Моя методическая разработка адресована учителю-словеснику, работающему в
классах компенсирующего обучения, и ставит
целью оказание практической помощи учителю, особенно молодому, в поисках и
выборе путей решения проблемы орфографической и пунктуационной грамотности.
Весь материал, изложенный в разработке, является примерным, и учитель может по своему усмотрению использовать его для работы.
При изучении темы “Причастие” большое внимание уделяется повторению, обобщению и закреплению полученных знаний, поэтому в работе приводятся разработки отдельных уроков по повторению, которые строятся по-разному, в зависимости от реальных возможностей учащихся; описаны приемы и методы, способствующие активизации мыслительной деятельности, повышению культуры устной и письменной речи учащихся.
Весь материал иллюстрируется конкретными примерами, проверенными в процессе работы.
Многолетний личный опыт работы в школе показывает, что изучение причастий традиционно вызывает затруднения у учащихся. Обычно трудности бывают вызваны тем, что школьники не овладели полностью ранее изученным материалом. Например, несформированность умения определять спряжение глагола и верно писать безударные личные окончания вызывают ошибки в написании суффиксов причастий; неумением детей устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами объясняется большой процент ошибочных написаний НЕ с этой глагольной формой, пунктуационных и синтаксических ошибок. Но при изучении причастия есть и объективные трудности, которые нужно учесть, чтобы предупредить многие ошибки: например, наличие общих признаков у прилагательных и причастий и неумение различать их приводит к устойчивым ошибкам в написании -Н и -НН в суффиксах причастий и прилагательных; наличие общих признаков у причастий и деепричастий приводит к ошибкам в обособлении причастных и деепричастных оборотов. Предупредить целый ряд весьма устойчивых ошибок при изучении причастия можно, если в работу на уроке вводить элемент сопоставления, систематически подчеркивать специфику данной формы по сравнению с другими, похожими на нее (например, сопоставить ее с прилагательным), усилить внимание к словообразовательному разбору причастий. Полезно уже на первых уроках по изучению этой части указать учащимся, что причастия могут иметь суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -т- и другие. Можно также сразу начать выделять суффиксы в записанных причастиях (это требование на первых уроках не является обязательным), что поможет учащимся научиться отличать причастия от прилагательных.
В результате изучения темы школьники должны знать:
- признаки глагола и прилагательного в причастии;
- способ определения его окончания;
- правила употребления суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ-(-ящ-), -ем– (-им-), -н-, -енн-, -нн-;
- условия слитного и раздельного употребления НЕ с причастиями;
- правило выделения причастного оборота, стоящего после определяемого слова.
Чтобы привлечь внимание ребят к новой теме, я решила использовать игровой элемент. Закончив фронтальную проверку знания изученных частей речи, говорю: “Ребята! В одном из предложений, записанных на доске, обнаружено слово-незнакомец, тщательно маскирующееся под известные нам очень уважаемые части речи. Но принадлежность его к ним вызывает сомнение. Выяснить подлинную сущность слова пока не удалось. Нам необходимо установить личность незнакомца, для этого мы должны:
Выяснить, действительно ли исследуемое слово имеет что-либо общее с известными нам частями речи или это только тщательная маскировка.
Определить степень “родства” с каждой из них и функции, выполняемые словом-незнакомцем.
На основе этих данных при помощи “фоторобота” установить личность незнакомца.
Итак, приступаем к работе!
На доске заранее записаны предложения:
- Веселый ветерок расплетает косички белокорых березок.
- Веселящийся ветерок расплетает косички белокорых березок.
- Веселится ветерок, расплетает косички белокорых березок.
1 этап работы: обнаружение незнакомца.
Так как слово-незнакомец есть только в одном предложении, то искать его надо среди слов, которые в примерах не совпадают:
.веселый, веселящийся, веселится
Ребята устанавливают, что слово веселый – это прилагательное, веселится – глагол. Значит незнакомцем является слово веселящийся.
Разделив тетрадный лист на три колонки, учащиеся записывают предложения, выполняют их синтаксический разбор, выписывают слова
веселый, веселящийся, веселится.
2 этап работы: морфологический разбор слов веселый, веселится.
Затем устанавливаем, какими же из этих признаков обладает слово веселящийся. Признаки, совпадающие с признаками прилагательного, подчеркиваем волнистой, совпадающие с глагольными – прямой чертой.
3 этап работы: определить лексические признаки всех трех слов. Особое внимание обращается на то, что прилагательное обозначает постоянный признак, а слово веселящийся обозначает признак, возникающий только при наличии действия (вводится термин “признак по действию”). Предлагаю заменить слово веселящийся выражением, совпадающим с ним по значению: веселящийся ветерок – ветерок, который веселится.
Ученические тетради пополняются новыми записями:
веселый | веселящийся | веселится |
обозначает постоянный признак | обозначает признак по действию | обозначает действие |
4 этап работы: сделать словообразовательный разбор исследуемого слова.
Школьники устанавливают, что он образуется от глагольной основы.
Делаю вывод:
Слово-незнакомец не маскируется под прилагательное и глагол, а действительно имеет с ними ряд общих признаков (запись в тетради в ходе выполнения заданий):
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | ГЛАГОЛ |
1. Изменяется по числам, родам, падежам. | 1. Имеет вид, время, может быть возвратным или невозвратным. |
Это слово является более близким родственником глагола, так как:
а) образуется от глагольной основы;
б) обозначает признак, возникающий только в результате действия;
в) лексически соответствует выражению: веселящийся
– который веселится, то есть выполняет действие.