Главной целью любого урока является воспитание личности, умеющей анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой творческий и критический взгляд на мир. В этом очень важную роль играет интеграция различных видов искусства, которая создает условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. Интерпретация словесного образа позволяет добиться более качественного перевода информации с языка одного искусства на язык другого, отыскать для этого выразительные языковые средства, благодаря чему усвоение знаний происходит не путем простого заучивания, а через их преобразование учеником на основе его субъективного опыта: дети на уроке под руководством учителя работают по одной и той же учебной программе, но процесс овладения предметным содержанием знаний и умений у каждого свой, он индивидуален. Интегрированные уроки русского языка развивают эстетический вкус учащихся, способность оценивать эстетическую ценность высказывания, объяснить истоки его образности, формируется потребность совершенствовать свою собственную речь, приближая ее к эстетическим нормам. Поэтому я использую произведения живописи, музыки, что позволяет соединению задач развития мышления, речи и знакомства с культурой народа. При этом практически всегда включаю и краеведческий материал, использование которого способствует не только патриотическому, но и интернациональному, поликультурному воспитанию учащихся, что очень важно в современном обществе. Весь этот материал донести до ученика помогают презентации к урокам, которые составляю с удовольствием, используя различные материалы, в т. ч. и ресурсы Интернета.
Предмет: русский язык.
Класс: 6.
Продолжительность урока: 45 мин.+45 мин.
Время проведения: после интегрированных уроков литературы «Родная природа в стихотворениях русских и башкирских поэтов»
Предшествующая подготовка к уроку: учащиеся выучили стихи о летней природе, заготовили отрывки из поэтических и прозаических текстов
Тема: изложение с лексическим заданием по фрагменту текста И. Соколова-Микитова «Родная земля»
Тип урока: урок развития речи с применением ИКТ
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с многообразием художественного наследия И. Соколова-Микитова; подготовить квалифицированного читателя, обладающего развитым художественным вкусом, способного извлекать эстетический смысл из художественного текста; обогащать словарный запас учащихся;
- развивать культуру речи, качества грамотного собеседника; развивать творческие способности, критическое, художественное мышление;
- формировать чувство прекрасного.
Оборудование: ИКТ (Приложение 5, презентация урока с последовательными слайдами): портреты И. Соколова-Микитова, репродукции картин И. Шишкова «Рожь», И. Левитана «Июньский день», «Луг на опушке леса», А. Пластова «Сенокос», музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский «Времена года»: Июнь «Баркарола», Июль «Песня косаря»), Ф. Хатипова, текст И. Соколова-Микитова «Родная земля».
Межпредметные связи: русский язык – литература – ИЗО – музыка – культура Республики Башкортостан
План урока:
- Орг. момент. Сообщение темы, цели урока.
- Разминка: словарная работа, морфемный разбор, составление словосочетаний.
- Рассказ о писателе (слайд 1)
- Чтение (1) текста «Родная земля». Анализ (стиль текста, тип речи, тема, основная мысль, атмосфера повествования).
- Чтение текста (2). Работа над содержанием текста. Составление плана.
- Выполнение лексического задания с использованием репродукций картин русских, башкирских художников, с привлечением стихотворений русских и башкирских поэтов о родной природе. (Слайды 2-8).
- Художественный пересказ текста с выполненным лексическим заданием.
- Письменная работа (изложение текста с выполнением ЛЗ).
- Домашнее задание.
Конспект урока
1. Орг. Момент.
Сообщение темы, цели урока. Оформление тетрадей.2. Разминка. Словарная работа
(определение лексических значений слов, составление словосочетаний), орфографический разбор, производится морфемный разбор:
колеблется (ветка колеблется);
неподвижность (застыть в неподвижности);
дозревающий (дозревающая рожь);
перелески (березовые перелески);
окраина (лесные окраины).
3. Рассказ о писателе И. С. Соколове-Микитове (1892-1975) (слайд 1)
Русский писатель И.С. Соколов-Микитов родился в семье управляющего лесным имением и с детства постиг привычки и повадки зверя и птицы, знал все деревья и цветы. Еще маленьким мальчиком он пытался разгадать все тайны окружающего мира, лучше понять прелесть родной природы, стать ее другом. К своей фамилии прозаик прибавил прозвище семьи, полученное в деревне по имени деда диакона Никиты. Деревенские всегда говорили Микита.
