Класс: 2.
Предмет: русский язык.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели:
- Образовательная: способствовать совершенствованию умений учащихся классифицировать имена существительные на одушевленные и неодушевленные.
- Развивающая: Развивать умение распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? и слова, отвечающие на вопрос что?; развивать орфографическую зоркость, память, внимание, образное мышление, связную речь, творчество, углублять словарный запас.
- Воспитательная: Воспитывать добрые качества, создать атмосферу радости совместного труда,интерес к родному языку
Планируемые результаты:
Личностные:
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции
- способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.
Предметные:
- освоение понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»;
- освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.
Метапредметные:
Познавательные:
- формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного;
- добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации.
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной речи;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- освоение способа решения проблемного поискового характера.
Оборудование: учебник «Русский язык», карточки со словами, карточки с разноуровневыми заданиями.
Ход урока
1. Мотивация
На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё…(слышат).
Голова хорошо … (думает).
- Верно! Нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята. Поднимите руку, кто обладает этими качествами. Я рада, что вас много, это значит, что вы сможете справиться со всеми заданиями.
2. Постановка цели
- Определите основную тему нашего урока. (Одушевленные и неодушевленные имена существительные)
- Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
3. Повторение изученного материала
Словарная работа
Давайте вспомним и запишем словарные слова на тему «Зима»:
- Какие явления погоды можно наблюдать зимой? (мороз, метель)
- Каких птиц можно увидеть сейчас в наших краях? (воробей, сорока)
- Каких животных можно увидеть в лесу зимой? (заяц, лисица)
- Запишите по порядку зимние месяцы. (декабрь, январь, февраль)
Взаимопроверка. Игра «Учитель-ученик»
Оцените свою работу. (за правильный ответ дети получают «снежики»)
- Что общего у всех этих слов? (Это имена существительные)
- На какие вопросы отвечают эти слова? (кто?, что?).
- Разделите имена существительные на две группы. Первая группа слов отвечает на вопрос кто?, вторая группа слов отвечает на вопрос что?.
Кто? (Воробей, сорока, заяц, лисица)
Что? (Мороз, метель)
4. Актуализация знаний
Работа над загадками.
- Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Кто? Лось)Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем - не найдём. (Что? Роса)В голубой станице
Девица круглолица.
Ночью ей не спится-
В зеркало глядится . (Что?Луна)Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней? (Кто? Доктор)
- Что объединяет слова? (это имена существительные)
- Правильно, это имена существительные.
- Чем отличаются эти слова? (одни слова отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа, а другие - отвечают на вопрос что? и обозначают неживые существа)
5. Подготовка к усвоению материала
- Для успешной работы на уроке нужно повторить известный вам материал об имени существительном:
Игра «Продолжите фразу», (за правильный ответ дети получают «снежики»)
- Имя существительное обозначает …
- Имена существительные отвечают на вопросы … и …
- Имена существительные, которые обозначают живые существа отвечают на вопрос…..
- Имена существительные, которые обозначают неживые существа отвечают на вопрос…..
6. Постановка цели урока
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (об имени существительном, о живых и не живых предметах)
- Какова тема нашего урока? (одушевленные и неодушевлённые имена существительные)
- Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (учиться определять одушевлённые и неодушевлённые существительные)
7. Актуализация знаний учащихся
- Прочитайте стихотворение (дети читают стихотворение сами, потом 1 ученик читает стихотворение вслух с выражением)
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
Часы, жираф, окно.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмём слова утюг, пенал,
Ребёнок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
- Что объединяет слова, которые выделены? (это имена существительные)
- Чем отличаются эти слова? (одни слова отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа, а другие - отвечают на вопрос что? и обозначают неживые существа)
8. Закрепление новых знаний
- Запишите в тетрадь слова в два столбика.
- Кто выполнит задание раньше, внимательно проверьте его.
- Магниты на доске будут напоминать вам о времени (звучит лёгкая музыка, дети выполняют задание, по окончании времени я звоню в колокольчик).
