недоумении.

  10. Холить, лелеять.

  11. Предаваться неге, наслаждаться.

  12. Проявлять ярость.

  13. Синоним слова нездоровится.

  14. Питать ненависть к кому-либо.

6. Рассуждай вслух!

Устная работа. Вставьте в пословицы подходящий по смыслу глагол и решите, нужен ли в нём Ь. Кто лучше растолкует мораль, заключённую в этих пословицах? Сочините небольшой рассказ, заключив его пословицей.

1. Дело мастера…

Сидит(ь)ся

2. Кто любит трудиться, тому без дела…

Катат(ь)ся

3.Тот труда не боится, кто умеет…

Познают(ь)ся

4.С песней и труд…

Боит(ь)ся

5.Любишь…, люби и саночки возить.

Кончает(ь)ся

6.Друзья… в беде.

Трудит(ь)ся

7.Всё хорошо, что хорошо…

Ладит(ь)ся

7. Золотые строки русской поэзии

Определите вид глагола

Ещё амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят;
Ещё усталые лакеи
На шубах у подъездов спят;
Ещё не перестали топать,
Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;
Ещё снаружи и внутри
Везде блистают фонари;
Ещё, прозябнув, бьются кони,
Наскуча упряжью своей,
И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в ладони, -
А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он.

8. Сказано-сделано

Запишите как можно больше глагольных пар, вид которых различается:

1) суффиксами:

а) –ва- (наливать – налить);
б) –а- (спасать- спасти);
в) -ыва- (-ива-) – -а-(рассказывать – рассказать);
г) -ыва- (-ива-) – -и- (отвинчивать – отвинтить);
д) -а- – - и- (решать – решить)

2) местом ударения (разрезать – разрезать).

9. Кто быстрее!

От указанных глаголов образуйте не менее 30 родственных глаголов совершенного вида.

Работать, читать, писать, говорить, учить.

10. За чем пойдёшь, то и найдёшь!

Подберите такие видовые пары, которые образованы от разных основ.

Например: ловить – поймать, брать – взять.

Победителем считается тот, кто правильно и больше всех подберёт примеров.

11. Всяк молодец на свой образец.

Даны пары глагольных корней с чередующимися гласными и согласными. Восстановите по ним видовые пары. Например: вод – вест: выводить – вывести. Если вы затрудняетесь в выполнении задания, воспользуйтесь школьным словарём строения слов и словообразовательным.

нос – нёс, воз –вёз, дир –дер, пир – пер.

мир – мер, езж – ех, ним – ня, лаг – лож,

мет – мест, пад – пас, пуск – пуст,

ращ – раст, сых – сох, скак – скоч.

12. Жили-были (грамматическая сказка)

Напишите грамматическую сказку с таким началом:

«Жили-были два брата. Звали их Одеть и Надеть. Были они очень похожи друг на друга, и поэтому многие думали, что они близнецы. Но однажды оказалось, что они не так уж и похожи. Произошло это так…»

Проанализировав данные урок, нами были сделаны следующие выводы:

Проблема формирования познавательного интереса к учебным предметам актуальна во все времена, но подходы к её решению разнообразны. В последние годы популярен интегративный подход к обучению русскому языку, то есть объединение курса русского языка и курса литературы.

Дидакты предлагают называть такой подход «установкой межпредметных связей», подразумевая под этим термином взаимопроникновение наук.

Однако, обратившись к истории методики и проанализировав работы Острогорского Виктора Петровича, Бархина Константина Борисовича и других методистов XIX века, познакомившись в ходе школьной практики с методическими разработками Львовой Светланы Ивановны, Соколовой Галины Павловны, Альбетковой Розы Ивановны, Власенкова Александра Ивановича, мы пришли к выводу, что терминология нова, а методологическая основа интеграции заложена ещё в XIX веке в курсе словесность, который подразумевал под собой способ стыковки (объединения) двух самостоятельных учебных предметов.

В настоящее время исследователи классифицируют интегративный подход, выделяя в нём два направления: внутрипредметная и межпредметная интеграция.

Заметим, что теоретическое осмысление проблемы не приводит учёных к единой позиции относительно терминологии, а для учителей-практиков открытым остаётся вопрос о системе заданий, учитывающей межпредметные связи при изучении каждой темы курса русского языка.