Логоритмика

Разделы: Логопедия


Задачи:

- закреплять представление детей об объектах окружающего мира (о цветах), умение классифицировать их по месту произрастания;

- учить детей ясно проговаривать слова, петь легко, связанно, слушать друг друга, правильно брать дыхание и удерживать его до конца фразы;

- закреплять правильную артикуляцию для шипящих звуков, продолжать работу над мимикой лица, развитием мелкой моторики и фонематического слуха;

- продолжать формировать умение детей согласовывать движения со словами текста, развивать чувство ритма под музыку, правильно выполнять ритмический рисунок в сочетании с музыкой;

- развивать прослеживающую функцию глаза;

- развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

- способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование: магнитофон, предметные картинки с изображениями цветов (луговых, полевых), разрезные картинки садовых цветов по количеству детей, картинка-схема строения цветка, колокольчики, металлофон, картинки с кроссвордами цветов (для домашнего задания), цветы для украшения (на полу), наборное полотно.

Ход занятия

I. Вводная часть

Логопед встречает детей.

- Вы войдёте в класс и подумайте, о чём сегодня пойдёт речь на занятии и что нас ожидает? Как вы догадались?

Мир волшебный, мир цветов,
Тайный шёпот лепестков.
Нет названья тем цветам.
Сказка оживает там.

Звучит музыкально-ритмическая композиция Ю. Чичкова "Волшебный цветок". По залу (по кругу) разложены цветы: розы, ромашки, астры. Дети входят в зал под музыку, встают по кругу цветов и выполняют музыкально-ритмическую композицию.

1к.

Есть на свете цветок алый-алый, Дети присели, склонив голову и опустив руки над головой.
Яркий, пламенный, будто заря, Дети медленно поднимаются, поднимая руки над головой.
Самый солнечный и небывалый Повороты с поднятыми руками.
Он мечтою зовётся не зря. Далее наклоны в стороны с поднятыми руками.

Припев:

Может там, "Пружинки" в правую сторону затем в левую сторону, руки в стороны.
За седьмым перевалом,
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый, Руки вверх, прогибаются назад.
Самый волшебный цветок.
Самый сказочный и небывалый, Дети расходятся из круга.
Самый волшебный цветок.
Ля-ля-ля.... "Пружинки" на месте: на носочках в одну сторону, затем в другую
Пам-пам, пам-пам-пам.
Ля-ля-ля.... Дети возвращаются в круг, наклоняются, руки закрывают голову.
Пам-пам-пам.

- Ребята, а как вы думаете, куда мы сегодня с вами попали? О чём сегодня пойдёт речь на занятии?

Ребята отвечают.

II. Основная часть

а) Дидактическая игра на развитие мышления, зрительного внимания "Узнай цветок".

Цели игры:

- закрепить представление детей об объектах окружающего мира (о цветах);

- закрепить умение классифицировать цветы по месту произрастания.

Ход игры

- Вы, конечно, знаете множество разных цветов. Прекрасен пёстрый ковёр на лугу, в поле! Какие это цветы? Правильно, это и душистый клевер, и синий василёк, и белая ромашка, незабудка. А почему её так назвали? У незабудки - пять голубых лепестков, жёлтый зрачок, белые реснички. На тонком гранёном стебельке маленькие, покрытые шелковистым пушком листья. За эти листья незабудки прозвали в народе мышиными ушками.

- Но есть и другие, которые растут в лесу.

Логопед предлагает детям (они разделены на две группы) на наборном полотне разложить цветы по месту произрастания: поле, лес (на доске слова: полевые, садовые, луговые).

Игра "Сложи картинку". Работа с разрезными картинками.

- Соберите цветы. Назовите их. К какой группе они относятся? Почему?

Среди цветов есть и первоцветы. Назови их (рассматриваем настоящие одуванчики, сон-траву, подснежники, мать-и-мачеху).

- Вспомним строение цветка, назовите его основные части (по схеме и на настоящем).

б) Ритмическое упражнение на развитие слухового внимания, голоса, чувства ритма в игре на металлофоне.

- Среди травы прячутся ландыши-маленькие белые бубенчики на тонком стебле. Каждый цветок его кажется маленьким прозрачным кувшинчиком, перевёрнутым горлышком вниз. И из каждого кувшинчика льётся на лужайку тонкий аромат.

