Логопедия
-
Авторские дидактические игры для развития фонематических процессов у дошкольников с ФФН 2011
В статье представлены игры, играя в которые ребёнок решает разнообразные мыслительные задачи: даёт характеристику звукам, сравнивает их по акустико-артикуляционным характеристикам, делает звуковой анализ слов.
-
Предметно-развивающая среда в логопедической группе дошкольного учреждения 2011
Развивающей среде отводится большая роль в речевом и психическом развитии детей. Организовывая коррекционно-развивающую среду группы для детей с нарушениями речи, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности и способствовала здоровьесбережению.
-
Подгрупповое занятие по развитию связной речи по лексико-грамматической теме "Грибы" 2011
Подгрупповое занятие второе в системе занятий по развитию связной речи, направленное на обучение детей составлению описательного рассказа по лексико-грамматической теме "Грибы". Данное занятие разработано для детей старшей группы. Занятие позволяет проверить усвоение знаний, полученных на предыдущем занятии.
-
Конспект открытого логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения "Буратино приглашает на новоселье" 2011
Конспект представляет собой серию дидактических игр, объединённых единым сюжетом, для автоматизации звуков «Р»–«РЬ» у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи. Одновременно учитель-логопед решает задачи развития слоговой структуры слова, звуко-буквенного анализа и синтеза, совершенствования слухового внимания и логического мышления.
-
Возможности модификации игры в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста 2011
Важным средством формирования психических функций ребенка дошкольного возраста, его интеллекта является игра. Главное назначение подобных игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение.
-
Формирование коммуникативной компетентности как профилактика школьной дезадаптации у детей с заиканием 2011
Дети с заиканием характеризуются слуховой и зрительной невосприимчивостью, трудностью осуществления слуховой обратной связи, более медленным реагированием на слуховые задачи. Им свойственна высокая тревожность, агрессивность, эгоизм, конфликтность. С целью профилактики школьной дезадаптации детей с заиканием разработана система взаимосвязанной работы учителя-логопеда и педагога-психолога по компенсации речевого дефекта и формированию коммуникативной деятельности как одного из важнейших компонентов готовности к школьному обучению.
-
Дифференциация звуков [л] и [л'] в связной речи 2011
Логопедическое занятие предназначено для воспитанников 5-го класса, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. У детей с нарушениями интеллекта выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, пассивный словарь преобладает над активным, отмечается несформированность структуры значения слова. Данное занятие направлено на ознакомление учащихся с согласными звуками [л], [л’].
-
Индивидуально-подгрупповое занятие по теме "Автоматизация звука [л] в слогах, словах и предложениях" 2011
Представленный конспект индивидуально-подгруппового занятия содержит описание приемов работы по коррекции звукопроизношения, позволяющего разнообразить работу по автоматизации звуков на уровне слова и предложения.
-
Дифференциация звуков [т] – [д] 2011
Урок был проведен во 2-м классе для детей с тяжелыми нарушениями речи, у которых отмечается недифференцированность слухового восприятия. В письме наблюдаются замены букв, обозначающих звуки, сходных по артикуляции и звучанию. Этот урок является первым в системе работы над парой [т] – [д].
-
Логопедическое занятие по теме "Автоматизация звуков [р] и [р'] в словах и предложениях, в связной речи. На зимней рыбалке" 2011
Логопедическое занятие призвано уточнять и обогащать словарный запас по теме «Рыбы», закрепить представление о твердости и мягкости согласного звука «Р», совершенствовать навык составления рассказа по сюжетной картинке или с родственными словами, развивать фонематический слух и восприятие, фонематический анализ и синтез слов, внимание и память.
-
Формирование речевых категорий у старших дошкольников в ОНР "Наш город Санкт-Петербург" 2011
Основная цель работы логопеда в речевой группе – коррекция речи ребенка-логопата. В своей работе автор показывает, как на материале темы «Наш город» обогащается активный и пассивный словарь, формируется грамматический строй речи, слоговая структура слова, развивается связная речь, автоматизируются поставленные звуки.
-
Логоритмика 2011
На уроке закрепляются представления детей об объектах окружающего мира (о цветах), умение классифицировать их по месту произрастания. Закрепляется правильная артикуляция для шипящих звуков, продолжается работа над мимикой лица, развитием мелкой моторики и фонематического слуха.
-
Автоматизация звука [ц] в словах и предложениях с прямым слогом 2011
Предлагается занятие по автоматизации звука [ц] в словах и предложениях с прямым слогом. Эффективность коррекционной работы на занятии обеспечивается использованием ряда вспомогательных приемов (психогимнастика, составление предложений по схемам, полянка родственных слов).
-
Логопедическое занятие "Состав слова. Корень слова, однокоренные слова" 2011
Логопедическое занятие проводится на II этапе коррекционного обучения, задачей которого является восполнение пробелов в развитии лексико-грамматического строя речи. В процессе работы по формированию полноценных морфологических представлений должны быть сформированы предпосылки к осознанному усвоению таких важнейших тем программы, как безударные гласные в корне слова.
-
Использование компьютерных игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста 2011
В настоящее время началось активное внедрение процесса компьютеризации в дошкольное коррекционное образование. Уже создано несколько специальных компьютерных программ для коррекционно-речевой работы с дошкольниками. Но их использование является проблематичным из-за высокой стоимости. Внедряя компьютерные технологии в коррекционный процесс, мы пошли по пути использования на логопедических занятиях готовых обучающих компьютерных игр для дошкольников.
