Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся звуковой и смысловой сторон.
При втором уровне речевого развития в самостоятельных высказываниях, как правило, есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Типичны нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
При третьем уровне речевого развития объем активного словаря значительно вырос, но наблюдается неточное употребление лексических значений слов. Отмечаются трудности при словообразовании, по-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слов. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах.
Исходя из выше сказанного, после обследования состояния речи детей в начале учебного года (первая половина сентября) на медико-педагогическом совещании предлагаю перспективный план коррекционного обучения. Речевые категории формируются на материале лексических тем, в том числе «Наш город Санкт – Петербург».
Дети, маленькие петербуржцы, должны почувствовать себя жителями великого города, гражданами великой страны.
Считаю необходимым ориентацию на освоение детьми 5-6 лет лучших образцов отечественного и мирового искусства. Используя на занятиях (хоть и в небольшом количестве) произведений живописи, скульптуры, графики, народного искусства, архитектурных памятников, предоставляю детям возможность приобрести полноценный художественно-эстетический опыт, который может способствовать решению задач воспитания толерантности и патриотизма.
Направленность на интеграцию в решении задач в области познавательно - речевого развития детей с общим недоразвитием речи осуществляется через освоение представлений о культурных традициях, обычаях, исторических событиях.
«Культура и история Санкт-Петербурга» - составная часть лексических тем, изучаемых детьми с общим недоразвитием речи.
На первый взгляд, кажется, что данная тема сложна для дошкольников. Но если давать материал в доступной для детей форме, используя наглядность, вариативность, современные технологии, то усваивается он довольно успешно.
В своей работе я хочу показать, как тесно связаны лексические темы с темой «Наш город». Уже в сентябре, работая над темой «Осень. Деревья» (аналогично – «Зима», «Весна»), говоря о признаках осени, обращаю внимание детей на «Осень в городе». Предлагаю иллюстрации (фотографии) городских садов и парков, вспоминаем, какие изменения произошли на участке детского сада, около дома, на улице ребенка (попутно закрепляя знание домашнего адреса). Дети «гуляют» по Летнему саду, парку на Елагином острове и рассматривают деревья, их строение (образование относительных прилагательных, согласование их с существительными). Здесь решаются другие задачи, но опосредованно дети запоминают городские достопримечательности.
Одновременно предлагаю задания на развитие мелкой моторики.
Далее, когда мы говорим о фруктах, овощах, осенних цветах, то рассматриваем натюрморты, созданные мастерами. Привлекаю внимание детей к творчеству художников, картины которых находятся в музеях Петербурга.
При изучении тем «Птицы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Животные жарких стран», «Животные Севера» предлагаю детям познакомиться с животными, которые живут в Ленинградком зоопарке, знакомлю (кратко) с его историей. Да и описывая внешний облик, повадки животных, использую репродукции картин художников-анималистов.
Дети ждут новогодних праздников, обращают внимание на то, как украшен детский сад, улица, город. Грамматические категории формируются на иллюстративном материале «Новогодний Петербург».
Следующие темы: «Посуда», «Мебель». Знакомя детей с предметами, обращая их внимание на материалы, из которых они изготовлены, предлагаю «Путешествие на машине времени». Дети узнают, как изготавливали посуду и мебель предки. Ребятам нравится рассматривать иллюстрации и фотографии, сделанные в Этнографическом, Русском музеях, вспоминать то, что они видели на экскурсиях.
Тема «Профессии» в данном случае очень интересна. Расширяя и систематизируя знания детей, напоминаю, что в таком большом городе, как Санкт-Петербург, можно увидеть людей разных профессий.
Знакомя детей с темой «Космос», считаю важным напомнить, что история космонавтики началась в нашем городе. Рекомендую родителям с детьми посетить музей Газодинамической лаборатории, где можно увидеть много всего интересного, а потом рассказать об этом. Все вместе мы обычно едем в Планетарий. Там дети знакомятся со «Звездными сказками» и любуются звездным небом Петербурга.
Часть занятий отводится для знакомства с творчеством русских поэтов и писателей.
Считаю, что нужно обратить внимание на роль Петербурга в их творчестве.
«Наша Родина – Россия» - тема сложная, но близкая ребенку. Маленький человек понимает, что он живет в большой и многонациональной стране. Дети рассказывают об обычаях своего народа, знакомятся с творчеством поэтов, писателей, художников.
Ну и, конечно же, продолжаем «путешествовать» по родному городу с его историей и культурой. Как итог, дети составляют описательные рассказы, рисуют, читают ребусы, отгадывают загадки, кроссворды, разучивают стихи.
Формирование речевых категорий на примере темы «Наш город».
1. Развитие грамматического строя речи.
а) При обучении детей образовывать существительные в единственном и множественном числе провожу игры «Один – много», «Посмотри и назови», «Натюрморт».
б) В играх «Собери картинку», «Что я вижу из окна (экскурсионного автобуса)», «Любимый город», «Рассматриваем картину», «Замечательные мастера» учу детей согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, образовывать относительные, качественные и притяжательные прилагательные, использовать словосочетания при составлении предложений.
в) У детей с ОНР часты ошибки при согласовании существительных с числительными.
Игры и игровые упражнения помогают усвоить сложный материал быстрее и с интересом: «Сосчитай, сколько», «Домино».
г) При обучении правильному употреблению в речи простых и сложных предлогов использую иллюстрации достопримечательностей города, предметы народного искусства.
- «Где ты был?» - предлоги В, НА.
- «На чем путешествуем?» - предлоги В, НА.
- «Что из чего?» - предлог ИЗ. (народные игрушки, посуда, мебель).
- «Где спрятался …?» - предлоги В, НА, ПОД, НАД и др.
- «Что где находится?», «Что изменилось?», «Будь внимательным».
д) Навык словообразования у детей с общим недоразвитием речи сформирован крайне слабо, в самостоятельной речи часты аграмматизмы. Ведя коррекционную работу, предлагаю поиграть и выполнить задания:
«Путешествие» - образование приставочных глаголов.
«Русский сарафан», «В гостях у бабушки Матрены», «Летний сад» - образование глаголов, обозначающих трудовые действия.
е) В играх «Мой город», «Чей? Чья? Чье?» учу детей согласовывать притяжательные местоимения с существительными.
ж) Обогащение активного словаря детей идет и за счет умения образовывать родственные слова, формирования навыка словообразования с помощью приставок и суффиксов.
Использую игры «Найди маленькое слово, которое спряталось в большом», «Семья слов», «Бусинка за бусинкой».
Так постепенно, обращаясь к теме «Наш город», идет формирование грамматического строя речи у детей с речевой патологией.
Большое внимание уделяется формированию и отработке грамматических высказываний, умению задавать вопросы, обращаться с просьбой в различных повседневных ситуациях.
2. Работа над слоговой структурой речи.
Дети испытывают трудности при произношении многосложных слов, особенно со стечением согласных, что в дальнейшем может привести к ошибкам при написании слов. Затруднения при произношении сложных для ребенка слов приводят к его нежеланию отвечать, а также часто вызывают появление вторичных наслоений, связанных с болезненными переживаниями особенностей собственной речи.
Игровая форма упражнений с использованием наглядного материала мотивирует детей на активное использование устной речи.
Тренировка в произношении трудных слов, разучивание коротких стихов, выполнение творческих заданий дома вместе с родителями приведут к более успешной коррекции нарушений слоговой структуры слов.
В логопедические занятия включаю:
- упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия,
- повторение коротких стихов,
- выкладывание слов из разрезной азбуки,
- составление предложений, рассказов с данными словами,
- нахождение в многосложных словах более коротких, составление ребусов,
- выполнение заданий по обводке, штриховке, рисованию по пунктирам, по клеточкам и др. с обязательным проговариванием своих действий,
- отгадывание загадок и самостоятельное придумывание загадок,
- составление рассказов из личного опыта.
3. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.
Предлагая детям слова для звуко-слогового анализа и синтеза, обращаюсь к теме «Наш город». При необходимости использую иллюстрации в качестве демонстрационного и раздаточного материала.
Рядом с картинкой дети выкладывают схему слова, составляют его из разрезной азбуки.
