(Cлайд 1)
Цель: формирование знаний об именах существительных, имеющих форму только множественного числа. (Слайд 2)
Задачи:
- Научить образовывать трудные формы множественного числа и употреблять эти существительные в речи;
- Способствовать расширению словарного запаса учащихся;
- Развивать речь учащихся;
- Воспитывать у учащихся чувство толерантности. (Слайд 3)
Обеспечение урока:тетради, ручки, компьютер, мультимедийный проектор, диски
Информационно-коммуникационная поддержка урока:
1. Видеозапись мультфильма «Каникулы в
«Простоквашино» (фрагмент);
2. Аудиозапись песен:
а) Ах, вы сени, мои сени» (отрывок);
б) «Песенка Винни-пуха» (отрывок);
в) «До чего дошел прогресс»
(отрывок);
г) «Рябиновые бусы» (отрывок).
3. Медиаурок «Введение в тему урока» (звуковая
презентация»;
4. Авторское электронное пособие «Русский язык. 5
класс»;
5. Презентация к уроку, выполненная в программе
«Microsoft Office PowerPoint 2007»
Межпредметные связи: информатика, литература
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Психологический настрой на работу.
(Урок начинается с фрагмента мультфильма «Каникулы в Простоквашино»)
– Ребята, скажите, как называется мультфильм,
который вы сейчас посмотрели?
– Правильно « Каникулы в Простоквашино».
Назовите, пожалуйста, нарицательные имена
существительные, имеющиеся в данном названии. (Каникулы)
(Слайд 4)
– В каком числе стоит это имя существительное? (Во
множественном)
– Поставьте это имя существительное в форму
единственного числа (Учащиеся отвечают, что
это невозможно)
– Да, существительное «каникулы» имеет
только форму множественного числа. Сегодня на
уроке мы с вами поговорим о существительных,
имеющих только форму множественного числа.
2. Объяснение нового материала
Работа с записью на диске – медиаурок. (Для открытия программы необходимо подключиться к Интернету) Учащиеся прослушивают диктора и отвечают на поставленные вопросы)
– Ребята, давайте попробуем с вами определить, что обозначают имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Обратите внимание на экран. На нем размещены слова. Попробуйте их сгруппировать.
(Учащиеся совместно с учителем систематизируют слова)
Бутсы, жмурки, дрожжи, сумерки, ножницы, переговоры, чернила, каникулы, ворота, выборы, очистки, будни. (Слайд 5)
В итоге получается следующая таблица:
Парные и составные предметы | Игры, действия, процессы | Массы, вещества | Отрезки времени |
бутсы ножницы ворота |
жмурки переговоры выборы |
Дрожжи чернила очистки |
Сумерки будни каникулы |
– Скажите, пожалуйста, какие
морфологические категории есть у имени
существительного? (Род, число, падеж, склонение)
– Определите у существительных, записанных в
нашей таблице род, склонение и падеж. (Учащиеся
отмечают, что все существительные стоят в
Именительном падеже, а род и склонение у них
определить невозможно)
– Давайте сделаем вывод: У существительных,
имеющих только форму множественного числа
нельзя определить род и склонение. (Слайд 6)
3. Физкультминутка
4. Закрепление нового материала
1) На экране размещен текст. Учащиеся списывают его, вставляют пропущенные буквы и подчеркивают имена существительные, имеющие только форму множественного числа.
На Садовой улице открылся новый м…газин. В нем три отдела. В первом – б…льшой выбор м…лочных продуктов: кефир, см…тана, йогурт, сливки, прост…кваша. Во втором отделе можно купить м…кароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные к…ндитерские изделия: к…нфеты, з…фир, мармелад, пряники. (Слайд 7)
Ученики подчеркнули слово «макароны, сливки»
2) Прослушайте отрывки из песен и выпишите имена существительные, имеющие только форму множественного числа. Учащиеся прослушивают и выписывают существительные: сени, опилки, каникулы, хлопоты
3) Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе.
Праздник, встреча, рассвет (будни, проводы, сумерки) (Слайд 8)
4) Я вам буду читать загадки, а вам в тетради необходимо записать только отгадки. Обратите внимание, что слова – отгадки должны соответствовать теме нашего урока.
А) Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы)
(Слайд 9)
Б) Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы) (Слайд
10)
В) Всегда ходят, а с места не сходят. (Часы) (Слайд
10)
Г) Кругленькие, беленькие, всему свету миленькие. (Деньги)
(Слайд 11)
Д) Зубасты, а не кусаются. (Грабли) (Слайд
12)
(После того, как ученики запишут отгадки, на слайдах появляются соответствующие рисунки)
5) Работа на компьютерах с электронным пособием. Выполнение заданий по тем «Существительные, имеющие только форму множественного числа» (Приложение 1) Каждый из учеников сразу же видит результаты своего труда.
– Ребята, скажите, какой период времени во
время учебного года вам нравится? (каникулы)
– Давайте составим со словом «Каникулы»
синквейн:
Каникулы
Веселые Долгожданные
Наступают Веселят Помогают
Скоро наступят долгожданные каникулы
Праздник
5. Итог урока
На доске записаны предложения. Учащиеся устно должны исправить ошибки в них. (Слайд 13)
Эту ленту нужно отрезать большим ножницами. Ах, эти молодежь! На поле росло много хлопков. С этим мальчишкой одна сплошная хлопота!
(Эту ленту нужно отрезать большими ножницами. Ах, эта молодежь! На поле росло много хлопка. С этим мальчишкой одна сплошная хлопоты!) (Слайд 14)
6. Домашнее задание (Слайды 15-16)
Упражнение № 515 по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой.