Цели урока:
– совершенствование навыка звукового анализа и синтеза;
– активизация и совершенствование словарного запаса;
– развитие умения находить выделять корень слова, уточнить понятие о корне слова как о значимой его части;
– формирование навыка подбора однокоренных слов, развитие навыка словообразования.
Оборудование: предметные картинки (дерево, ворона, снегирь, сова, скворец), каточки со словами, карточки с текстом, ручки, тетради.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Логопед: – Сегодня мы отправимся на прогулку в лес и чтобы не заблудиться, мы должны выполнить первое задание: сядет тот, кто подберёт однокоренное слово к слову “лес”.
(Дети называют слова и садятся).
2. Основная часть:
Совершенствование звукового анализа и синтеза:
(На доске “дерево”, на котором прикреплены буквы)
Логопед: – В нашем лесу есть одно необычное дерево называется оно “словообразовательное”. Посмотрите, что растёт на древе?
Ученики: – На дереве растут буквы.
Логопед: – Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, глухие согласные звуки, гласные.
(Дети называют буквы).
Логопед: – Если вы уберёте буквы, которые обозначают глухие согласные звуки, то сможете прочитать слово, которое я загадала.
(Дети убирают буквы, и получается слово “ворона”).
На верхушку дерева выставляется картинка “ворона” и слово.
Логопед: – Запишите получившееся слово в тетрадь, подчеркните орфограммы.
Развитие навыка словообразования:
Логопед: – Качнул ветер дерево, встрепенулась птица, обронила пёрышки, слова и рассыпались. Нам нужно помочь птице собрать их.
(На дерево вывешиваются пёрышки из бумаги, на которых написаны части слов).
Логопед: – Ребята, можем ли мы понять значение этих слов?
Ученик: – Нет.
Логопед: – Почему?
Ученик: – В этих словах нет корня.
Логопед: – Что нам необходимо сделать?
Ученик: – Нужно вставить в слова корень.
Логопед: – Возьмите каточки с корнем слова и поставьте их на место.
(Дети вставляют корни, читают получившиеся слова, уточняют значения слов).
Таким образом, на дереве появляются слова: воронушка, воронёнок, вороний, проворонила.
Логопед: – Что вы можете сказать об этих словах?
Ученик: – Эти слова однокоренные.
Логопед: – Почему?
Ученик: – У этих слов одинаковый корень “ворон” и они близкие по значению.
(Корень “ворон” прикрепляется на корень дерева).
Логопед: – Запишите получившиеся слова в тетрадь, поставьте ударение, выделите корень.
(Дети выполняют задание).
Логопед: – Давайте повторим, что мы знаем о корне слова.
Ученик читает стихотворение:
Корень – это слова значимая часть.
Родственные связи дарит корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова!
Развитие навыка подбора однокоренных слов для проверки безударных гласных в корне слова:
Логопед: – Пробрались мы через дебри словообразовательного леса и оказались на его опушке. Догадайтесь, каких птиц мы здесь сможем встретить?
Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)
(На дерево вывешивается картинка – слово “сова”)Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
(На дерево вывешивается картинка – слово “снегирь”)На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут певца…(Скворец)
(На дерево вывешивается картинка – слово “скворец”)
Логопед: – Посмотрите на слова – отгадки, что заметили?
Ученик: – В словах пропущены буквы.
Логопед: – Какие буквы пропущены?
Ученик: – В этих словах пропущены бездарные гласные.
Логопед: – Что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова?
Ученик: – Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово или подобрать однокоренное проверочное слово , чтобы безударная гласная стала ударной.
Логопед: – Мы с вами знаем, что однокоренные слова можно назвать родственными, а родственники всегда приходят на помощь друг другу. Так какой же родственник придёт на помощь к слову “сова”, “снегирь”, “скворец”.
(Дети подбирают проверочные слова, записывают их в тетрадь, ставят ударение, подчёркивают безударную гласную, выделяют корень).