Анализируя предложение, составляя графическую схему, дети опираются на наглядность, осваивают семантику слов.
4. Грамота.
а) При знакомстве с буквами обращаюсь иллюстрациям с достопримечательностями Петербурга, репродукциям картин (жанры живописи, названия произведений, фамилии художников) для обогащения активного словаря детей.
В игровом упражнении «На что похожа буква?» стараюсь, чтобы дети находили сходство написания буквы с предметами, которые их окружают, образами и видами города.
«Печатая» слова и предложения в тетради, не забываем и «городские» слова. Дети постепенно запоминают их значение и написание, что является профилактикой дисграфии.
б) Более сложным при речевых нарушениях является формирование умения «читать» ребусы и кроссворды. Но занимательные задания увлекают детей, и к концу обучения многим все же удается овладеть этим навыком.
5. Развитие общих речевых навыков, звукопроизношения.
При разучивании стихов о Петербурге, придумывании загадок и составлении рассказов идет автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Одновременно идет работа по развитию речевого дыхания, правильной голосоподачи и плавности речи, умения произвольно изменять силу голоса, говорить тише, громче, тихо, громко, шепотом. Дети учатся говорить в спокойном темпе. Развивается тембровая окраска голоса, высота тона, четкость дикции, интонационная выразительность речи.
Использование современных технологий при формировании речи ребенка.
Последнее время компьютерные технологии, активно внедряемые в общем образовании, я применяю на логопедических занятиях. Постепенно создавая слайд-фильмы и компьютерные презентации, использую их при формировании словаря и грамматических категорий, в том числе в работе по теме «Наш город». У детей с ОНР часто снижена познавательная мотивация, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире. Кроме того, у многих детей на занятиях отмечается тревожность, негативизм, неустойчивость внимания. Применение современных технологий интересно большинству детей. Как правило, процесс автоматизации звуков, формирования лексико-грамматических категорий, слоговой структуры слов заключается в многократном повторении одного и того же материала, вызывающем у детей утомление и пресыщение однообразной деятельностью. Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. Такие игры, как «Что я вижу из окна», «Любимый город», «Замечательные мастера», «Рассматриваем картину», «Где спрятался…?» дополнительно стимулируют ребенка к выполнению задания. Правильно подобранные с учетом зоны актуального и ближайшего развития ребенка задания дают ему возможность наглядно увидеть результат своих усилий, повысить самооценку, снизить неуверенность, боязнь ошибиться, тревожность.
Теперь немного о семантизации. Дети с ОНР обычно нечасто спрашивают о значении повторяемых ими слов. Используя презентации, я подбираю иллюстрации так, чтобы при назывании слова или предложения ребенком, пояснить их значения.
Даже если дети не читают, текст является дополнительной зрительной опорой. 6-7-летки, опираясь на зрительное восприятие текста, запоминают написание слов, обращают внимание (порой неосознанно) на правила письма (большую букву, предлоги, точку в конце предложения и т.д.).
У детей с ОНР помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, словесно-логического мышления, вербальной памяти, внимания. Поэтому необходимы упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха, профилактику нарушений письменной речи, а также развитие психических процессов.
Ожидаемые результаты.
- Речь детей отличается расширением словарного запаса, наличием прилагательных, сравнений.
- Качественно изменилась связная речь.
- Начинает проявляться чувство патриотизма (любовь к родному городу, гордость за людей, создавших наш город и за произведения культуры, желание сохранить и приумножить культурное наследие народа).
- Расширяются интересы детей, появляются новые игры («Строим город», «Я – экскурсовод», «Музей», «Отгадай скульптуру» и т.д.)
- Дети обнаруживают стойкое стремление к посещению музеев, театров, к рассматриванию иллюстраций, альбомов.
Литература.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. и др. «Коррекция нарушений речи», «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», М., «Просвещение», 2009.
- Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) С-Пб, «Детство – ПРЕСС», 2007.
- «Мы входим в мир прекрасного», музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» под ред. Столярова Б.А., С-Пб, 2008.
- Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., «Чудесный город» (Петербургская тетрадь), С-Пб, 1995.