По древнерусской легенде, царевна Волхова полюбила юношу Садко. Садко отдал своё сердце девушке полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши-символы чистоты, любви и боли нежного девичьего сердца. После цветения ландышей на месте осыпавшихся лепестков появляется крупная красная ягода. Считают, что это не ягоды, а горючие слёзы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной.

- На что они похожи? Звук какого инструмента они могут напоминать, когда колыхаются от ветра?

Дети проговаривают, а затем проговаривают шёпотом, далее проигрывают мелодию и пропевают слова считалки:

Трынцы-брынцы, бубенцы.
Раззвонились удальцы.
Диги, дили, диги, дон,
Выходи скорее вон!

- Сочини свою мелодию под эти слова. Почему под эти слова можно сочинить несколько мелодий?

в) Упражнение на развитие мимических мышц лица, координацию движения, воображения "Цветы".

- Дети передают мимикой эмоции, о которых рассказывает логопед. Выполняют под музыку: В.А.Моцарт "Колокольчики".

Сначала цветы испугались,
Очень заволновались,
Потом они удивились,
И с нами цветы подружились,
Нам они улыбались
И весело с нами смеялись.

г) Артикуляционная гимнастика.

- Кто помогает опылять цветы? (Жук и бабочки). Какой звук произносит жук? Приготовим наши язычки.

Выполнение перед зеркалом упражнений:

- лепестки отдыхают - "Лопаточка"; подуем на него (не надувая щёк, плавно дуть на широкий язычок)

- от ветерка лепестки цветочков задрожали, затрепетали - "Болтушка";

- закачались то вверх, то вниз - "Качели";

- свернулись в чашечку и спрятались - "Чашечка";

- сел на них жук и зажужжал - зубки "заборчиком" - жжжжжж.

д) Упражнение на развитие фонематического слуха.

Игра на внимание.

Когда вы услышите звук [Ш], то присядьте, звук [Ж] - хлопаем в ладоши (ромашка, подушка, жук, мороженое, ландыш, важный, медвежонок, жарки, ковш).

- Какие цветы я назвала? Жарки по-другому называют купальница. Они занесены в "Красную книгу", рвать их не следует.

е) Упражнение на внимание и координацию движения под музыку "Жуки и бабочки".

- Немного отдохнём. Дайте характеристику жукам и бабочкам. Определи по характеру музыки, где летят жуки, а где бабочки. Слушая музыку, передай полёт этих насекомых (дети двигаются по залу).

ё) Упражнение для развития дыхания, артикуляции, голоса.

- Давайте представим, что у нас на одной ладошке лежит бутон розы. Закройте глаза, представьте это. Какой он? (Ароматный, душистый, пахучий, весомый). На другую ладошку-одуванчик. Когда он отцветает, каким он становится? (Лёгким, воздушным, белым, прозрачным). Ощутите вес этих предметов. Отрываем глаза и давайте вдохнём аромат розы (подносим к носу ладошку с воображаемой розой) через носик и выдохнем на одуванчик плавно, чтобы он разлетелся далеко-далеко (подносим ко рту ладошку с воображаемым одуванчиком).

ж) Упражнение для развития чувства музыкального темпа и ритма, умение участвовать в коллективном пении.

Логопед играет на колокольчике.

- Какого цветочка эта песенка? Хрустальный перезвон волшебных колокольчиков удивляет всех.

- Прослушайте ритмический рисунок, попробуем отхлопать его. А теперь покажите его на колокольчиках.

Дети играют на колокольчиках вступление песни "Весёлый оркестр", а затем исполняют её, между куплетами играют ритмический рисунок на колокольчиках.

III. Заключительная часть

1. Релаксация. Свободное кружение детей под "Вальс цветов".

- Что это за произведение? Покружите, так цветочки прощаются с нами, а я прощаюсь с вами. Понравилось ли вам на волшебной поляне? Что особенно понравилось? Какое задание было тяжёлым?

2. Дифференцированное задание (по выбору детей): заполнить кроссворд "Полевые цветы" или разукрасить цветок в соответствии со схемой.

Выход детей из класса под "Вальс цветов".

Приложение