Физминутка:
Расправили крылья, |
Руки вверх – потянулись. |
Разлетелись в стороны |
Руки на плечи. |
Галки, |
Круговые движения руками. |
Синицы, |
Взмахи руками. |
Воробьи |
Взмахи кистями. |
И вороны. |
Взмахи руками вверх – вниз. |
Присели отдохнуть. |
Присесть. |
Пёрышки встряхнуть |
Потрясти руками. |
И скорее в путь! |
Развитие умения выделять на слух родственные слова.
Логопед: – Озорной скворец предлагает нам поиграть: он спрятал в своём гнезде однокоренные слова. Послушайте внимательно стихотворение, постарайтесь запомнить и назвать однокоренные слова:
Мы построили скворечню
Для весёлого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том.
Мать, отец и скворушки –
Чёрненькие пёрышки.
Кормит матушка скворчат:
Целый день птенцы кричат:
– Мы хотим добавку муху и козявку!
(Дети называют слова, которые вывешиваются на дерево).
Логопед: – Почему вы решили, что это родственные слова?
Ученик: – У этих слов одинаковый корень “сквор”, и они близкие по значению.
Логопед: – Запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударение, выделите корень.
Игра “Найди родственников”:
Логопед: – Ветер разбросал по лесу слова, все они перепутались между собой. Посмотрите внимательно на цепочку слов и скажите, какое слово “лишнее”?
Нос, носит, носатый, носик.
Крылышко, крылечко, крылья, крылатый.
(Дети называют лишнее слово, доказывают, что оно лишнее, составляют и записывают словосочетание с “лишним” словом).
Работа с текстом:
Логопед: – Ребята, скажите, легко ли приходится птицам зимой?
Ученик: – Птицам зимой трудно приходится, потому что нет корма, морозный день для птицы – смерть.
Логопед: – Как могут люди помочь птицам?
Ученик: – Люди могут подкармливать птиц, развешивать кормушки.
Логопед: – Красногрудый снегирь принёс нам письмо от птиц.
(Детям раздаются карточки с текстом).
Зимой птицам голодно и холодно. Им нечем ____________ . Дети решили ____________ птиц. Они сделали _________ и насыпали на них ___________. Ребята __________ их крошками, семечками и зерном.
Логопед: – Прочитайте текст, скажите, понятен вам смысл текста?
Ученик: – Нет, не понятен, потому что в тексте пропущены слова.
Логопед: – Прочитайте слова помощники, которые даны ниже текста.
(Дети читают слова: кормиться, покормить, корм, кормушки, кормили).
Логопед: – Что вы можете сказать об этих словах?
Ученик: – Эти слова однокоренные, потому что у них одинаковый корень “корм” и они близкие по значению.
Логопед: – Мы знаем с вами то, что однокоренные слова могут принадлежать к разным частям речи. Среди слов – помощников найдите имена существительные, слова – действия (глаголы).
(Дети называют имена существительные: что? – корм, кормушки; слова – действия: что делать? – кормиться; что сделать? – покормить; что делали? – кормили).
Логопед: – Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова, запишите текст в тетрадь, выделите корень в однокоренных словах.
Развитие навыка словообразования:
Логопед: – Ребята, осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг. А вот клёст не улетает. Эта птица не боится грозной зимы. В самые сильные морозы она выводит птенцов. Как вы понимаете выражение “грозная зима”? Как можно сказать по – другому?
Ученик: – Зима морозная, холодная, суровая.
Логопед: – У вас на карточках написаны слова, подберите к ним однокоренные, относящиеся к разным частям речи.
(Карточка №1)
Что? |
Какой? |
Что делает? |
Зима |
(Карточка №2)
Какая? |
Что? |
Что делает? |
Морозная |
(Карточка №3)
Что? |
Какой? |
Что делает? |
Радость |
(Дети вписывают слова в карточки, объясняют, почему эти слова являются однокоренными).
3. Итог:
Логопед: – Чем мы занимались на занятии? Что больше всего понравилось? Что нового узнали?
(Дети повторяют определение “корень слова”, “однокоренные слова”).