Цель:
- Автоматизация звука [Ц] в словах и предложениях.
- Формирование навыков звукового анализа и синтеза;
- Умения составлять предложения по заданной схеме.
- Развитие грамматического строя речи - употребление существительных в предложно-падежных формах; активизация и расширение словаря.
Оборудование: иллюстрации по сказке "Курочка Ряба".
Ход занятия
I. Оргмомент.
Отгадай сказку.
- Посмотри и отгадай, какая это сказка ("Курочка Ряба").
1. Психогимнастика "Грустно-весело".
- Давай покажем, как бабушка грустила, когда мышка разбила золотое яйцо.
- А как бабушка радовалась, когда курочка снесла золотое яйцо.
2. Артикуляционная гимнастика для звука [ц].
а) "Улыбка - трубочка";
б) "Причешем губки зубками";
в) "Лопаточка";
г) "Почистим нижние зубки";
д) "Катушка";
е) "Молоток";
ж) "Молоток - водичка";
з) "Тихо кукла спит".
3. Отгадывание загадки.
- Я сейчас загадаю тебе загадку.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём,
И он разбился и оттуда
Живое выбежало чудо.
Такое тёплое,
Такое пушистое и золотое.
II. Основная часть.
1. Характеристика звука [ц] по схеме.
- Покажи цыплёнку как произносится звук [ц].
- Что делают губы? (улыбаются)
- Что делают зубы? (заборчик)
- Что делает язык? (приподнимается)
- Какой дует ветерок? (тёплый)
- А есть ли в горлышке звоночек? (нет)
2. Автоматизация в обратных слогах.
- Давай послушаем, как цыплёнок стучал в скорлупку, когда захотел вылупиться.
- атс-атс-атс
- отс-отс-отс
- утс-утс-утс
Автоматизация в прямых слогах.
- ца-ца-ца
- цо-цо-цо
- цу-цу-цу
- цы-цы-цы
3. Автоматизация в чистоговорке.
- Ца-ца-ца - нигде нет продавца.
- Цо-цо-цо - выйти на крыльцо.
- Цы-цы-цы - сильные борцы.
- Це-це-це - муха на яйце.
- Цу-цу-цу - зову курицу.
- А у нас про яйцо есть сказка, давай расскажем её цыплёнку.
4. Отражённое проговаривание.
Це-це-це, це-це-це,
Вот вам сказка о яйце.Цо-цо-цо, цо-цо-цо,
Курица снесла яйцо.Цу-цу-цу, цу-цу-цу,
Киска тянется к яйцу.Ца-ца-ца, ца-ца-ца,
Брысь котёнок от яйца!Цо-цо-цо, цо-цо-цо,
Сами мы съедим яйцо.Цы-цы-цы, цы-цы-цы,
Отогнали? Молодцы!Це-це-це, це-це-це,
Вот вам сказка о яйце.
5. Автоматизация в словах.
- А теперь покажи цыплёнку, как ты красиво говоришь звук [ц] в словах.
6. Автоматизация звука [ц] в предложениях.
- Давай расскажем цыплёнку сказку про курочку Рябу.
- Что снесла курочка Ряба?
- Что делал дед с яйцом? и т.д.
7. Физминутка "Цыплята".
Цып, цып, цып, цыплятки -
Есть водица в кадке.
Возле кадки блюдца.
Все они напьются.
8. Составление предложений по схемам.
Снесла яйцо.
Курица снесла яйцо.
9. Работа над словарём.
(Полянка родственных слов).
10. Пальчиковая гимнастика "Покормим цыплят".
Цыплятки клювиками клюют пшеницу.
11. раскрась картинки со звуком [ц].
III. Итог.
- Какой звук сегодня мы учились красиво произносить?
- Придумай слова со звуком [ц].