На сегодняшний день в науке остро стоит проблема неточной терминологии. Различные учёные в своих трудах используют разные термины для обозначения одного и того же понятия. Это касается и фонематических процессов, поэтому нужно сразу определить, что мы под ними понимаем. Термин фонематическое восприятие наиболее полно раскрыт Л.С. Волковой, где он определяется так: "специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова". Оно содержит в себе два компонента: фонематический слух и элементарный звуковой анализ. Благодаря фонематическому восприятию, которое развивается на основе фонематического слуха, происходит различение на слух звуков речи. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.
Анализ состояния фонематического восприятия на начало учебного года у детей старшей и подготовительной групп МДОУ № 58 показал, что из 41-го обследованного ребенка у 22-х наблюдалось недоразвитие, это составило 54% от общего количества, зачисляемых на занятия в логопункт.
Дети испытывали затруднения при повторении рядов их 3-х слогов с согласными звуками, оппозиционными по звонкости-глухости. Наиболее успешно выполняли задание при повторении слогов из 2-х элементов со звуками, оппозиционными по твердости - мягкости. Среди ошибок отмечались замены и смешения звуков, изменение структуры ряда, перенос слогов и слов из предыдущего ряда в проговариваемый.
При узнавании заданного звука в ряду других звуков воспитанники справились с заданием, трудности отмечались при узнавании данного звука в ряду слогов. Узнать звук в ряду слов оказалось слишком сложно для детей. Наблюдалось увеличение количества ошибок с уменьшением контрастности звуков.
При изучении восприятия слов, похожих по звучанию, дети смогли различить только слова, состоящие из звуков, не нарушенных в произношении.
С заданием на опознание правильного и искаженного звучания слов справилось 30% воспитанников. Они слышали ошибки в произношении слов, если те отличались от их типа ошибок, и правильно определяли нормальное звучание слова. Остальные дети наоборот, не могли указать на ошибку.
Большинство воспитанников неправильно определили звучание фраз при произнесении слов-паронимов, даже, если произношение звуков было им доступно.
Таким образом, вышеперечисленные данные позволяют сделать следующие выводы:
1. У детей выявлен низкий уровень развития фонематического восприятия. Для них характерны нарушения восприятия не только нарушенных в произношении звуков, но и правильно произносимых. Дифференциация согласных, оппозиционных по звонкости-глухости, для детей сложнее, чем различение согласных по твердости - мягкости, по месту и способу образования.
2. Наибольшие трудности вызвали задания на узнавание заданного звука в слогах и в словах, а также задания на различение правильного и неправильного звучания слов, фраз.
3. На формирование фонематического восприятия у воспитанников вторично влияют недостатки звукопроизношения, а также низкий уровень развития речевого внимания.
Как известно, детей данной категории сложно заинтересовать процессом обучения, т.к. они не "слышат" ошибки в своей речи и считают, что им не нужно заниматься с логопедом. Преодоление нарушений развития фонематического восприятия требует целенаправленной логопедической работы в ходе специально организованного обучения с использованием специальных коррекционных упражнений и заданий, учитывая, что время, отводимое на коррекционную деятельность в условиях логопедического пункта, ограничено.
Придерживаясь выше описанной позиции, мной были подобраны игры, а также наглядно-игровые средства, которые представляли собой, с одной стороны, наглядное пособие, с другой - дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения, сопровождающиеся иллюстрациями, несущие дополнительную функцию. Подбор и использование игр проводила с учетом принципов коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями и учёта онтогенеза развития фонематических процессов и особенностей развития фонематического восприятия. В процессе обучения разъясняла правила, создавала игровую ситуацию, формирующую дополнительную стимуляцию игровой и речевой активности, активизирующую познавательную деятельность и позволяющую ребенку усвоить свой собственный опыт.
Предлагаемые наглядно-игровые средства дали возможность дошкольникам с ФФН, наглядно представить конкретную ситуацию, необходимую для порождения определенного речевого высказывания. Содержание каждого наглядно-игрового средства способствовало решению максимального количества образовательных и воспитательных задач, развитию всех высших психических функций (памяти, внимания, речи).
