Цели урока:
1) знать: какие имена существительные называются именами существительными общего рода;
2) уметь: определять их род, употреблять имена существительные общего рода в речи.
Организационный момент: Вступительное слово учителя. Фронтальный опрос.
1) Что такое имя существительное?
2) Назовите непостоянные морфологические признаки имён существительных. (Число, падеж.)
3) Назовите постоянные морфологические признаки имён существительных. (Склонение, род.)
4) Почему склонение является постоянным признаком имени существительного? (Имена существительные относятся к одному из трёх склонений.)
5) Почему род является постоянным признаком существительных? (Имена существительные не изменяются по родам, они относятся к одному из трёх родов.)
6) Каким? (Мужскому, женскому и среднему.)
Ход урока
А сегодня на уроке мы поговорим об особой категории имён существительных.
Запись в тетрадях темы урока: «Имена существительные общего рода».
(Приложение. Слайд 1)
I. Объяснение нового материала
Для того, чтобы разобраться, какие существительные называются существительными общего рода, мы с вами обратимся к примерам (предложения записаны на доске или спроецированы). Запишите примеры в тетради. (Слайд 3)
Плакала Саша, как лес вырубали...
Раз у отца в кабинете
Саша портрет увидал.(Н. Некрасов)
1) Как вы думаете, на какие слова в этих предложениях мы должны обратить внимание? (Саша)
2) Попробуйте определить род этих имён существительных.
3) Как вы это узнали? (Саша плакала, Саша увидал )
4) А можем ли мы сказать, что существительное Саша вне текста имеет значение женского или мужского рода?
5) Как тогда мы можем определить род таких имён существительных? (По контексту; по тому слову, с которым связано это существительное.)
6) Как вы думаете, что такое существительное общего рода? (Ответы учеников.)
Обобщение учителя
Следовательно, в русском языке встречаются «двуродовые» имена существительные. Их называют именами существительными общего рода. Общего рода как особого грамматического значения в языке нет. Этот термин - условное название одной из групп существительных. Слова общего рода могут выступать как в значении мужского, так и в значении женского рода, в зависимости от пола лица, который они обозначают. Например, имя существительное Саша вне контекста имеет значение общего рода. В тексте это существительное имеет значение женского или мужского рода.
7) А знаете ли вы ещё какие-нибудь имена, которые могут называть лиц как лиц женского, так и мужского пола? Назовите их. (Женя, Валя, Паша.)
8) Составьте с одним из них 2 предложения, чтобы имя выступало как в значении мужского, так и женского рода. (Дети записывают получившиеся предложения и читают их вслух.)
II. Работа с учебником
Знакомство с материалом учебника.
Обратите внимание на слово задира.
9) Подумайте, в чём разница с точки зрения лексики между словами Саша, Женя и словом задира? (Саша, Женя с точки зрения лексики эмоционально нейтральны, а слово задира имеет ярко выраженную эмоциональную оценку, причём негативную.)
- Обратимся к схеме. (Слайд 4)
III. Закрепление изученного материала
Задание №1. Со словами работяга, задира, кривляка, умница (записаны на доске) составьте словосочетания прил.+сущ. общего рода: сначала со словами, имеющими положительную эмоциональную оценку, затем со словами, имеющими отрицательную эмоциональную оценку. Определите род имён существительных (проверка).
Задание №2. Прочитайте выразительно стихотворные отрывки. Выпишите существительные общего рода. Какую оценку несут эти слова? Определите род этих имён существительных.
(Слайд 5)
Ваза
Папа вазу опрокинул;
Кто его накажет?
- Это к счастью, это к счастью, -
Всё семейство скажет.Ну, а если бы к несчастью
Это сделал я!
- Ты разиня, ты растяпа! -
Скажут про меня.
(О. Григорьев)
(Слайд 6)
Старуха сидит под окошком,
На чём свет стоит мужа ругает:
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!»
Из какого произведения взят этот фрагмент? («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.)
(Слайд 7)
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты, сынок!»
Задание№3. Запишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
(Слайд 8)
Этот в гря..ь поле(з, с) и ра(д, т),
Что гр..зна рубаха.
Про такого г..ворят:
Он пл..хой, неряха.
(В. Маяковский)
Какое существительное общего рода встретилось нам в этом четверостишии? Какую оценку оно выражает?
IV. Самостоятельная работа
Задание. Найдите и подчеркните имена существительные общего рода, определив их род в данных предложениях.
(Слайд 9)
Непоседа Ленка вертится целый день около меня.
Какая ты неряха, Света!
Серёжа просто молодчина!
Ира – удивительная забияка!
Костя – настоящий плакса.
Я такая растеряшка!
Марина – удивительная тихоня.
Моя сестра такая умница!
V. Подведение итогов урока
1) С какой категорией имён существительных мы познакомились?
2) Почему эта категория называется именно так? (Потому что эти имена существительные могут обозначать как лиц мужского, так и лиц женского пола.)
3) Как мы можем узнать, в значении какого рода выступают имена существительные общего рода? (Только в тексте.)
4) Что мы ещё узнали об именах существительных общего рода? (Они могут быть эмоционально окрашены. Например, соня, жадина, грязнуля, зазнайка. А могут быть эмоционально нейтральны. Например, Саша, Женя.)
Вывод. На сегодняшнем уроке мы познакомились с особой категорией имён существительных – существительными общего рода. Род таких имён существительных мы можем узнать по контексту в зависимости от того, лиц какого пола они обозначают. Кроме того, имена существительные общего рода могут быть эмоционально нейтральны либо иметь эмоциональную оценку (положительную или отрицательную).
VI. Домашнее задание
Творческое задание. Написать сочинение – миниатюру (5-7 предложений) с употреблением существительных общего рода. (Слайд 10)