ИКТ в образовательном процессе

Разделы: Русский язык


Главной целью любого урока является воспитание личности, умеющей анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой творческий и критический взгляд на мир. В этом очень важную роль играет интеграция различных видов искусства, которая создает условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. Интерпретация словесного образа позволяет добиться более качественного перевода информации с языка одного искусства на язык другого, отыскать для этого выразительные языковые средства, благодаря чему усвоение знаний происходит не путем простого заучивания, а через их преобразование учеником на основе его субъективного опыта: дети на уроке под руководством учителя работают по одной и той же учебной программе, но процесс овладения предметным содержанием знаний и умений у каждого свой, он индивидуален. Интегрированные уроки русского языка развивают эстетический вкус учащихся, способность оценивать эстетическую ценность высказывания, объяснить истоки его образности, формируется потребность совершенствовать свою собственную речь, приближая ее к эстетическим нормам. Поэтому я использую произведения живописи, музыки, что позволяет соединению задач развития мышления, речи и знакомства с культурой народа. При этом практически всегда включаю и краеведческий материал, использование которого способствует не только патриотическому, но и интернациональному, поликультурному воспитанию учащихся, что очень важно в современном обществе. Весь этот материал донести до ученика помогают презентации к урокам, которые составляю с удовольствием, используя различные материалы, в т. ч. и ресурсы Интернета.

Предмет: русский язык.

Класс: 6.

Продолжительность урока: 45 мин.+45 мин.

Время проведения: после интегрированных уроков литературы «Родная природа в стихотворениях русских и башкирских поэтов»

Предшествующая подготовка к уроку: учащиеся выучили стихи о летней природе, заготовили отрывки из поэтических и прозаических текстов

Тема: изложение с лексическим заданием по фрагменту текста И. Соколова-Микитова «Родная земля»

Тип урока: урок развития речи с применением ИКТ

Цели и задачи:

  1. познакомить учащихся с многообразием художественного наследия И. Соколова-Микитова; подготовить квалифицированного читателя, обладающего развитым художественным вкусом, способного извлекать эстетический смысл из художественного текста; обогащать словарный запас учащихся;
  2. развивать культуру речи, качества грамотного собеседника; развивать творческие способности, критическое, художественное мышление;
  3. формировать чувство прекрасного.

Оборудование: ИКТ (Приложение 5, презентация урока с последовательными слайдами): портреты И. Соколова-Микитова, репродукции картин И. Шишкова «Рожь», И. Левитана «Июньский день», «Луг на опушке леса», А. Пластова «Сенокос», музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский «Времена года»: Июнь «Баркарола», Июль «Песня косаря»), Ф. Хатипова, текст И. Соколова-Микитова «Родная земля».

Межпредметные связи: русский язык – литература – ИЗО – музыка – культура Республики Башкортостан

План урока:

  1. Орг. момент. Сообщение темы, цели урока.
  2. Разминка: словарная работа, морфемный разбор, составление словосочетаний.
  3. Рассказ о писателе (слайд 1)
  4. Чтение (1) текста «Родная земля». Анализ (стиль текста, тип речи, тема, основная мысль, атмосфера повествования).
  5. Чтение текста (2). Работа над содержанием текста. Составление плана.
  6. Выполнение лексического задания с использованием репродукций картин русских, башкирских художников, с привлечением стихотворений русских и башкирских поэтов о родной природе. (Слайды 2-8).
  7. Художественный пересказ текста с выполненным лексическим заданием.
  8. Письменная работа (изложение текста с выполнением ЛЗ).
  9. Домашнее задание.

Конспект урока 

1. Орг. Момент.

Сообщение темы, цели урока. Оформление тетрадей.

2. Разминка. Словарная работа

(определение лексических значений слов, составление словосочетаний), орфографический разбор, производится морфемный разбор:

колеблется (ветка колеблется);
неподвижность
(застыть в неподвижности);
дозревающи
й (дозревающая рожь);
перелески
(березовые перелески);
окраина (лесные окраины).

3. Рассказ о писателе И. С. Соколове-Микитове (1892-1975) (слайд 1)

Русский писатель И.С. Соколов-Микитов родился в семье управляющего лесным имением и с детства постиг привычки и повадки зверя и птицы, знал все деревья и цветы. Еще маленьким мальчиком он пытался разгадать все тайны окружающего мира, лучше понять прелесть родной природы, стать ее другом. К своей фамилии прозаик прибавил прозвище семьи, полученное в деревне по имени деда диакона Никиты. Деревенские всегда говорили Микита.

