Задачи:
Образовательная:
во время урока учащиеся должны прийти к выводу, что в русском языке есть существительные множественного числа, проследить исторические изменения, в результате которых в языке образовалась форма множественного числа.
Развивающая: в ходе занятий дети должны обогащать свой словарный запас новыми словами, работать над орфоэпическими нормами, учиться правильно употреблять в речи новые слова, развивать свою зрительную и слуховую память и уметь применять практике полученные знания.
Воспитывающая: воспитывать интерес к богатству русского языка, его культурным ценностям.
Ход урока
Постановка перед учащимися учебных задач.
2. Повторение изученного материала на предыдущих уроках.
1) Словарный диктант с самопроверкой. (приложение)
Предложение, заросли, прилагательное, растение, выращенный, сложение, росток, цирк, акация, цыплёнок, шёл, шоколад, чёрный, крыжовник.
После диктанта составить одно предложение.
2) Словарно-орфографическая работа. (приложение)
Консервы (лат.) кон – “со”
серво – “хранить”.
Макароны, макаронный, ворота, чернила.
3) Орфографическая пятиминутка.
а) Пронёсся по (каким?) лесным (лес) зарослям вихрь, и закружились над (чем?) поляной (поле) сорванные листья.
б) Образовать множественное число имён существительных.
Апельсин, крыло, килограмм, стол, дождь, яблоко, стул, дыня, вишня. (приложение)
Физкультминутка.
- Усвоение нового материала.
1) Показываем детям одни ножницы, несколько ножниц очки, ворота (приложение)
В ходе беседы дети приходят к выводу:
И один предмет, и много этих же предметов называются одним словом.
а) обозначают парные и составные предметы – очки, ножницы, ворота.
б) игры, действия, процессы – выборы, переговоры, именины.
в) вещественные существительные – очистки, консервы, чернила.
г) отрезки времени – каникулы, сутки, сумерки.
д) собственные имена существительные – Альпы, Карпаты, газета “Известия”.(приложение)
3акрепление изученного материала.
2) Из упражнения № 493 выписываем существительные только мн. ч. ворота, заморозки, похороны, тефтели, тиски, хлопоты, чернила.
2) Зрительный диктант. (приложение)
Вот из радужных ворот к нам выходит хоровод.
3) Изложение-миниатюра. (приложение)
Каникулы
В древности каникулой называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. Она появляется на небе в разгар лета. В это время школьникам и студентам давали передышку. А эти дни стали называть каникулами.
(Каникула – Сириус, звезда первой величины)
- Зачитываем вслух 2-3 изложения.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Чем отличаются эти существительные от других слов?
- Что они обозначают?
- Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание. Упражнение №494 (всем). Объяснить происхождение слов чернила, сутки, сумерки (индивидуально по желанию)