Прохождение педагогической практики по русскому языку позволило осветить вопрос интегрированного подхода к урокам русского языка в целом, и аспекты изучения темы «Глагол» с опорой на межпредметные связи, в частности. Студентка Института филологического образования Марина Михайловна Трегубова, чей урок предлагается в данной статье, наметила способы реализации межпредметных связей. Обсуждение же данного урока позволило методисту Ю.А. Улановой отметить «белые пятна», проблемы интеграции учебных дисциплин и перспективы дальнейшего исследования, тема которого заявлена в статье.
Прежде всего, представим материалы к уроку, проведённому М.М.Трегубовой.
Нами предпринята попытка обобщить опыт проведения первых школьных уроков и представить вашему вниманию систему заданий, апробированную на практике по теме «Виды глагола», изучаемой по учебнику Михаила Трофимовича Баранова в 5 классе.
В теме «Глагол» параграф «Виды глагола» выбран нами неслучайно, т.к. информация о видовой паре является новой для пятиклассника, а предлагаемая система упражнений позволит заинтересовать школьника.
Любая тема, касающаяся «самой живой части речи русского языка», по словам одного из современных поэтов, для учителя является темой, в которой нужно уделить внимание следующим трудностям:
- соблюдению норм при образовании
видовой пары (стилистических и орфоэпических);
- построению словосочетаний с учётом
сочетательных свойств слова.
Предлагаемые задания составлены, исходя из трудностей, и направлены на их преодоление.
Уважаемые коллеги, обратитесь к предлагаемому материалу.
Посмотрите на 1 задание. Мы назвали его словами из стихотворения Блока. Данное задание проводится на уроке объяснения нового материала на этапе закрепления. Упражнение осуществляет связь с такими предметами, как литература, развитие речи, литературоведение, лингвистический анализ текста.
2 задание СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК также выполняется на уроке объяснения нового материала на этапе закрепления. Здесь реализуется межпредметная связь с литературой, развитием речи, риторикой.
Оба этих задания позволяют развить речевые навыки учащихся.
Давайте обратимся к 11 заданию, которое мы назвали ВСЯК МОЛОДЕЦ НА СВОЙ ОБРАЗЕЦ. Оно проводится на уроке обобщения, повторения изученного материала на этапе обобщения. В данном примере подразумевается связь с лексикографией, словообразованием (это внутрипредметная интеграция).
12 задание - грамматическая сказка «Жили-были» выполняется на уроке обобщения, повторения изученного материала на этапе обобщения. Это творческое задание, которое показывает интеграцию и с культурой речи, и с лингвистическим анализом текста, и с развитием речи.
Представив задания в таблице и подобрав дидактический материал к каждому типу задания, мы вместе с учениками проследили этапы формирования следующих умений:
- аналитических (анализ текста,
выполнение видов разбора),
- речевых (письменная речь),
- коммуникативных (устная речь).
Данные умения, формирующиеся с учётом межпредметных связей, позволили нам сделать следующие выводы:
во-первых, средства искусства через художественные образы помогут активизировать личный опыт каждого ребёнка, соединив интеллектуально-волевую и эмоциональную сферы человека;
во-вторых, Интегративный подход к изучению темы помогает школьнику увидеть, осознать значимость учебного материала и его место в языковой системе и целостной картине мира;
в-третьих, система упражнений позволит создать твёрдый зрительный образ слова, формировать лингвистическое мышление учащихся, то есть сознательно осмыслить законы языка и речи.