Коррекционную деятельность по преодолению нарушений развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях дошкольного логопедического пункта строила в два этапа. На первом этапе велась подготовительная работа, которая была направлена на развитие слухового внимания и речевого слуха. Целью второго этапа было непосредственно развитие фонематического восприятия.
Работу реализовывала на индивидуальных и подгрупповых занятиях со специально изготовленными наглядно-игровыми пособиями. В обучении активно участвовали литературные персонажи ("Буратино", "Тётушка Сова", "Снежная Королева" и др.), использовались элементы сюжетно-дидактических игр, сюжеты сказок, серии сюжетных картинок, настольно-печатные игры.
На подготовительном этапе работу по развитию слухового восприятия проводила по следующим направлениям:
- восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, игрушек, действий - "Узнай звук", "Что звучало?", "В мире звуков", "Подбери картинку, что звучало", "Шумящие коробочки";
- дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы) - "Где хлопнули? или "Внимательный слушатель";
- дифференциация по темпу (быстро - медленно) - "Кто быстрее?";
- дифференциация по ритму (ритмические рисунки) - использование карточек с ритмическим рисунком (условным обозначением);
- дифференциация по силе звучания (громко - тихо) "Покажи как один и тот же звук можно произнести по-разному", "Громкие подсказки".
Работу по развитию речевого слуха проводила на материале одинаковых звуков, звукосочетаний, слов, фраз по направлениям:
- дифференциация по тембру;
- дифференциация по силе голоса;
- дифференциация по интонации;
- дифференциация по высоте.
Например, игра Сказка "Три медведя". Меняя высоту голоса, попросить отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Или игра "Узнай по голосу". Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).
Также параллельно велась работа по развитию речевого внимания и памяти.
На основном этапе работу по развитию фонематического восприятия строила в следующей последовательности:
- дифференциация слов, близких по звуковому составу - "Игрушка ошибается", "Внимательные ушки", "Запомни слова", "Слушай, смотри", "Гонки слонов". Игра "Правильно-неправильно"- вначале давались слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.
- дифференциация слогов - "Эхо", "Бабочка", "Медвежонок", "Песни лета";
- дифференциация фонем - "На лесной полянке", "Телевизор", "Берег реки", "Ромашка", "Друзья-коллекционеры".
Сначала проводила дифференциацию гласных, затем согласных звуков, начиная от максимально контрастных звуков к близким по акустико-артикуляционным характеристикам (оппозиционным):
1) в ряд не включались звуки той же фонетической группы, что и заданный звук, парные по звонкости/ глухости, одинакового способа образования;
2) в ряд не включались только звуки той же фонетической группы;
3) использовались звуки той же фонетической группы.
Условия предъявления материала постепенно усложняла: восприятие артикуляции, использование экрана, восприятие звуков на слух с закрытыми глазами. В коррекционном процессе активно использовала наглядно-игровые средства, предложенные Т.Б. Уваровой: "Мистер Бокли", "Волшебные бусы", "Загадки Курочки Рябы", "Друзья-коллекционеры", "Вазы и цветы". Некоторые игровые упражнения были модифицированы и видоизменены.
Применяемые комплексы приемов и упражнений с использованием наглядных средств, способствовали более успешному решению задач по развитию фонематического восприятия, высших психических функций, слухового внимания и памяти, координации движений, тонкой моторики.
Разработанная система коррекционно-логопедического воздействия позволила достичь положительных результатов в преодолении нарушений фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН речи. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у воспитанников ДОУ улучшился фонематический слух, они стали свободно отличать дефектную речь от правильной. Научились дифференцировать сходные фонемы на слух и в произношении, наиболее близкие по акустическим признакам, стали хорошо воспроизводить звуковые, слоговые ряды и ряды слов, определять голос по тембру, интонации, силе; успешно проводить звуковой анализ слов разной слоговой структуры. Также заметно улучшились все показатели речевой деятельности, отмечалась более успешная динамика процесса автоматизации звуков.
Список использованной литературы
- Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Опорные конспекты 16 занятий /Н.С. Варенцова. - М.: "Гном-Пресс", "Новая школа", 1998. - 38 с.
- Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003 - с.70-83.
- Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями/ Н.М. Миронова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 48с.
- Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками / Т.Б. Уварова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с. (Библиотека журнала "Логопед") (3).