Имена существительные только множественного числа. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Задачи:

Образовательная:

во время урока учащиеся должны прийти к выводу, что в русском языке есть существительные множественного числа, проследить исторические изменения, в результате которых в языке образовалась форма множественного числа.

Развивающая: в ходе занятий дети должны обогащать свой словарный запас новыми словами, работать над орфоэпическими нормами, учиться правильно употреблять в речи новые слова, развивать свою зрительную и слуховую память и уметь применять практике полученные знания.

Воспитывающая: воспитывать интерес к богатству русского языка, его культурным ценностям.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Постановка перед учащимися учебных задач.

2. Повторение изученного материала на предыдущих уроках.

1) Словарный диктант с самопроверкой. (приложение)

Предложение, заросли, прилагательное, растение, выращенный, сложение, росток, цирк, акация, цыплёнок, шёл, шоколад, чёрный, крыжовник.

После диктанта составить одно предложение.

2) Словарно-орфографическая работа. (приложение)

Консервы (лат.) кон – “со”

серво – “хранить”.

Макароны, макаронный, ворота, чернила.

3) Орфографическая пятиминутка.

а) Пронёсся по (каким?) лесным (лес) зарослям вихрь, и закружились над (чем?) поляной (поле) сорванные листья.

б) Образовать множественное число имён существительных.

Апельсин, крыло, килограмм, стол, дождь, яблоко, стул, дыня, вишня. (приложение)

Физкультминутка.

  1. Усвоение нового материала.

1) Показываем детям одни ножницы, несколько ножниц очки, ворота (приложение)

В ходе беседы дети приходят к выводу:

И один предмет, и много этих же предметов называются одним словом.

а) обозначают парные и составные предметы – очки, ножницы, ворота.

б) игры, действия, процессы – выборы, переговоры, именины.

в) вещественные существительные – очистки, консервы, чернила.

г) отрезки времени – каникулы, сутки, сумерки.

д) собственные имена существительные – Альпы, Карпаты, газета “Известия”.(приложение)

3акрепление изученного материала.

2) Из упражнения № 493 выписываем существительные только мн. ч. ворота, заморозки, похороны, тефтели, тиски, хлопоты, чернила.

    2) Зрительный диктант. (приложение)

    Вот из радужных ворот к нам выходит хоровод.

    3) Изложение-миниатюра. (приложение)

    Каникулы

В древности каникулой называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. Она появляется на небе в разгар лета. В это время школьникам и студентам давали передышку. А эти дни стали называть каникулами.

(Каникула – Сириус, звезда первой величины)

- Зачитываем вслух 2-3 изложения.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Чем отличаются эти существительные от других слов?

- Что они обозначают?

  1. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание. Упражнение №494 (всем). Объяснить происхождение слов чернила, сутки, сумерки (индивидуально по желанию)