Тема «Вид глагола»
ТИП ЗАДАНИЙ |
ТИП УРОКА |
ЭТАП УРОКА |
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ |
1. «Стремительное движение» А.Блок |
объяснение нового материала |
закрепление |
литература, развитие речи, литературоведение, лингвистический анализ текста |
2. Сказка – ложь, да в ней намёк |
объяснение нового материала |
закрепление |
литература, развитие речи, риторика |
3. Глагола творческая сила |
объяснение нового материала |
закрепление |
литература, развитие речи, лингвистический анализ текста |
4. Не учась, и лаптя не сплетёшь |
объяснение нового материала |
закрепление |
развитие речи |
5. Одним словом |
объяснение нового материала |
закрепление |
развитие речи |
6. Рассуждай вслух! |
обобщение, повторение изученного материала |
повторение |
литература, развитие речи |
7. Золотые строки русской поэзии |
обобщение, повторение изученного материала |
повторение |
литература, развитие речи |
8. Сказано – сделано |
объяснение нового материала |
закрепление |
внутрипредметная связь со словообразованием |
9. Кто быстрее! |
объяснение нового материала |
закрепление |
внутрипредметная связь со словообразованием |
10. За чем пойдёшь, то и найдёшь! |
обобщение, повторение изученного материала |
обобщение |
внутрипредметная связь со словообразованием |
11. Всяк молодец на свой образец |
обобщение, повторение изученного материала |
обобщение |
лексикография, внутрипредметная связь со словообразованием, |
12. Жили-были (грамматическая сказка) |
обобщение, повторение изученного материала |
обобщение |
развитие речи, культура речи |
1. «Стремительное движение» А.Блок
Используя материал пейзажных стихотворений А.Блока, докажите справедливость наблюдений учёного, о которых говорится в данном тексте. Обратите внимание на то, с помощью каких морфологических средств передаётся в произведении ощущение стремительного движения.
А.Блок внёс в русскую поэзию ощущение небывалых просторов, расходящихся далей, смутного пути, теряющегося во мгле («Осенняя воля», 1905; «Россия» 1908 и др.). Пространство пронизано стремительным, вихревым движением, означенным такими излюбленными глаголами Блока, как «лететь», «мчаться», «стремиться», «виться», «кружиться»: «летим в миллионы бездн», «летит, летит степная кобылица», «миры летят», «торопливый полёт комет». Мир природы весь в лёгких, летящих очертаниях, словно «бы продутый насквозь ветром».
Ветер - главная стихия творчества… Он несёт с собой клубы снега или пыли, ослепляет, валит с ног, срывает окна с петель. Часто у Блока переплетаются мотивы ветра и снега, оттуда рождается образ вьюги, метели («Русь», 1906; «Под шум и звон своеобразный…», 1909; цикл «Снежная маска», 1907; «Двенадцать», 1918). Воздух блоковского пейзажа чаще всего замутнённый, неясный, мглистый. Никто из поэтов с такой силой не передал стихийность русской природы, порывистой, необузданной, дерзновенной («Осенняя воля», «Русь», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», 1910; «Новая Америка», 1913).
М.Эпштейн.
2. Сказка – ложь, да в ней намёк
Прослушайте замечательную сказку. Чем различаются глаголы в речи правой и левой руки? Постройте высказывание так: тезис - доказательство - вывод.
Руки
Однажды правая рука сказала левой:
- Стыдись, ведь мы одинаково устроены природой, а между тем я всё умею делать, а ты ничего. Я и жну, и кошу, и сею, и огород поливаю, и пишу, и рисую, и черчу – словом, всё делаю. А ты бездельничаешь.
На что левая рука ответила:
- Чем же виновата, что мой господин меня не упражняет? Пусть он только начнёт меня упражнять – и я всё сделаю: и сожну, и накошу, и посею, и огород полью, и напишу, и нарисую, и начерчу не хуже тебя.
По А. Пешковскому.
3. Глагола творческая сила
Проанализируйте любое пейзажное стихотворение А.Фета и проследите за тем, какими морфологическими средствами достигается впечатление движения, беспрерывного изменения природы. Сделайте вывод.
4. Не учась, и лаптя не сплетёшь
Запишите как можно больше видовых пар, образующих совершенный вид со значением, указанным ниже. Постарайтесь составить краткие предложения на все перечисленные случаи с обеими видовыми парами. Обязательно проверьте свои работы.
а) один раз, вдруг (прыгать - прыгнуть);
б) определённое время (говорить - поговорить);
в) в определённом направлении (бегать –
побежать);
г) до определённой границы (бежать – добежать);
д) в большом количестве (варить - наварить)
е) сделать что-либо подробно, основательно
(смотреть – рассмотреть);
ж) снова, заново (делать – переделать);
з) закончить действие (гореть – догореть).
5. Одним словом
Замените указанные толкования глаголом с НЕ. Составьте с некоторыми из них предложения.
Почувствовать неприязнь к кому, чему-либо.
Принуждать, заставлять делать что-нибудь.
Испытывать чувство возмущения.
Проявить недостаточное внимание, оплошность при наблюдении.
Есть недостаточно, плохо питаться.
Чувствовать себя не очень хорошо.
Синоним слова недоглядеть.