- Обменяйтесь тетрадями и выполните проверку с доски. Оцените работу вашего товарища:
- НЕТ ОШИБОК - «!»
- НЕСКОЛЬКО ОШИБОК - «+»
- МНОГО ОШИБОК - «-»
- Встаньте те, у кого нет ошибок, кому поставили «!», присоединитесь к ним те, кто допустил от 1 до 3 ошибок, у кого стоит «+». Молодцы, похлопайте себе!
- Те кто допустил много ошибок, кому поставили «-» не расстраивайтесь, в следующий раз у вас всё обязательно получится!
- Почему вы разделили слова именно так? (потому что одни слова (существительные) отвечают на вопрос кто?, а другие на вопрос что?)
- Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО? (Людей, животных, живых существ).
- Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Неживые предметы и явления природы).
- А теперь, давайте обобщим, какие же существительные называются одушевлённые, а какие неодушевлёнными?
Вывод:
- Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос КТО?, называются одушевлёнными.
- Имена существительные, которые обозначают неживые предметы и явления природы, отвечают на вопрос ЧТО?, называются неодушевлёнными.
- Хорошо. А теперь, сравним наш вывод с выводом мудрой совы в учебнике на странице… (читают вывод в учебнике, один человек читает вслух). Соответствует ли наш вывод тому, который вы прочитали в учебнике.
9. Минутка двигательной активности
- Если я произнесу одушевлённое имя существительное, то вы будете шагать на месте. Если я произнесу неодушевлённое имя существительное, то вы будете хлопать.
Кофта, дети, рабочий, дождь, ветер, ученик, строитель, машинист, машина, цветок.
10. Составление модели способа действия при различении одушевлённых и неодушевлённых существительных
- На доске записано предложение:
Мальчик играет в мяч.
- Прочитайте его. Почему слова «мальчик» и «мяч» подчёркнуты? (потому что это имена существительные)
- Как вы это определили? (задали вопрос)
- Каким образом эти два слова относятся к теме нашего урока? (мальчик - это одушевленное существительное, а мяч - неодушевлённое)
- Давайте составим алгоритм определения одушевлённого и неодушевленного имени существительного.
Алгоритм.
- Находим существительное.
- Определяем, что оно обозначает.
- Задаём вопрос.
11. Применение и закрепление изученного материала
- На своих столах вы видите карточки с заданиями разного уровня.
- Подпишите карточку. Выберите тот уровень, с которым будете работать. Прочитайте задание. Кому что-то непонятно, поднимите руку, я подойду. На выполнение этого задания вам даётся 5 минут. Желаю вам удачи! (звучит музыка, магниты на доске - время.)
Базовый уровень. Прочитайте текст. Найдите имена существительные. Надпишите над существительными буквы Одуш.(одушевлёнными) или Неодуш.(неодушевлёнными). Текст списывать не надо!
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наложила, что вода стала выше, и можно было выпить воду.
Повышенный уровень. Создайте и запишите связный текст (4-5 предложений) на тему «Зоопарк», используя слова - подсказки: клетка, дерево, сторож, животные, выходной день, цветы, корм, птицы и т.д.
- С последней парты передайте на первую карточки. Завтра мы с вами разберём проблемные места, которые встретились вам в работе.
Подведение итогов.
- Какая тема была у нас сегодня на уроке?
(одушевленные и неодушевленные имена существительные)
- Достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока?
12. Итог урока
- Итак, ребята, какова была наша тема?
- А как эта тема относится к выполненным упражнениям?
- Что мы отрабатывали?
- Поднимите руку, кто считает, что достиг поставленной цели.
- Замечательно!
13. Рефлексия
- Посмотрите, у вас на партах лежат листочки.
- Нарисуйте веселый смайлик, если вам на уроке было комфортно, вы смогли справиться со всеми заданиями без особых трудностей.
- Нарисуйте грустный смайлик. Ребята, которые справились не со всеми заданиями, и было трудно работать.
- Поднимите руку, кто нарисовал веселые смайлики. Я очень рада, что вас так много! - Могу только поздравить и пожелать успехов в дальнейшей работе!