Ему не сиделось на месте: участвовал в арктических экспедициях, был матросом, корреспондентом газеты «Известия». Он писал о родной земле, о том, где побывал и что видел, передавал чувства и ощущения ребенка и взрослого, тесно соприкоснувшегося с природой и навсегда ею плененного.
Спокойным наблюдателем и страстным поклонником природы вошел он в русскую литературу и перенес на страницы своих книг дыхание моря, шум тайги, птичий щебет. Он очень тонко чувствовал природу, умел находить краски, тона, полутона с помощью слов, чтобы передать «дыхание жизни»: неба, деревьев, полей, дорог… Рассказы писателя позволяют нам полней и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть красоту мира. И.С. Соколов-Микитов был знаком с А. Грином, А. Куприным, М.М. Пришвиным.
4. Чтение текста (1) «Родная земля»
Анализ: учащиеся определяют стиль текста (художественный), тип речи (описание) и доказывают, используя языковой материал; определяют тему, основную мысль текста.
– От какого лица ведется повествование? (от 1 лица ед. числа, от «я»)
– Как вы думаете, почему? (чтобы создать атмосферу доверительности, искренности, чтобы читатели поверили в подлинность тех высоких чувств, которые испытывает сам автор).
5. Чтение текста (2).
Работа над содержанием текста:
– Что описывает автор? (природу: лес, поля, речку, звуки…)
– Почему этот мир кажется «полным жизни»? (все живое и неживое дышит, колеблется, движется, светится, звучит)
– Почему герой чувствовал себя счастливым? (любовь к родной земле переполняла его сердце, душу, он восхищался красотой природы…)
– Чем наполнен мир природы? (красками, запахами, звуками…)
– С каким чувством герой относится ко всему живому? (с любовью, нежностью, его волнует и неподвижность, и каждое движение, каждый цветок, каждый запах…)
– Какие особенности языка писателя в данном случае можете выделить? (несмотря на то, что чувствуется любовь к родной земле и восхищение ею, язык очень лаконичен, прост…).
Составление плана:
- Июльский день
- Мир, полный жизни
- Любовь к родине
- Краски, запахи, звуки родной природы
6. Выполнение лексического задания
– Вряд ли есть что-нибудь столь же властно занимающее человеческий ум и воображение, как природа. И это вполне естественно: человек — дитя природы, с первых шагов своих он ощущает могучие силы окружающего мира. Красота родного пейзажа, красота человеческой, души, красота отчей земли и труда на её нивах сливаются в русской лирической поэзии в одно гармоническое целое в стихотворении А. Н. Майкова «Сенокос»:
Пахнет сено над лугами…
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля…
– Ребята, вы должны дополнить картину природы И. С. Соколова-Микитова своими эпитетами, выраженными прилагательными, наречиями, сравнениями, олицетворениями, синонимами, чтобы достичь наглядности (образности) и красочности описания явлений, предметов, картин природы.
– Вспомним, какие образы помогают нам создать картинную речь? (зрительные, звуковые, передаваемые «звуковыразительными» словами, осязательные, обонятельные, вкусовые и др.).
– Для этого посмотрим на репродукции картин русских и башкирских художников, под кистью которых неяркий российский и местный наш пейзаж превратился в самое настоящее чудо и, являясь, всякий раз по-новому, волнует, удивляет и радует нас.
Работа над репродукциями картин русских и башкирских художников И. Шишкина «Рожь», И. Левитана «Июньский день», «Луг на опушке леса», А. Пластова «Сенокос», Х Фазылова и др. (слайды 2-6): глядя на репродукции и анализируя отрывки из поэтических и прозаических текстов (Приложение 2), музыку П. Чайковского, учащиеся подбирают средства художественной выразительности к существительным из текста «Родная земля» («лес», «поля», «дорога», «небо», «звон кузнечиков», «речка», «березовые перелески», «любовь к природе», «трава», «цветы», «краски», «запахи», «звуки») и записывают их в тетради (Приложение 3).
7. Художественный пересказ текста с выполненным лексическим заданием.
8. Письменная работа учащихся.
– О чём бы ни писали в своих стихах русские поэты 19 и 20 веков: о временах года, о музыке и красках наших полей и лесов, о родных просторах, как бы ни воспевали башкирские поэты красоты нашего края - они всегда думали и помнили о главном – о любови к Родине, бережном отношении к русскому слову. Ваша задача – на основе текста И.С. Соколова-Микитова «Родная земля» создать образный, живой текст, который не оставит равнодушным ни слушателя, ни читателя. (Приложение 4)