Ему не сиделось на месте: участвовал в арктических экспедициях, был матросом, корреспондентом газеты «Известия». Он писал о родной земле, о том, где побывал и что видел, передавал чувства и ощущения ребенка и взрослого, тесно соприкоснувшегося с природой и навсегда ею плененного.

Спокойным наблюдателем и страстным поклонником природы вошел он в русскую литературу и перенес на страницы своих книг дыхание моря, шум тайги, птичий щебет. Он очень тонко чувствовал природу, умел находить краски, тона, полутона с помощью слов, чтобы передать «дыхание жизни»: неба, деревьев, полей, дорог… Рассказы писателя позволяют нам полней и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть красоту мира. И.С. Соколов-Микитов был знаком с А. Грином, А. Куприным, М.М. Пришвиным.

4. Чтение текста (1) «Родная земля»

(Приложение 1)

Анализ: учащиеся определяют стиль текста (художественный), тип речи (описание) и доказывают, используя языковой материал; определяют тему, основную мысль текста.

– От какого лица ведется повествование? (от 1 лица ед. числа, от «я»)

– Как вы думаете, почему? (чтобы создать атмосферу доверительности, искренности, чтобы читатели поверили в подлинность тех высоких чувств, которые испытывает сам автор).

5. Чтение текста (2).

Работа над содержанием текста:

– Что описывает автор? (природу: лес, поля, речку, звуки…)

– Почему этот мир кажется «полным жизни»? (все живое и неживое дышит, колеблется, движется, светится, звучит)

– Почему герой чувствовал себя счастливым? (любовь к родной земле переполняла его сердце, душу, он восхищался красотой природы…)

– Чем наполнен мир природы? (красками, запахами, звуками…)

– С каким чувством герой относится ко всему живому? (с любовью, нежностью, его волнует и неподвижность, и каждое движение, каждый цветок, каждый запах…)

– Какие особенности языка писателя в данном случае можете выделить? (несмотря на то, что чувствуется любовь к родной земле и восхищение ею, язык очень лаконичен, прост…).

Составление плана:

  1. Июльский день
  2. Мир, полный жизни
  3. Любовь к родине
  4. Краски, запахи, звуки родной природы

6. Выполнение лексического задания

– Вряд ли есть что-нибудь столь же властно занимающее человеческий ум и воображение, как природа. И это вполне естественно: человек — дитя природы, с первых шагов своих он ощущает могучие силы окружающего мира. Красота родного пейзажа, красота человеческой, души, красота отчей земли и труда на её нивах сливаются в русской лирической поэзии в одно гармоническое целое в стихотворении А. Н. Майкова «Сенокос»:

Пахнет сено над лугами…
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля…

– Ребята, вы должны дополнить картину природы И. С. Соколова-Микитова своими эпитетами, выраженными прилагательными, наречиями, сравнениями, олицетворениями, синонимами, чтобы достичь наглядности (образности) и красочности описания явлений, предметов, картин природы.

Вспомним, какие образы помогают нам создать картинную речь? (зрительные, звуковые, передаваемые «звуковыразительными» словами, осязательные, обонятельные, вкусовые и др.).

– Для этого посмотрим на репродукции картин русских и башкирских художников, под кистью которых неяркий российский и местный наш пейзаж превратился в самое настоящее чудо и, являясь, всякий раз по-новому, волнует, удивляет и радует нас.

Работа над репродукциями картин русских и башкирских художников И. Шишкина «Рожь», И. Левитана «Июньский день», «Луг на опушке леса», А. Пластова «Сенокос», Х Фазылова и др. (слайды 2-6): глядя на репродукции и анализируя отрывки из поэтических и прозаических текстов (Приложение 2), музыку П. Чайковского, учащиеся подбирают средства художественной выразительности к существительным из текста «Родная земля» («лес», «поля», «дорога», «небо», «звон кузнечиков», «речка», «березовые перелески», «любовь к природе», «трава», «цветы», «краски», «запахи», «звуки») и записывают их в тетради (Приложение 3).

7. Художественный пересказ текста с выполненным лексическим заданием.

8. Письменная работа учащихся.

О чём бы ни писали в своих стихах русские поэты 19 и 20 веков: о временах года, о музыке и красках наших полей и лесов, о родных просторах, как бы ни воспевали башкирские поэты красоты нашего края - они всегда думали и помнили о главном о любови к Родине, бережном отношении к русскому слову. Ваша задача – на основе текста И.С. Соколова-Микитова «Родная земля» создать образный, живой текст, который не оставит равнодушным ни слушателя, ни читателя. (Приложение 4)

9. Домашнее задание: сочинить синквейн по теме

(Приложение 5)