-
Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями коррекционных групп 2011
Практическая разработка представлена как методические рекомендации, оказывающие помощь начинающим специалистам в данной области, ищущим адекватные формы, методы и средства в совместной деятельности с родителями для преодоления их детьми трудностей в развитии и подготовке к школе. Имеется подробно разработанные формы бланков: первичного и повторного направления к докторам различного профиля; отказа родителя о посещении ребенка рекомендованной коррекционной группы, согласно МПМПК; бланк отказа родителей о переводе ребенка в другое ДОУ; форма заявления о согласии и несогласии посещать узких специалистов, рекомендованных МПМПК; анкеты и мини-тестирования к ним.
-
"В гости к Старику-годовику". Логопедическое занятие 2011
В работе представлен конспект логопедического занятия (возможно занятие по развитию речи), на котором ребенок закрепляет знания о таком времени года, как "Осень". В основу положена сказка В.И. Даля "Старик-годовик". По аналогии можно построить занятия и по другим временам года.
-
Логопедическое занятие "Слово – предмет" 2011
Урок развивает фонематический слух, учит работать со словом, образовывать новые слова и работать с ними. Развиваются психические процессы: память, внимание, воображение, мышление. На данном занятии используются разные формы работы. Во время занятия проводятся 2 физкультминутки по развитию общей моторики и гимнастика для глаз.
-
Особенности психо-эмоционального общения с больными, перенесшими ОНМК, в остром периоде 2011
Важнейшей актуальной проблемой в логопедии и логопсихологии является как можно более ранний этап начала реабилитации больных, перенесших ОНМК и как следствие – потерю речевой функции.Необходимо вселить в больного оптимизм, веру в успех, доверие к логопеду.
-
Игры-путешествия в коррекционно-воспитательной работе с детьми логопедической группы 2011
Игра-путешествие усиливает впечатления детей, придает познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обращает внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.
-
Занятие по развитию речи "Путешествие в весенний лес за Лесовичком" в подготовительной логопедической группе 2011
Урок направлен на закрепление словаря существительных, прилагательных по теме "Весна". Автор закрепляет умение составлять распространенные предложения, учит решать кроссворды со словами, закрепляет умение составлять слова из букв. Учащиеся совершенствуют умение составлять слова в определенной последовательности.
-
Изучение речи детей с позиции современной науки 2011
Процесс изучения речи - явление сложное и многостороннее. В работе говорится о научно обоснованной методике, которая должна опираться на понимание как сущности и отличительных черт языка, так и речевого механизма, знание закономерностей и особенностей развития разных сторон речи, навыков и умений речевого общения.
-
Авторская программа реализации взаимосвязи фронтальных занятий по формированию звукопроизношения и занятий по преодолению нарушений лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ 2011
Программа предполагает проведение логопедических занятий с подгруппой детей с ОНР III уровня первого и второго года обучения. Групповое занятие проводится два раза в неделю: I – занятие по формированию звуковой стороны речи и обучению грамоте; II – занятие по преодолению нарушений лексико-грамматических средств языка и связной речи. Диагностика речевого развития детей проводится 2 раза в год.
-
Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка" 2011
"Логопедическая разминка" – ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие. Занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные упражнения, игры на развитие физиологического и речевого дыхания, игры на развитие силы и высоты голоса, мимические упражнения, задания с элементами самомассажа лица, пальчиковые игры в сочетании с артикуляционными или голосовыми упражнениями, упражнения, позволяющие активизировать слуховое внимание детей, а на его основе развивать фонематический слух.
-
Открытое логопедическое занятие по теме "Одно слово" 2011
Цель занятия - выработка навыка правильного, беглого, плавного, выразительного, осознанного чтения.
-
И занятие может быть игрой 2011
Основная идея методики проведения занятия – обучающий материал преподносится ребенку в игре. Для успешного осуществления запланированных на занятии задач перед детьми должна ставиться определенная, конкретная цель, понятная дошкольникам и такая, которую они захотели решить совместно с педагогом. Каждое занятие строится в постоянной смене деятельности, которую обеспечивают игровые задания и упражнения, подобранные в соответствии с проблемами детей.
-
Исправление нарушений звукопроизношения и развитие фонематического восприятия с применением моделей артикуляции звуков 2011
Модели артикуляции звуков отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, положение губ и работу голосовых складок. Коррекционная работа при постановке звуков проводится совместно с развитием фонематического слуха. Модели вводятся в работу постепенно, начиная с гласных звуков. В работе описывается данный процесс.
-
Дифференциация звуков [ч] – [ть] в словах и предложениях 2011
Занятие проводится в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи. Включение в занятие заданий на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики позволяет сделать его достаточно мобильным, смена видов деятельности и места проведения каждого этапа вместе с эмоциональной окраской и двигательной активностью детей приводят к тому, что дети не устают, работоспособность остается высокой на протяжении всего занятия.
-
Развитие фонематического восприятия посредством использования наглядно-игровых средств у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта 2011
В статье представлен практический опыт работы учителя-логопеда. Раскрыта специфика применения наглядно-игровых средств в преодолении нарушений в развитии фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН в условиях логопедического пункта, способствующие успешному решению поставленных задач.
-
Подгрупповое занятие на автоматизацию звука [л] в слогах, словах и словосочетаниях 2011
На занятии развивается и укрепляется речевая моторика детей; закрепляются условно-рефлекторные связи на данный артикуляционный уклад. Занятие способствует закреплению правильного произношения фонемы [Л] в изолированном виде, в слогах, словах и в предложении; развитию фонематического слуха на акустический образ данной фонемы.