Бесспорно, что игровая деятельность является ведущей для дошкольников. Почему же так часто на своих занятиях, стремясь достичь высоких результатов, мы забываем об этом и заставляем детей выполнять однообразные и скучные упражнения? Неэффективно, и отбивает интерес к учению у будущих первоклассников.
Игра является не только главной сферой самовыражения для ребёнка, но и базой для развития речи.
Во время игры на занятии воцаряется приподнятая, радостная атмосфера. Игра захватывает ребёнка целиком, у него горят глаза, он тянет руку, выпрыгивая со своего места. Как малыш старается быть первым и лучшим! Дух соревнования, присущий игре, заставляет работать даже самых ленивых.
Особое значение приобретает игра в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие. Играя, ребёнок использует приобретённые ранее знания в новых обстоятельствах, решает разнообразные мыслительные задачи: даёт характеристику звукам речи; сравнивает их по акустико-артикуляционным признакам, делает звуковой анализ слов.
Многолетний личный опыт логопедической работы показывает, что усвоение и закрепление сложнейшего логопедического материала происходит легче и прочнее в условиях различных игровых ситуаций.
Игра оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка: формируются терпение, настойчивость, сопереживание, умение работать в команде; сглаживаются отрицательные черты характера: капризность, обидчивость; создаются условия для развития многих психических процессов: внимания, памяти, логики, зрительного восприятия.
Представленные ниже авторские дидактические игры способствуют развитию фонематических процессов у дошкольников и могут использоваться логопедами ДОУ на всех этапах коррекционно-педагогического процесса.
Авторские дидактические игры:
1. Грузовик.Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.
Оборудование: игрушечная грузовая машинка, мелкие игрушки.
Задание: загрузи в кузов машинки столько игрушек, сколько раз услышишь заданный звук.
2. Узелки.
Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.
Оборудование: шнур.
Задание: завяжи столько узелков, сколько раз услышишь заданный звук.
3. Пуговки
Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику. Оборудование: наглядное пособие для развития мелкой моторики “Застёжки”.
Задание: застегни столько пуговиц, сколько раз услышишь заданный звук.
4. Лошадки.
Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать артикуляционную моторику.
Задание: щёлкни язычком столько раз, сколько раз услышишь заданный звук.
5. Подуй на вертушку.
Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать длительный плавный выдох.
Оборудование: вертушка для развития дыхания.
Задание: подуй на вертушку столько раз, сколько раз услышишь заданный звук.
6. Колокольчик.
Цель: научить детей придумывать слова на заданный звук.
Ход игры: дети становятся в круг.
Задание: придумай слово на заданный звук, позвони в колокольчик, передай колокольчик по кругу.
7.
Гаражи.Цель: научить детей дифференцировать звуки [р]- [л].
Оборудование: силуэты машин из картона с наклеенными на них картинками: рак, жираф, радуга, роза, корова, пила, лампа, ландыш, лодка, лыжи. Счётные палочки для изготовления гаражей”, на одном “гараже” буква Р, на другом – Л.
Задание: возьми машинку, назови картинку, скажи какой звук есть в названии этой картинки: [ р] или [л]. Помести машинку в “гараж” с соответствующей буквой.
8. Птички на дереве.
Цель: научить детей дифференцировать звуки [ ш] -[с].
Оборудование: два дерева из картона с буквами Ш и С, птички из картона с приклеенными на них картинками: шуба, мышь, кошка, душ, крыша, собака, коса, сапоги, нос, сыр.
Ход игры: ребёнок берёт одну птичку, называет картинку, которая приклеена на ней и говорит, какой звук есть в названии этой картинки [ш ] или [с]. Если в названии картинки есть звук [ш], то он помещает её на дерево с буквой Ш, если в названии картинки есть звук С, то он помещает её на дерево с буквой С.
9
. Три медведя.Цель: научить детей определять позицию звука в слове, работать над просодикой.
Оборудование: фигурки трёх медведей из картона или игрушечные, предметные картинки со звуком [к] в разных позициях: кот, крот, удочка, рак, цыплёнок, лягушка, полка, мак, клевер, щётка, сок, собака.
Ход игры: ребёнок берёт картинку и называет её. Если звук [к] в начале слова, то эту картинку надо подарить Михайло Потаповичу; если звук [к] в середине слова, то эту картинку надо подарить Настасье Петровне; если звук [к] в конце слова, то эту картинку дарим Мишутке. Медведи говорят : “Спасибо!”, соответствующими им голосами.
10. Выложи домик.
Цель: научить детей отбирать слова на заданный звук.
Оборудование: предметные картинки на заданный звук, несколько картинок на другие звуки.
Задание: выложить домик из предметных картинок: три этажа и крыша, отбирая только картинки на заданный звук.
11. Наряди ёлку
(1 вариант).Цель: научить детей определять позицию звука в слове.
Оборудование: трёхярусная ёлка из картона, шары из цветного картона с приклеенными на них картинками на заданный звук. Звук должен находиться в разных позициях.
Ход игры: ребёнок берёт шар, если заданный звук находится в начале слова, то шар с картинкой помещается в нижнем ярусе ёлки; если звук находится в середине слова, то шар помещается в среднем ярусе ёлки; если звук в конце слова, то шар помещается в верхнем ярусе ёлки.
12. Наряди ёлку
(2 вариант).Цель: учить детей дифференцировать звуки [ш]- [с], развивать зрительное восприятие.
Оборудование: ёлка из зелёного картона, “ ёлочные украшения”: самолёт, кошка, слон, клюшка, собака, шар, сумка, шишка и т.д. По полю ёлки – силуэты этих предметов чёрного цвета.
Ход игры: ребёнок берёт “ёлочное украшение”, называет картинку и какой звук в ней:
[ш] или[с], находит на ёлке соответствующий картинке силуэт и помещает её на это место.
13. Силуэты.
Цель: научить детей определять позицию звука в слове, развивать зрительное восприятие.
Оборудование: предметные картинки: кот, собака, мак. Силуэты к ним.
Задание: подобрать к каждой картинке соответствующий ей силуэт. Назвать слово и определить позицию звука [к] в этом слове.
14. Кубик.
Оборудование: игровое поле разделено на 9 квадратов, в каждом квадрате картинка: шапка, астра, шуба, маска, слон, кошка, шкаф, сыр, мышка; кубик ; красные, синие, зелёные фишки для звукового анализа.
Ход игры: ребёнок бросает кубик на игровое поле, называет картинку, на которую он попал и делает звуковой анализ этого слова.