Плохо, недостаточно выспался.
Находиться в недоумении.
Холить, лелеять.
Предаваться неге, наслаждаться.
Проявлять ярость.
Синоним слова нездоровится.
Питать ненависть к кому-либо.
6. Рассуждай вслух!
Устная работа. Вставьте в пословицы подходящий по смыслу глагол и решите, нужен ли в нём Ь. Кто лучше растолкует мораль, заключённую в этих пословицах? Сочините небольшой рассказ, заключив его пословицей.
1. Дело мастера… |
Сидит(ь)ся |
2. Кто любит трудиться, тому без дела… |
Катат(ь)ся |
3.Тот труда не боится, кто умеет… |
Познают(ь)ся |
4.С песней и труд… |
Боит(ь)ся |
5.Любишь…, люби и саночки возить. |
Кончает(ь)ся |
6.Друзья… в беде. |
Трудит(ь)ся |
7.Всё хорошо, что хорошо… |
Ладит(ь)ся |
7. Золотые строки русской поэзии
Определите вид глагола
Ещё амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят;
Ещё усталые лакеи
На шубах у подъездов спят;
Ещё не перестали топать,
Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;
Ещё снаружи и внутри
Везде блистают фонари;
Ещё, прозябнув, бьются кони,
Наскуча упряжью своей,
И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в ладони, -
А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он.
8. Сказано-сделано
Запишите как можно больше глагольных пар, вид которых различается:
1) суффиксами:
а) –ва- (наливать – налить);
б) –а- (спасать- спасти);
в) -ыва- (-ива-) – -а-(рассказывать – рассказать);
г) -ыва- (-ива-) – -и- (отвинчивать – отвинтить);
д) -а- – - и- (решать – решить)
2) местом ударения (разрезать – разрезать).
9. Кто быстрее!
От указанных глаголов образуйте не менее 30 родственных глаголов совершенного вида.
Работать, читать, писать, говорить, учить.
10. За чем пойдёшь, то и найдёшь!
Подберите такие видовые пары, которые образованы от разных основ.
Например: ловить – поймать, брать – взять.
Победителем считается тот, кто правильно и больше всех подберёт примеров.
11. Всяк молодец на свой образец.
Даны пары глагольных корней с чередующимися гласными и согласными. Восстановите по ним видовые пары. Например: вод – вест: выводить – вывести. Если вы затрудняетесь в выполнении задания, воспользуйтесь школьным словарём строения слов и словообразовательным.
нос – нёс, воз –вёз, дир –дер, пир – пер.
мир – мер, езж – ех, ним – ня, лаг – лож,
мет – мест, пад – пас, пуск – пуст,
ращ – раст, сых – сох, скак – скоч.
12. Жили-были (грамматическая сказка)
Напишите грамматическую сказку с таким началом:
«Жили-были два брата. Звали их Одеть и Надеть. Были они очень похожи друг на друга, и поэтому многие думали, что они близнецы. Но однажды оказалось, что они не так уж и похожи. Произошло это так…»
Проанализировав данные урок, нами были сделаны следующие выводы:
Проблема формирования познавательного интереса к учебным предметам актуальна во все времена, но подходы к её решению разнообразны. В последние годы популярен интегративный подход к обучению русскому языку, то есть объединение курса русского языка и курса литературы.
Дидакты предлагают называть такой подход «установкой межпредметных связей», подразумевая под этим термином взаимопроникновение наук.
Однако, обратившись к истории методики и проанализировав работы Острогорского Виктора Петровича, Бархина Константина Борисовича и других методистов XIX века, познакомившись в ходе школьной практики с методическими разработками Львовой Светланы Ивановны, Соколовой Галины Павловны, Альбетковой Розы Ивановны, Власенкова Александра Ивановича, мы пришли к выводу, что терминология нова, а методологическая основа интеграции заложена ещё в XIX веке в курсе словесность, который подразумевал под собой способ стыковки (объединения) двух самостоятельных учебных предметов.
В настоящее время исследователи классифицируют интегративный подход, выделяя в нём два направления: внутрипредметная и межпредметная интеграция.
Заметим, что теоретическое осмысление проблемы не приводит учёных к единой позиции относительно терминологии, а для учителей-практиков открытым остаётся вопрос о системе заданий, учитывающей межпредметные связи при изучении каждой темы курса русского языка.