Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями коррекционных групп

Разделы: Работа с родителями, Логопедия, Коррекционная педагогика


Организация деятельности специалистов ДОУ для детей с нарушениями речи и интеллекта представляет собой целостную систему работы с детьми, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства. В системе работы предусматривается четыре основных аспекта, на основе которых происходит положительная динамика:

  • Координационная и коррекционная деятельность дефектолога.
  • Взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ.
  • Лечение у психиатра и других специалистов медицинского профиля.
  • Активное сотрудничество родителей (законных представителей) детей.

В общую коррекционную работу включается совместное сотрудничество специалиста с родителями в различных ее современных формах: дни открытых дверей, творческие мастерские по приобщению родителей к совместной деятельности, встречи со специалистами ДОУ, открытые просмотры педагогического процесса, круглые столы, а также традиционные формы - родительские собрания.

В соответствии с существующим положением все рекомендации специалистов по организации необходимых для ребенка условий развития могут быть осуществлены только с согласия родителей. Поэтому работа с ними чрезвычайно важна для успешной помощи детям со смешанными специфическими расстройствами психологического развития.

Большинство родителей оказывается не готово к решению вопроса о переводе ребенка в специализированную группу ДОУ. Даже осознавая, полностью или частично, проблемы ребенка, они нередко направляют свои усилия на поиск "виновных", которыми в их глазах оказываются либо педагоги, либо ребенок. Переживаемый родителями внутренний конфликт ("почему мой ребенок не такой как все?") приводит либо к осознанному или неосознанному чувству вины, либо к игнорированию проблем ребенка, либо - в худшем варианте - к подсознательному отторжению его.

При общении с родителями все эти моменты должны учитываться с тем, чтобы результаты коррекционной работы с ребенком были как можно успешнее.

Для того чтобы сделать родителей надежными союзниками в этой работе, начинать общение с ними, как это не парадоксально на первый взгляд, часто приходится с объяснения им положительных особенностей их ребенка, сильных сторон его личности, качеств его характера, на которых могут строиться успехи их дальнейшей жизни. Такая тактика позволяет сломать барьер неприятия родителями как самого "неудавшегося" ребенка, так и вмешательства постороннего человека (консультанта) в их внутренние семейные проблемы.

После проведения городского МПМПК, на первичной консультации с родителями, дефектологу необходимо объяснить, что группы коррекционно-развивающего обучения специально создаются в стенах общеобразовательных ДОУ с тем, чтобы оказать детям с теми или иными трудностями необходимую помощь, не выводя их из общего дошкольного коллектива.

Знакомство родителей с условиями обучения в коррекционно-развивающей группе, со всем комплексом лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на преодоление их детьми трудностей в развитии и приобретение полноценных возможностей овладения в дальнейшем школьной программой, нередко позволяет убедить их в правильности выбора такой формы развития и обучения для их ребенка.

Из беседы с учителем - дефектологом родители понимают, что все усилия педагогов, психологов, медиков, задействованных в системе коррекционно-развивающего обучения, и направлены как раз на то, чтобы ребенок мог как можно скорее расстаться со своими проблемами, догнать своих сверстников, чтобы будущая "школьная судьба" ребенка сложилась удачно.

Используя индивидуальный план - маршрут, направленный на компенсацию выявленных трудностей ребенка учителю - дефектологу следует доброжелательно объяснить родителям проблемы дошкольника и обозначить пути их решения. Затем специалист плавно подводит родителя к тому, что следует посетить медицинских специалистов узкого профиля: психиатра, невропатолога и других. По направлению к данным специалистам мною был составлен первичный бланк направления к врачу по заключению МПМПК (слайд №4), который предлагается и при следующем направлении ребенка к врачу, зачисленного в коррекционную группу, но только в начале первого года обучения. При последующих посещениях психиатра, например в середине учебного года дефектолог пишет характеристику на ребенка и к ней прилагается направление для повторного лечения, после динамического наблюдения (слайд №5).

Очень часто многие родители совершенно не представляют точного понятия: Что за врач психиатр, и чем он занимается? То же самое происходит по поводу знаний о невропатологе! Поэтому их непросвещенность в этой области, создает неверное представление о сложившейся ситуации с их ребенком. Следовательно, существует необходимость рассмотреть вопросы о роде деятельности психиатра и невропатолога.

Психиатр - это врач, (в переводе с греческого - лечение души), который использует лечебное воздействие и активизацию на кору клеток головного мозга, направленное на развитие памяти, внимания, мышления и восприятия; мотивы, эмоции, волю и самосознание.

Невропатолог - это врач, который использует лечебное воздействие на болезни нервной системы.

Но существуют и малое число родителей, которые отказываются посещать рекомендованные коррекционные группы, либо специальные ДОУ. Так как считают, что их ребенок совершенно не имеет никаких показаний негативного проявления в отношении интеллекта или другого и вообще считают, что дошкольник просто начнет деградировать, находясь в данной среде детей. "Лучше логопедическая!"

Если же не удается переубедить такого родителя, то необходимо предложить ему заполнить бланк, в котором он отразит несоответствие развития своего ребенка относительно рекомендованной группы (слайд №6 - 7).

Практика показывает, чтобы изменить настроение, самоощущение ребенка в стенах ДОУ, сделать его более комфортным, создать у ребенка чувство принятия, защищенности и поддержки, необходимы объединенные усилия педагогов и родителей.

На протяжении пребывания дошкольников данной категории в коррекционной группе, в моей практике совместного сотрудничества с родителями систематически используется "Информационный стенд", со сменными рубриками, который позволяет мне способствовать родительскому интересу в развитии их детей по намеченному плану недели.

В начале учебного года дефектолог в рубрике "Объявления" вывешивает информацию о начале работы службы сопровождения учителя - дефектолога. /Слайд №8/

В которой говорится о:

  • проведение индивидуального обследования на начало учебного года;
  • построение индивидуального маршрута обучения, развития и воспитания, для отдельно каждого ребенка, занимающегося у учителя - дефектолога;
  • занятиях начинающихся на четвертой недели сентября месяца.

План работы с родителями составляется после проведения первого этапа комплексного обследования детей (работа с родителями носит больше практический характер - советы, рекомендации, консультации, совместное проведение праздников, просмотр занятий с детьми в начале и в конце года).

На первой индивидуальной консультации учитель - дефектолог повторяет о необходимости посетить доктора и пройти медицинское воздействие со стороны психиатра, и просит подписать бланк заявления родителя о согласии, либо не согласии посещать рекомендованных специалистов (слайды №9-10). Такое воздействие на родителя необходимо, чтобы он почувствовал ответственность за упущенное развитие своего ребенка и тем самым обезопасить учителя - дефектолога, в случае дальнейшего негативного проявления в развитии воспитанника.

На первом родительском собрании следует напомнить родителям о законодательных актах, которые не освобождают их от родительских обязанностей (слайд №11-12):

Закон Российской Федерации об образовании Федеральный закон №122 - ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004 года.

Федеральный закон статья - 5.35 административного кодекса.

Для выявления затруднений у родителей в развитии и воспитании детей, социального заказа к деятельности учителя - дефектолога можно предложить первичную анкету с кратким тестом (слайды 13, 14, 15), такое анкетирование проводится в начале первого полугодия коррекционной старшей группы. В начале второго года обучения можно предложить анкетирование следующего характера, для того чтобы распознать родительскую оценку своей деятельности (слайды 16-17).

Ведется большая консультативная и просветительская работа по пропаганде популярных медицинских знаний, даются практические советы и рекомендации по воспитанию нервных, физически ослабленных детей, созданию для них необходимого охранительного режима жизни в семье. Родителям даются основы психолого-педагогических знаний и характеристика развития личности ребенка, рассматриваются причины тех или иных проблем в его развитии.

Рекомендую следующие темы для родительских собраний:

"Родителям о воспитании", "Родительские заповеди", "Как надо любить ребенка", "О материнской ласке", "Советы по воспитанию внуков", "Как отвечать на детские вопросы", "Как воспитывать у детей самостоятельность", "Что делать, если ребенок упрямится", "Какие усилия требуются от родителей упрямых детей", "Как преодолеть капризы", "Как заучивать наизусть стихотворения с детьми", "Как научить ребенка беречь книги", "Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение", "Если ребенок провинился", "Правила хорошего тона во время беседы", "Наказывая ребенка, нужно помнить...", "Как провожать ребенка из дома", "Как встречать ребенка дома", "Чтобы ребенок с желанием убирал игрушки", "Если ребенок говорит неправду" и др.

В целях оказания практической помощи при организации работы по формированию общения в семье постоянно обновляются рубрики в уголке для родителей:

"Вести с занятий" (Слайд №18) - эта рубрика знакомит родителей с темами, целями и задачами основных занятий, чтобы родители были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают они. Это способствует тому, что родители могут соучаствовать в обучении ребенка, оказывать ему посильную помощь.

"Благодарим" (слайд №19 - 20) - эта рубрика отражает слова благодарности тем родителям, которые оказывают внимание, помощь в работе учителя-дефектолога.

Активизирующая рубрика на родительское содействие (слайд №21), особенно в старшей коррекционной группе. И для создания мотивации к обучению осуществляю проведение конкурсов на лучшую тетрадь с домашними заданиями.

"Для Вас родители!" - данная рубрика консультативно знакомит родителей с развитием, обучением и воспитанием детей возрастной группы (постоянные информативные листы по возрасту детей группы - психическое развитие ребенка 5, 6, 7 в норме по разделам) слайд №22

Консультативный, рекомендационный и другой материал в информационном стенде подбирается с учетом набранного контингента дошкольников группы и их родителей (законных представителей).

Результаты совместной деятельности родителей и учителя - дефектолога по параметрам, которые отражены на рисунке в сравнительном процентном соотношении. Вы можете наблюдать на слайде №23.

Семья вносит большой вклад в самоощущение ребенка как ученика, при правильном подходе (поддержке, понимании, сопереживании в трудностях и т.д.) создает возможность проявить творческий потенциал, попробовать себя в различных сферах и добиться успеха, в семье раскрываются его индивидуальные способности, создаются предпосылки для их развития.

Вера родителей в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствуют формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивают чувство уверенности в себе, доверие к окружающему миру. Сотрудничество педагогов и родителей в доброжелательном стремлении помочь ребенку при понимании его индивидуальных особенностей и трудностей в усвоении учебного материала лежит в основе всей коррекционной работы.

Презентация.